Секция 1: «Организация и содержание образовательных программ» 24 октября 12:35 – 13:15

 

Доклад «Магистратура как основа системы подготовки кадров для цифровой экономики»

Докладчик:

Виктор Павлович Гергель
директор института информационных технологий, математики и механики, Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского, профессор, д.т.н.

Аннотация: 

Концепция «цифровой экономики», которая является магистральным направлением развития ведущих стран мира, вызывает широкое обсуждение, в дискуссию вовлечены известные ученые, специалисты, политики. На чем основывается понимание роли цифровой экономики? За основу понимания цифровой экономики можно принять определение, представленное в Стратегии развития информационного общества РФ на 2017-2030 годы: «Цифровая экономика – это хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг». Другими словами, цифровая экономика – широкое и повсеместно применение цифровых компьютерных технологий во всех сферах экономической деятельности страны. Решение столь масштабной задачи требует подготовки высококвалифицированных кадров в области цифровой экономики. Необходимость оперативной и массовой подготовки специалистов в данной области представляет собой определенный вызов все системе высшего профессионального образования. Классическая схема 6-летнего обучения «бакалавриат-магистратура» является слишком долгой – специалисты в области цифровой экономики крайне необходимы уже сейчас. И возможное решение данной проблемы состоит в самом широком развитии учебных программ магистратуры, которые достаточно оперативны (всего 2 года обучения) и более легко адаптивны к быстроменяющимся технологиям цифровой экономики. Обучение по таким программам магистратуры могут проходить выпускники бакалавриата самых разнообразных направлений подготовки. И, наконец, учебные программы магистратуры могут служить основой программ переподготовки и повышения квалификации кадров в области цифровой экономики. Для апробации данного подхода в Нижегородском университете выполняется пилотный проект по разработке учебной программы магистратуры «Технологии цифровой трансформации», целью которой является практическое освоение обучаемыми основных «сквозных» технологий цифровой экономики. Основу учебного плана магистратуры составляют следующие основные учебные дисциплины:

• Обработка и анализ больших данных,

• Технологии Интернета вещей,

• Когнитивные технологии, машинное обучении и искусственный интеллект,

• Компьютерное моделирование и высокопроизводительные вычисления,

• Облачные вычисления,

• Компьютерная безопасность,

• Робототехника,

• Виртуальная и дополненная реальность.

Знания и умения, получаемые при обучении в рамках учебной программы «Технологии цифровой трансформации», являются достаточными для разработки и развития «сквозных» технологий цифровой экономики и создания на их основе интегрированных цифровых платформ. И, в целом, выпускники данной магистерской программы внесут свой достойный вклад в развитие цифровой экономики нашей страны.

 

Запись доклада

Презентация доклада

Резюме: 

Институт информационных технологий, математики и механики был создан в 2015 году в результате объединения Механико-математического факультета и Факультета вычислительной математики и кибернетики Нижегородского Государственного университета им. Н.И. Лобачевского. В институте восемь кафедр из которых пять математические, три по информационным технологиям и одна по механике. Это постоянно действующая структура. В состав института также входят научно-образовательные центры, которые являются проектными структурами, формирующимися для решения сложных задач, и прекращающими свою деятельность после решения проблемы. Реализуются программы бакалавриата по шести направлениям, одно направление специалитета и 12 магистерских программ. 

Институт является градообразующим для Нижнего Новгорода. Ежегодный приём на бюджет составляет порядка 500 мест. Это около 20% от общего числа мест бюджетного приёма в университете. Магистратура составляет 55-60% от всего бюджетного приема института. Примерно 60% выпусков ИТ-специалистов в Нижнем Новгороде – это выпускники института. В ведущих ИТ-компаниях в Нижегородском регионе более 50% выпускников – это бывшие студенты института.

До сих пор нет четкого понимания того что такое цифровая экономика. Понятие «цифровая экономика» (digital economy) впервые было употреблено достаточно давно, в 1995 году, американским ученым из Массачусетского университета Николасом Негропонте для разъяснения коллегам преимуществ новой экономики в сравнении со старой в связи с интенсивным развитием информационно-коммуникационных технологий. Согласно стратегии развития информационного общества РФ на 2017-2030 годы: «Цифровая экономика – это хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования, позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг». Если сформулировать короче, цифровая экономика – это широкое и повсеместно применение цифровых технологий во всех сферах экономической деятельности страны.

Согласно оценкам Всемирного банка, развитие цифровой экономики обеспечит существенный рост производительности труда, снижение издержек производства и повышение конкурентоспособности компаний. И самое главное – цифровая экономика приведет, в конечном итоге, к значительному повышению уровня жизни населения страны.

Необходимость оперативной и массовой подготовки специалистов для цифровой экономики представляет собой определенный вызов всей системе высшего профессионального образования. Классическая схема 6-летнего обучения «бакалавриат+магистратура» является слишком долгой – специалисты в области цифровой экономики крайне необходимы уже сейчас.

Решение проблемы подготовки кадров для цифровой экономики может состоять в самом широком развитии учебных программ магистратуры. Можно выделить следующие преимущества магистерских программ: достаточно оперативны (всего 2 года обучения); более легко адаптивны к быстроменяющимся технологиям цифровой экономики; обучение могут проходить выпускники бакалавриата разных направлений подготовки; учебные программы магистратуры могут служить основой программ переподготовки и повышения квалификации кадров для цифровой экономики.

Технологическую основу цифровой экономики составляют так называемые «сквозные» технологии, которые при совместном использовании обеспечат решение стоящих перед цифровой экономикой задач. Можно поставить себе сверхзадачу и в рамках одной магистерской программы рассмотреть все сквозные технологии, но это достаточно сложно. Мы выбрали Промышленный интернет иначе Интернет вещей. Интернет вещей в значительной степени влияет на человеческое общество и в настоящее время чрезвычайно активно развивается. Десять лет назад произошло знаменательное событие, когда количество подключенных к сети предметов превысило количество людей. По некоторым оценкам сейчас к интернету вещей подключено около 50 млрд умных устройств. 

В учебном плане магистратуры «Технологии цифровой трансформации» (Интернет вещей) следующие основные дисциплины: Обработка и анализ больших данных, Технологии Интернета вещей, Когнитивные технологии, машинное обучении и искусственный интеллект, Компьютерное моделирование и высокопроизводительные вычисления, Облачные вычисления, Компьютерная безопасность, Робототехника, Виртуальная и дополненная реальность. 

Разработка любой магистерской программы, особенно актуальной – это достаточно трудоемкий процесс и сложная задача для одного университета. С трудом можно найти полный спектр специалистов высокого уровня по всем направлениям. Для достижения максимального эффекта необходимы совместные скоординированные усилия. Решением может быть создание консорциума университетов России для разработки учебно-образовательных материалов в области Интернета вещей.