Секция 2: «Содержание и методика преподавания отдельных дисциплин» 24 октября 12:35 – 13:15

 

Доклад «Особенности практического преподавания в области телекоммуникационных технологий с использованием современного оборудования вендоров»

Докладчик:

Евгений Андреевич Кучерявый
университет Тампере (Финляндия), профессор, д.т.н

Аннотация: 

На сегодняшний день преподавание современных телекоммуникационных технологий невозможно без существенной практической составляющей. Каждый выпускник, независимо от уровня получаемого диплома – бакалаврского или магистерского,  помимо умения пользоваться инструментами разработки и проектирования, должен иметь практический опыт наладки, конфигурации и траблшутинга современного телекоммуникационного оборудования различных вендоров. В силу специфики предмета, телекоммуникационное оборудование не предназначено для работы изолированно – в большинстве случаев требуется собрать сеть из двух и более устройств. Доклад будет посвящен анализу опыта докладчика в создании и реализации магистерской программы по телекоммуникационным сетям и системам в Университете Тампере (Финляндия).

Запись доклада

Презентация доклада

Резюме: 

Речь пойдёт про обучение телекоммуникационным технологиям в Университете Тампере (Финляндия). Этот предмет можно разбить на два базовых направления – радиосети доступа и фиксированные IP-сети. В университете по этому направлению реализуются программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. 

Бакалавриат становится все более популярной и самодостаточной ступенью обучения. В Финляндии до 10% студентов останавливаются на этой образовательной ступени. Например, бакалавриат в США является вполне достаточным уровнем образования, для работы в телекоммуникационных компаниях, и в принципе в индустрии.

Магистратура – стандартная степень для работы в индустрии в Европе, в том числе и в России. Человек, закончивший магистратуру, может претендовать на карьеру внутри индустрии без каких-либо ограничений в части продвижения по карьерной лестнице. В Финляндии до 85% студентов останавливаются на этом уровне обучения, остальные поступают в аспирантуру. Причём 7% из оставшихся 15% сразу поступают в аспирантуру после окончания магистратуры, а остальные 8% приходят позже, после приобретения опыта работы в индустрии, когда компания даёт понять, что успешность дальнейшего продвижения по карьерной лестнице будет зависеть от наличия степени PhD. У таких аспирантов задача исследования, как правило, ставится внутри компании, в которой они работают. У них чёткие желания и временные рамки получения степени. Аспирантура – наиболее сложная степень с точки зрения нахождения позиции. Всё больше выпускников аспирантуры в Финляндии уезжают на работу в Германию, США и Китай. Аспирантура в Финляндии бесплатная, а магистратура несколько лет назад начала переход к платному обучению для учащихся, не являющихся гражданами Евросоюза. 

Из магистратуры мы выпускаем инженеров, которые работают в компаниях телеком-вендорах, телеком-операторах, в R&D центрах. Последние 5 – 7 лет сильно вырос спрос на магистров с бэкграундом в телекоме со стороны рыночных вертикалей, связанных с цифровизацией (ритейл, автопроизводители, логистика и пр.). 

Всё время возникает вопрос каким знаниями и навыками должны обладать инженеры, окончившие магистратуру, кого мы выпускаем? Какого уровня у выпускника должен быть опыт ведения исследовательских работ? Очевидно, что работодатель хочет сэкономить на переобучении специалиста и получить магистранта, готового с первого дня работать на благо компании. Ответить на эти вопросы помогут совместные программы. Наш университет реализует совместные исследовательские проекты с большим числом международных корпораций. Поэтому мы понимаем какой специалист нужен заказчикам, для решения каких задач и какие приоритеты стоят перед самыми крупными индустриальными заказчиками. Мы стараемся соблюдать высокие стандарты обучения. Есть определённая борьба нашего университета за внимание компаний с другими финскими университетами, выпускающими аналогичных специалистов. 

В магистратуре по телекоммуникационным технологиям две специализации – сети связи и беспроводные системы связи. В магистратуре по специализации «Сети связи» предусмотрены следующие обязательные курсы: Базовый курс по беспроводным системам и сетям связи, Теория связи, Сетевые технологии, Сетевая лаборатория, Пиринговые технологии, Мобильные сети 5G. В магистратуре по специализации «Беспроводные системы связи» следующие обязательные курсы: Теория связи, Современные системы цифрового радиовещания, Технологии программно-конфигурируемого радио, Оборудование RF для беспроводных сетей, Лаборатория связи, Мобильные сети 5G, Планирование радиосетей, Методы моделирования и планирования сотовых систем связи 5G и последующих поколений.  

Применяется гибкий подход к выбору курсов магистрами. Можно выбрать майнор по непрофильным предметам. Все курсы имеют значительную практическую составляющую. Работа в современной сетевой лаборатория – это обязательная компонента обучения. 

В Финляндии есть проблемы с трудоустройством аспирантов. Оплата работы специалиста со степенью PhD существенно выше, чем оплата магистранта. Возникает проблема – человек имеет квалификацию значительно выше, чем требуется работодателю. Порядка 10% выпускников аспирантуры остаются в академии. Этого достаточно, чтобы в будущем заполнить позиции профессоров. В среднем 95% выпускников на стадии защиты диссертации уже имеют предложения по работе. Средний возраст защиты PhD по этой специальности 32 года. Надо учитывать, что в аспирантуру люди попадают в возрасте в среднем 25-28 лет. Для окончания аспирантуры необходимо опубликовать 6-8 научных статей в международных изданиях. В аспирантуре проектное обучение в большинстве случаев заказываемое индустриальными партнерами. Но если аспирант выстраивает академическую карьеру, то он работает над академическим проектом. Наличие высокорейтинговых публикаций обеспечивает уровень аспиранта, достаточный, чтобы его захотел нанять индустриальный партнер.