Секция 3: «Формы работы со студентами» 24 октября 11:05 - 11:45

 

Доклад «Ассистивные технологии как средство обеспечения доступности высшего образования для молодежи с инвалидностью»

 

Докладчик:

Юлия Валериевна Глузман
заведующая кафедрой социально-педагогических технологий и педагогики девиантного поведения, Гуманитарно-педагогическая академия Крымского федерального университета им.В.И.Вернадского, доцент, д.пед..н.

Аннотация: 

Актуальность данной проблематики объясняется совокупностью вопросов, характеризующих современное состояние высшего инклюзивного образования. Термин «ассистивные технологии» используется в Конвенции ООН о правах инвалидов, в Государственной программе «Доступная среда 2011-2025» и др. документах и регламентах. Особо актуальными и востребованными ассистивные технологии и программные средства стали в период дистанционного формата обучения. Социальная и государственная политика России направлена на обеспечение реализации всех прав лиц с инвалидностью. Особое внимание уделяется доступности и качеству высшего образования. Как следствие, ведущим инструментом повышения доступности и улучшения качества высшего образования для студентов с ограниченными возможностями и инвалидностью являются ассистивные технологии. Автор доклада раскрывает как в современных российских и зарубежных вузах решается проблема повышения доступности высшего образования посредством использования ассистивных средств и программного обеспечения при обучении молодежи с нарушениями слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата

Запись доклада

Презентация доклада

Резюме: 

Обучение студентов с инвалидностью имеет свои особенности. Для оказания им необходимой помощи в получении услуг высшего образования используются различные системные технологии. Доступность системы высшего образования законодательно гарантирована лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. До 2025 года продлена государственная программа “Доступная среда”. Все образовательные учреждения должны постепенно обеспечить доступность и качество получения высшего образования для этой группы лиц. По результатам всероссийского мониторинга в 2019 году около 17 тысяч лиц с инвалидностью и ОВЗ получали высшее образование, что составляло 0,46% от всех обучающихся в этих учреждениях. При этом, по данным Федерального реестра инвалидов, число инвалидов в возрастной группе от 18 до 30 лет в России составляло около 600 000, т.е. высшее образование получало всего 3% рассматриваемой группы. Есть разные причины таких низких показателей – вузы не готовы обеспечить доступную среду, преподаватели не обладают достаточными компетенциями для работы с такими студентами, образовательные программы не адаптированы. Бывает, что сами абитуриенты с инвалидностью не готовы к обучению, либо не соотносят свои потребности и желаемое направление подготовки с теми возможностями и с той нозологической группой, где они могли бы обучаться. 

Анализ нормативно-правовых документов и научной литературы показал, что доступность высшего образования необходимо рассматривать с двух позиций: социальной и образовательной. Так, в социальном плане доступность является одним из факторов социальной защиты и сопровождения молодежи с инвалидностью, а в образовательном плане – это необходимое условие возможности получения специальности и профессии обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. 

Впервые термин «ассистивные технологии» был применен в США и сейчас довольно часто и активно используется. Чаще всего это понятие употребляется в инклюзивном образовании, в процессе реабилитации лиц с инвалидностью и при работе с людьми пожилого возраста. В программе “Доступная среда” также отмечено, что нужно использовать ассистивные технологии. В период пандемии, при переходе к дистанционному обучению возникла потребность адаптировать материалы для студентов, имеющих нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. Многие библиотечные системы задумались над созданием платформы и использованием программного обеспечения, чтобы лица с инвалидностью, в частности с нарушением зрения, смогли участвовать в образовательном процессе, использовать учебные материалы. 

В Конвенции о правах инвалидов и принятых ООН Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов подчеркивается важность ассистивных устройств. Под ассистивными технологиями понимаются различные устройства, оборудование, продукты, программное обеспечение или услуги, направленные на усиление, поддержку или улучшение функциональных возможностей людей с ОВЗ и инвалидностью и позволяющие обеспечить доступ к информации, процессу общения, информационно-образовательной среде.

Ассистивные технологии могут быть классифицированы по функциональному назначению в зависимости от категории нарушений у потенциальных пользователей: технологии для людей с сенсорными нарушениями, физическими нарушениями в работе опорно-двигательного аппарата, когнитивными нарушениями, с ограничениями по общемедицинским показаниям. Задачи ассистивных технологий – помогать учиться, помочь лучше видеть или слышать, помочь контролировать использование устройств и пр. 

Слабовидящие обучающиеся могут использовать специальные возможности операционных систем, а также ассистивные программные средства: программы экранного увеличения, программы синтеза речи, программы конверторы текстовой информации в аудиофайл и т.п. Для слабослышащих студентов использование сурдотехнических средств является не только и не столько средством оптимизации учебного процесса, сколько средством преодоления или уменьшения вторичных нарушений в развитии, средством компенсации утраченной или нарушенной слуховой функции. Обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата могут быть использованы альтернативные устройства ввода информации и управления компьютером. 

Министерство науки и высшего образования создало 21 ресурсный учебно-методический центр и закрепило за каждым из них определённые территории России. В каждом из них созданы центр коллективного пользования со специальными техническими средствами, банк средств ассистивных технологий. Каждый центр в пределах своей территории может бесплатно выдавать студентам во временное пользование оборудование, необходимое для обучения.