Секция 3: «Формы работы со студентами» 23 октября 11:05 – 11:45

 

Доклад «Короткие образовательные программы на примере Moscow Workshops»

Докладчик:

Алексей Викторович Малеев
директор по дистанционным программам МФТИ, основатель и руководитель Moscow Workshops

Аннотация: 

В современном динамичном мире студенту становится скучно проводить 4-6 лет на одном кампусе. Кроме того, не у всех есть доступ к кампусам сильных университетов, а рост доли дистанционных программ приводит только увеличению этого барьера. Короткие программы с «глубоким погружением» позволяют быстро развивать прикладные навыки, имитируют высокоактивную образовательную среду. Так с 2012 года по коротким десятидневным программам Moscow Workshops прошли обучение более 3,000 студентов и 240 университетов 60 стран, включая «топовые», как MIT или Цинхуа, и небольшие, как Университет Рейкьявика. Одним из критериев качества служит независимый мировой чемпионат по программированию ICPC, 11 из 12 медалистов которого в 2019 году учились на этой программе.

 

Запись доклада

 

Резюме: 

В МФТИ не всегда были программы по Computer Science, в какой-то момент они начали активно появляться. Началась подготовка студентов к соревнованиям по программированию. Есть много разных типов соревнований, проводимых и университетами, и компаниями, много хакатонов. Для университета важно, чтобы у студентов была возможность участвовать в таких мероприятиях. Завоевание студентами достойных мест в таких соревнованиях повышает престиж образовательной организации. Стали проводиться короткие тренинги в формате учебно-тренировочного лагеря продолжительностью около 8 дней. Оказалось, что такие форматы имеют много плюсов. Позже стало понятно, что они имеют много общего с форматами бизнес-школ, когда образование не непрерывное, а сконцентрированное, с глубоким погружением и желательно с выездом в другой город, в атмосфере и сообществе людей, заинтересованных, горящих теми же идеями. Был сделан акцент на практико-ориентированных задачах по программированию. Сегодня школа Moscow Workshops стала уже международной. До пандемии были проведены 10 таких программ по всему миру. 

В качестве преподавателей приглашаются университетские преподаватели, выпускники российских университетов, работающие в индустрии, а также и запустившие свой собственный бизнес. Важно, что все они выпускники российских университетов вне зависимости от их места проживания. Среди них есть те, кто переехал в другой город или в другую страну. Появляется возможность учиться у разных людей, знакомиться с лучшими практиками.

Воркшопы стали проводиться в разных точках на планете, но программа довольно стандартизирована. Есть четыре дивизиона, и каждый студент перед началом обучения может выбрать один из них. Это значит, что вне зависимости от места обучения, учащийся получит образование определённого уровня, при этом еще можно попутешествовать, познакомиться с разными странами и культурами. В 2019 году такие воркшопы были организованы в 10 географических точках. Как правило, есть принимающая сторона, обеспечивающая инфраструктуру для таких занятий. Это чаще всего университет, иногда индустриальная компания или гостинично-выставочный комплекс. 

Важно было встроить в такие программы еще и соревновательный элемент. Внутри каждой образовательной программы кроме классических семинаров и лекций есть еще практики. Часто для решения задач используются тестирующие системы, например, Яндекс.Контест. В программировании это давно распространённый формат, позволяющий не только решать задачи, но и соревноваться – кто решит больше, быстрее. Затем происходит обмен мнениями, проводится разбор задач. 

В марте 2019 года проводились синхронные контесты в России, Омане и Бразилии. Мы их интегрировали в одну турнирную таблицу. Благодаря синхронизации мы немного экономим на учебном контенте. Одна разработанная учебная программа реализуется сразу в трёх точках. Еще один синхронный контест был проведён в июле 2019 года в Беларуси и на Дальнем Востоке России. Есть участники, которые часто путешествовали вместе с воркшопами. 

Самые молодые участники – это школьники 15 лет, а самые опытные в возрасте около 30 лет. Окончив университет, они давно работают в компаниях инженерами, но им по-прежнему интересно повышать свою квалификацию и вместе с молодежью продолжать изучать программирование. Важно, что в одной точке собираются люди их разных мест, что повышает тонус образовательной программы. Число участников сборов ежегодно растёт. Для школы Moscow Workshops 2020 год, как и для всех, сложный. Мы надеемся, что число участников Школы не уменьшится, но и вряд ли сильно возрастёт, по сравнению с 2019 годом. 

Сейчас мы перешли в дистанционный формат. Он позволил сократить географические и временные барьеры. Первый большой дистанционный воркшоп был проведён из Москвы. Из 43 разных учебных заведений собралось 203 участника.

Еще один плюс таких программ – кооперация с индустрией. Это возможность получить конкретные прикладные навыки для того, чтобы развивать карьеру, конкретные предложения о стажировках и возможность познакомиться с людьми, которые в бизнесе очень давно, создали свои компании, возможно стали даже основателями крупнейших успешных компаний. Например, с компанией ByteDance, это крупнейшая частная компания в Китае, мы проводим один из воркшопов непосредственно у них в офисе. 

Наши крупнейшие партнёры – это и международные технологические компании, и российские (Яндекс, ВТБ, Сбербанк). По отзывам есть преимущества такого формата взаимодействия и для бизнеса, они получают обратную связь от студентов, могут под них адаптировать свои предложения о стажировках. За период с 2013 года в школе приняли участие чуть больше 3 тысяч человек, представители 240 университетов из 61 страны. Это были студенты как высокорейтинговых университетов, так и небольших менее известных вузов. Внешней оценкой качества предлагаемых программ служат показатели чемпионатов, в которых участвуют наши слушатели. Для нас это независимая экспертиза.