Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 109028, г. Москва, Покровский бульвар, д. 11
Телефон: +7(495) 772-95-90 *28240
Департамент программной инженерии был создан в 2014 году на базе отделения программной инженерии. В департаменте ведутся исследования по различным современным научным направлениям, в число которых входят: анализ и моделирование бизнес процессов, математическое моделирование, машинное обучение и искусственный интеллект, нечеткая логика, процессно-ориентированные информационные системы.
Борзых Д. А., Вакуленко Е. С., Фурманов К. К.
М.: Издательская группа URSS, 2024.
ZAMM Zeitschrift für Angewandte Mathematik und Mechanik. 2024. Vol. 104. No. 3.
In bk.: Towards a Hybrid, Flexible and Socially Engaged Higher Education. Proceedings of the 26th International Conference on Interactive Collaborative Learning (ICL2023), Volume 3. Vol. 901: Lecture Notes in Networks and Systems, vol 901. Springer, 2024. P. 464-473.
Begicheva A., Lomazova I. A., Nesterov R.
arxiv.org. Computer Science. Cornell University, 2023
Информатизация деятельности любой организации – будь то коммерческая компания или государственное учреждение – это комплекс долгосрочных задач, связанных с поэтапным, последовательным выбором, разработкой, внедрением и сопровождением различных автоматизированных решений и вычислительных комплексов. В ходе решения этих задач изменяется внутренняя и внешняя среда организации, пересматриваются ее цели и задачи, что оказывает влияние на направления и приоритеты автоматизации – за мероприятиями по радикальному развитию ИТ могут следовать этапы приостановки проектов и оптимизации ИТ-хозяйства. Для принятия эффективных решений в этой непростой и изменчивой области ИТ-лидер должен обладать всесторонним и адекватным пониманием ситуации в бизнесе и информационных технологиях, уточнять цели компании, обоснованно определять направления и приоритеты информатизации, а также реалистично оценивать необходимость, возможность и своевременность применения множества технологических и организационных решений, продуктов, компетенций, которые существуют в области ИТ.
Информационные технологии многогранны. Знания в области ИТ на сегодняшний день состоят из многих вертикальных и слабо связанных друг с другом дисциплин: разработка программного обеспечения, администрирование операционных сред, построение сетей передачи данных и вычислительной инфраструктуры, внедрение процессных моделей для регулярных операций, управление ИТ-услугами, управление ИТ-проектами – и все эти дисциплины являются достаточно емкими, предполагающими специализацию и глубокие компетенции для успешного их использования. Знаний и дисциплин в области ИТ стало так много, что один человек не в состоянии владеть глубокими компетенциями по всем предметным вопросам. Как в таких условиях ИТ-лидер должен организовать управление своим подразделением? Каким образом он сможет эффективно автоматизировать деятельность компании – разрабатывать обоснованные планы развития ИТ и успешно реализовывать проекты?
Для эффективного управления информатизацией необходимо владеть искусством избирательного применения каждой из вертикальных дисциплин в контексте складывающихся внутренних и внешних обстоятельств. Информатизация – это горизонтальное знание, в котором должным образом сочетаются ключевые элементы вертикальных дисциплин. По сути, это основной навык успешного ИТ-лидера, который приобретается с опытом.
В предлагаемом учебном курсе приобретаются начальные навыки успешного ИТ-лидера – навыки, граничащие с одной стороны с искусством, с другой стороны опирающиеся на конкретные и регулярные мероприятия, выполняющиеся в каждом цикле информатизации.
· Почему возрастает важность информационного обеспечения
· Как управлять развитием ИТ в больших компаниях
· Подходы к проектированию целевого состояния ИТ
· Подходы к планированию достижения целевого состояния ИТ
· Подходы к организации службы ИТ и управлению проектами ИТ
· Подходы к организации процессов информатизации
· Архитектура и ее место в информатизации
· Бизнес-архитектура как основа Архитектуры ИТ
· Архитектура ИТ – инструменты и представления
· Введение в сервисно-ориентированную архитектуру
· Практические примеры – Архитектура ИТ крупных компаний
· Управление Архитектурой в крупных компаниях
· Тренинг слушателей (самостоятельная работа)
· Стратегия ИТ и ее место в информатизации
· Роль ИТ в компании и принципы информатизации
· Стратегические инициативы и портфель проектов ИТ
· Разработка и реализация Стратегии ИТ
· Практические примеры – Стратегия ИТ крупных компаний
· Тактические задачи информатизации
· Тренинг слушателей (самостоятельная работа)
· Каталог услуг и Модель сорсинга ИТ
· Процессная модель ИТ
· Организация службы ИТ
· Аудит ИТ
· Практические примеры – Система управления ИТ в крупных компаниях
· Тренинг слушателей (самостоятельная работа)
· Проблематика управления ИТ-проектами
· Портфельное управление проектами
· Процессы и документы проектной деятельности
· Организация интенсивной проектной деятельности
· Практические примеры – портфели ИТ-проектов и организация Проектных офисов
· Тренинг слушателей (самостоятельная работа)