Секция 4: «Взаимодействие вузов и ИТ-компаний» 23 октября 11:50 – 12:30

 

Доклад «Опыт программы дополнительного профессионального образования "Методы и инструменты обработки больших данных" для магистрантов, проходящих стажировку в большой ИТ компании»

Докладчики:

Александр Гурьевич Марчук
главный научный сотрудник Института систем информатики им. А.П. Ершова СО РАН, заведующий кафедрой программирования Новосибирского государственного университета, профессор НГУ, д.ф.-м.н. .

Павел Геннадьевич Емельянов
механико-математический факультет Новосибирского государственного университета, заместитель декана, с.н.с. ИСИ СО РАН, к.ф.-м.н. - содокладчик

Аннотация: 

Профессиональная подготовка по направлению «Программирование» на ММФ НГУ совершенствуется десятки лет. Сегодня это выверенная временем и оценками специалистов система, соответствующая методологии классического университета и требованиям к специальности. В частности, основной упор в обучении делается на осваивание научного метода и работу в реальных исследованиях. В НГУ это осуществляется через кафедры в институтах СО РАН. В нашем случае, это кафедра программирования, функционирующая при ИСИ им. А.П.Ершова СО РАН. Часть выпускников остается в фундаментальной науке и образовании, часть трудоустраивается в прикладных ИТ-фирмах. В последние годы имеются существенные нарекания на подготовку именно этой второй, существенно большей части выпускников кафедры. Нарекания идут и от работодателей и касаются в основном того, что курсы устарели и не являются практико-ориентированными. Нарекания есть и от нас и заключаются в том, что мы могли бы существенно больше дать нашим выпускникам. Основная проблема заключается в раннем отвлечении студентов от учебных планов на «зарабатывание денег». Причем чем более талантливым является студент, стремящийся стать специалистом в прикладном программировании, тем раньше и сильнее внешний мир пытается его «освоить», фактически ограничивая дальнейшее расширение кругозора и рост творческого потенциала.

Попытки улучшить или подстроить систему подготовки студентов-прикладников ММФ НГУ предпринимались и предпринимаются уже многие годы. В частности, в последнее время был проведен довольно масштабный эксперимент, описываемый в докладе. Суть эксперимента в том, что к процессу обучения подключается фирма, являющаяся потенциальным работодателем, заинтересованная в повышении качества подготовки студентов в некоторой предметной области. Была найдена крупная телекоммуникационная компания, имеющая подразделение разработки в Новосибирске, заинтересованная продвижении в области больших данных и подготовке большого количества специалистов из которых можно было бы отобрать лучших. В результате переговоров и согласований, была создана магистерская программа дополнительной профессиональной подготовки. Эта программа охватила профильные факультеты трех университетов, Институт систем информатики как научного руководителя, администрацию Новосибирской области и его исполнительное подразделение АНО «АРИС», фирму-партнера. Под руководством ИСИ СО РАН и ММФ НГУ был сформирован план специализированной подготовки, с факультетами договорились о едином учебном дне, с АНО «АРИС» выделил учебные помещения для занятий на территории Академпарка, обеспечил технику и сетевую инфраструктуру, также они профинансировали разработку новых учебных курсов. Фирма-партнер участвовала в разработке учебной программы, участвовала в обучении современным технологиям, проводила дополнительные «корпоративные» семинары и тренинги, обеспечивала летнюю практику для магистрантов. Факультеты обеспечили чтение лекций, ведение семинаров, а также стандартную процедуру подготовки дипломных проектов и их защиту.

В целом, несмотря на досрочное завершение эксперимента, участники получили существенный опыт возможностей тесного взаимодействия вузов и крупных фирм, заинтересованных в подготовке специалистов высшей квалификации.

 

Запись доклада

Презентация доклада

 

Резюме: 

В Новосибирском Академгородке был сформулирован «треугольник Лаврентьева»: фундаментальная академическая наука – классический университет – наукоёмкое производство. В рамках взаимодействия этих составных частей система подготовки развивалась в течение более 60 лет. Формировалась система, которая в чём-то выглядит очевидной, а в чём-то в своё время была в новинку. Базовая схема подготовки специалистов высшей квалификации на Кафедре программирования Механико-математического факультета НГУ включает 4 этапа: довузовская подготовка и отбор, классическая математическая подготовка, профессиональная программистская подготовка и достижение высшей квалификации. Около 80-90% выпускников поступают на работу в компании. 

Существовал ряд проблем. Прикладные фирмы хотели бы получать более подготовленных выпускников в инженерном плане, а мы хотели бы выпускать более подготовленных выпускников-прикладников. Казалось бы, цели идентичные, но не совсем. Фирмы интересует инженерная составляющая знаний и умений наших   выпускников, а нас фундаментальная – глубина понимания, владения моделями, способность использовать эти модели и т.д.

Хотелось бы обратить внимание на всем нам известные обстоятельства. Первое – краткость сроков подготовки. Переход к системе 4+2 подготовки бакалавров и магистров работает не очень эффективно. Многие студенты не считают полезным заканчивать магистратуру. А те, кто поступает в магистратуру часто её не заканчивают. Кроме того, мы принимаем в магистратуру людей извне и там есть свои проблемы. Второе – это нетребовательность рынка труда, жадность до кадров. Потребность рынка труда в действительно хорошо подготовленных специалистах проявляется не так часто. Известно, что студенты получают небольшую стипендию и вынуждены подрабатывать. Причем чем более талантливым является студент, стремящийся стать специалистом в прикладном программировании, тем раньше и активнее внешний мир пытается его «освоить», фактически ограничивая дальнейшее расширение кругозора и рост творческого потенциала. 

Путеводная звезда всего этого доклада и многих десятилетий усилий – это наша цель, заключающаяся в том, чтобы организовать процесс, который бы прождал по-настоящему грамотных разработчиков не в узком смысле этого слова, а готовых решать самые трудные задачи, которые появляются в области разработки, инновационные, на стыке науки и так далее. Это отличается от взращивания тех, кто условно умеет доказывать теоремы (theoretical computer science). Это должны быть грамотные программисты, которые бы еще и обладали множеством знаний в области созидания программного обеспечения. Одна из идей – это амбиционный коллективный молодежный (студенты, магистранты, аспиранты, молодые специалисты) проект с сильной самоорганизацией и поддержкой по ресурсам и методологии.

Нам сейчас очень важно бороться за таланты, готовые заниматься амбициозными проектами. Их нужно привлекать, но создать точку притяжения очень непросто. Требуется несколько лет чтобы следующее поколение талантливых студентов пополнило эту когорту. Если проект на предельных по сложности категориях, то он безусловно наукоемкий, и требует погружения в науку. Студенты в процессе обучения понимают зачем нужна математика и наука, которая предлагается на факультете.

 Участники проекта: учебные заведения обеспечивают реализацию основной и специализированной части образовательной программы (Новосибирский государственный университет, Новосибирский государственный технический университет, Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики); научный консультант обеспечивает целостность учебной программы, осуществляет экспертизу научной составляющей проекта, поддерживает «исследовательский дух» проекта (Институт систем информатики СО РАН); интегратор координирует деятельность, предоставляет площади для проведения занятий, частично финансирует проект, представляет интересы правительства НСО в проекте  (Агентство поддержки образовательных инициатив «Арис» уполномоченный представитель Министерства образования Новосибирской области); компания-заказчик формулирует технологические цели и задачи проекта, проводит узкоспециальное обучение, организует практики и «социализацию» студентов в компании и финансирует проект.

В 2017 в конкурсе участвовали в 27 студентов, отобрано 12 человек, программу закончили 8. В 2018 году участвовал 31 студент, отобран 21 человек. Компания выдвигала довольно жёсткие критерии отбора, отбирали лучших студентов. 

Взаимодействие с компанией осуществлялось по четырём основным направлениям. Проводились семинары для студентов и преподавателей программы,  где обсуждались технологические инструменты в самой компании, постановки научных и технологических задач. Организовывались семинары для руководителей студентов на предмет интересных для фирмы научных постановок. Проводились летние практики студентов. Также были организованы специальные тренинги и Team-building-мероприятия.