Секция 1: «Организация и содержание образовательных программ» 24 октября 11:50 – 12:30

 

Доклад «Опыт МНМЦ СПбГУ: как учиться и учить цифровым специальностям в современном мире»

Докладчик:

Александр Юрьевич Авдюшенко
заместитель руководителя МНМЦ СПбГУ, куратор и преподаватель CS центра и ФМКН, доцент факультета математики и компьютерных наук СПбГУ, к.ф.-м.н.

Аннотация: 

Рассказ будет состоять из двух частей: в первой расскажу об опыте создания и проведения образовательных программ и мероприятий Международного научно-методического центра СПбГУ, обсудим возникшие вызовы и варианты опыт их преодоления. Во второй части вместе поразмышляем об особенностях современного образования, перспективах индивидуальных траекторий обучения, менторинга и трекинга.

Запись доклада

Презентация доклада

Резюме: 

Санкт-Петербургский государственный университет в разных рейтингах вузов занимает высокие места и предлагает широкий диапазон образовательных программ разного уровня по разным направлениям. Используя как образовательный фундамент, так и научный задел университета, в 2019 году мы подали заявку на создание Международного научно-методического центра. Автором этой идеи был руководитель Факультета математики и компьютерных наук. Идею поддержали руководитель Высшей школы менеджмента и проректор по научной работе. Заявка была одобрена. Была собрана команда из ведущих ученых-математиков и разработчиков из компаний. Мы постарались соблюсти баланс теоретических знаний и практических умений, науки и индустрии. В этой парадигме мы стараемся реализовывать как образовательные курсы, так и другие проекты.

В этом году были запущены 5 программ – две программы повышения квалификации, две программы стажировки и одна программа переподготовки. При проведении дней открытых дверей преподаватели рассказывают об идее и содержании каждой из этих программ. На программах обучаются преподаватели других вузов, стремящиеся повысить свой уровень знаний и навыков в машинном обучении, в разработке программного обеспечения, математике и преподавании всех этих дисциплин. Кроме того, центр занимается подготовкой и распространением доступных для всех учебно-методических материалов, в том числе конспектов лекций, видеоматериалов, наборов задач и многого другого. Запланировано провести запись нескольких онлайн-курсов и сборку из подготовленных материалов онлайн курсов для Coursera и Stepik. 

В 2021 году планируется повторить программы этого года и увеличить в два раза число мероприятий и программ. Полный переход работы в онлайн позволил привлечь слушателей из разных регионов России. Больше всего слушателей из Санкт-Петербурга, но есть из Москвы, из Сибири, с Дальнего Востока. Люди из разных университетов России подключаются, знакомятся с нашим опытом и будут его использовать в своих университетах для улучшения своих программ, для включения новых материалов и тем в свои учебные программы и курсы. Мы надеемся, что это в целом приведет к улучшению качества программ по информационным технологиям и математике. 

В сентябре 2020 года поступило более 350 заявок на участие в программах. Сейчас учатся около 250 человек, из которых вероятно чуть больше 200 человек успешно закончат обучение в ноябре 2020 года. Набор учащихся очень разнородный. Есть активные преподаватели ВУЗов, готовые уделить должное время обучению. Есть преподаватели, очень занятые в образовательном процессе, времени на обучение по программе не хватает, им нужно только удостоверение о прохождении курса. Также поступают аспиранты математических и технических факультетов, которые в будущем планируют заняться преподавательской деятельностью. Это почти идеальные кандидаты для центра, поскольку у них есть время на обучение, они молоды, активны, могут перенимать методики и опыт от преподавателей. Такие аспиранты активно осваивают новый материал, задают много вопросов и наиболее вероятно, что в будущем они могут начать преподавание сначала с практики и семинаров, а затем дорасти и до лекций. К нам приходят люди, которые просто хотят переквалифицироваться в программистов, освоить эту профессию. Они выбирают программы переподготовки. Приходят люди из других областей, например, специалисты из медицины могут начать изучать язык программирования Python для проведения своих научных исследований. К нам также приходят и профессиональные разработчики, которые интересуется новым, рассматривают для себя возможность преподавания в будущем.

Основные особенности реализуемых программ: индивидуальные треки с возможностью смены в первые две недели; наборы задач от очень простых до более интересных; для получения зачёта не обязательно решить все задачи; учащимся предоставляются видеозаписи и презентации всех занятий. Для поддержки обучения организованы чаты преподавателей с обучающимися, где всегда можно получить ответ на вопрос; индивидуальные консультации для проверки решений и кода; разборы задач и анализ типичных ошибок. Регулярно организуются научно-образовательные семинары на разные темы. 

На сегодняшний день в России функционируют пять Международных научно-методических центров. Одна из основных задач этих центров в том, чтобы собрать и поделиться со всеми лучшими практиками преподавания, которые есть в разных университетах.