Секция 3: «Формы работы со студентами» 24 октября 10:20 – 11:00
Доклад «Опыт разработки и реализации онлайн-магистратуры ФКН»
Докладчик:
Хатуна Датоевна Абашидзе
менеджер образовательной программы «Магистр по наукам о данных» факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ
Аннотация:
Последние десятилетия информационные технологии стремительно развиваются, меняя привычный образ жизни и открывая новые возможности в различных сферах деятельности. Благодаря интернету взаимодействие между континентами стало доступнее и проще: можно общаться и даже учиться в среде онлайн, почти аналогичной среде взаимодействия в реальном мире. Влияние новых технологий, конечно же, отразилось и на сфере образования. Появилась возможность получать знания онлайн – в удобное время и из любой точки мира.
На образовательных платформах на ряду с массовыми открытии онлайн курсами стали появляться и другие, более крупные, образовательные продукты, такие как специализации, мастер-треки, микро-степени и, наконец-то – полноценные степени (Online Degrees).
В зарубежных вузах онлайн программ бакалавриата/магистратуры/MBA с каждым годом все больше и больше. Крупнейшая образовательная платформа Coursera начала размещать на своей площадке первые программы высшего образования несколько лет назад. В настоящее время на Coursera представлено более 20 программ от 12 университетов, из которых 1 российский – НИУ ВШЭ.
Программа «Магистр по наукам о данных» – первая в России англоязычная программа магистратуры по наукам о данных, реализованная полностью в онлайн формате: весь образовательный процесс от подачи заявления до защиты диплома проходит исключительно с применением электронных технологий, студенты в кампус не приезжают. Очевидно, что у данной формы реализации программы есть отличия по сравнению с традиционной формой обучения. Эти отличия проявляются как при разработке дизайна программы, так и при сопровождении учебного процесса, играющего в данном случае ключевую роль, о чем и будет рассказано в рамках доклада.
Резюме:
Магистерская программа “Master of Data Science” реализуется Факультетом компьютерных наук НИУ ВШЭ полностью в онлайн формате на платформе Coursera. НИУ ВШЭ – это единственный российский вуз, реализующий полноценную образовательную программу на Coursera. Эта также первая в России англоязычная магистратура по Наукам о данных, реализованная полностью в онлайн формате. Все процессы реализуются в удалённом режиме, начиная от подачи студентами документов и заканчивая защитой диплома.
Многие процессы на программе специфичны и отличаются от процессов, выстроенных в очных магистратурах. Организовано два набора абитуриентов на программу – зимой и осенью. Первый набор состоялся в феврале 2020 года, на программу было зачислено 96 студентов из более чем 20 стран. Второй набор состоялся в сентябре 2020 года, было зачислено 135 студентов. Таким образом сейчас обучается 2 потока первокурсников. При разработке дизайна программы мы руководствовались рекомендациями Coursera и анализировали зарубежный опыт реализации таких программ. Мы стремились к обеспечению понятности структуры программы для абитуриентов. Сейчас программа состоит из 32 курсов, включая вариативную часть. При этом программа соответствует российскому образовательному стандарту. Обучение состоит из 3 семестров. Студенты изучают 2 курса в параллели. На программе реализуются 3 трека. Со 2 семестра студенты выбирают один из треков и далее осваивают дисциплины этого трека. Программа максимально практико-ориентирована, основана на проектном обучении. В каждый курс внедрено не менее одного проекта. Как правило, финальная часть каждого курса включается в себя проектную задачу. Как и на очных программах присутствуют сессии и каникулы, 3 незачёта также могут привести к отчислению студента.
Подробнее про структуру программы. 32 курса разбиты на 4 блока: математика, программирование, профессиональный блок и проекты. На программу поступают люди с абсолютно разным бэкграундом. Для поступления нужно иметь степень бакалавра или специалиста по любому направлению. Получился довольно разнообразный состав студентов по специализации. Чтобы выровнять их уровень, мы включили в программу блоки по математике и программированию, каждый из которых содержит по 5 курсов. В профессиональный блок включены курсы в зависимости от выбранного трека. Предлагаемые треки: Data Scientist, Machine Learning Engineer, Researcher in DS.
Студенты изучают 2 курса в течение 6-7 недель, по их завершению они получают доступ к следующим курсам. Студенты должны придерживаться дедлайнов. Мы ожидаем, что студенты в среднем тратят на обучение 30-40 часов в неделю. Обучение завершается финальным проектом. Если говорить в терминах учебного плана – это подготовка и защита выпускной квалификационной работы.
Существенным отличием магистерской программы от просто набора онлайн курсов является высокий уровень поддержки. На каждом курсе есть команда, которая его поддерживает и сопровождает. Преподаватели проверяют задания студентов, поддерживают с ними обратную связь, проводят вебинары, где консультируют студентов по различным вопросам, взаимодействуют с ними через форумы и электронную почту. На каждом курсе есть ассистенты, осуществляющие техническое сопровождение курса, они мониторят форумы, стараются отвечать на вопросы или направляют их команде курса. Учебный блок играет важную роль в реализации программы, оказывая организационную поддержку студентам. Если у студента возникает какой-либо вопрос относительно дисциплины, ему предлагается в первую очередь задать вопрос на форуме. Это сделано для того, чтобы если у других студентов возникнет аналогичный вопрос, они видели, что он уже был задан на форуме и, возможно, на него уже есть ответ. Студенты иногда сами отвечают на вопросы, помогая друг другу. В Zoom проводятся вебинары и life-сессии с преподавателями. Также используется платформа Slack, которая позволяет взаимодействовать и общаться студентам между собой, к ней преподаватели не подключаются. Взаимодействие осуществляется и по электронной почте, круглосуточно работает техническая поддержка Coursera.
На каждой неделе курса есть лекции в формате видеоматериалов длительностью 1-2 часа. Видеоролик разбит на фрагменты, для облегчения восприятия материала. Каждую неделю студентам предлагаются тренировочные (неоцениваемые) и оцениваемые задания. В каждом курсе есть задания, проверяемые преподавателями. В обычных онлайн-курсах нет заданий такого типа. Оценивая задание, преподаватели выявляют ошибки и объясняют их. Каждую неделю проводится мониторинг успеваемости студентов. Если выясняется, что студент не приступил к освоению курса, мы связываемся с ним, отправляя либо автоматические письма, либо индивидуальные. С каждым потоком студентов регулярно проводятся ежемесячные встречи в Zoom. Это неформальные встречи с учебным блоком. Обучаясь на онлайн программе, студент может потерять мотивацию. Важно наличие специалиста для оказания своевременной поддержки студенту.