Центр искусственного интеллекта НИУ ВШЭ

Методы оценивания товаров на виртуальных площадках

Развитие цифрового общества сопровождается ростом рыночной роли товаров и услуг, направленных на опыт, впечатления потребителей (игры, музыка, фильмы, отели и др.). Общей характеристикой подобных товаров и услуг является то, что их стоимость в большей степени зависит не от объема ресурсов, затраченных на их производство, а от ценности, которая конструируется социально участниками рынка, то есть того, насколько ценными эти товары считаются. 

На виртуальных площадках пользователи обсуждают свой опыт и оценивают, что им понравилось и не понравилось, другие пользователи часто основывают свой выбор товара на таких обсуждениях. Платформы уменьшают издержки на поиск, участвуют в процессах выстраивания репутации организаций. При этом, несмотря на рост исследований в области оценочных исследований (valuation studies), вопрос выявления факторов, связанных с формированием цены на такие товары, еще остается открытым.

В обсуждениях генерируется большое количество открытых данных с рассуждениями пользователей о товарах. Основной сложностью в анализе таких данных становится их большое количество, что представляет собой отдельную методологическую задачу, с которой чисто количественные или чисто качественные подходы справляются не полностью. В рамках проекта формируется подход, позволяющий на основе анализа текста выделять наиболее значимые свойства товаров, влияющие на их привлекательность, а также анализ связи этой привлекательности с ценой, причем наибольший интерес представляет выделение именно социально-обусловленых, а не объективных свойств. Выделение таких свойств позволит понять, какие именно свойства товара считают важными пользователи, обращая при этом внимание только на ключевые моменты и типичные отзывы, без необходимости просмотра всех отзывов. Кроме того, выделение сильно отличающихся от остальных (с точки зрения свойств товара) отзывов может выступать основой для фильтрации ложных, нерелевантных отзывов. Исследование воспринимаемых свойств товара может выступать и основой для его последующей доработки и улучшения.

Проект реализуется совместно со Сбером.

Команда проекта

Суворова Алёна Владимировна

Руководитель проекта