Секция 1: «Организация и содержание образовательных программ» 23 октября 12:35 – 13:15

 

Доклад «Образовательные франшизы НТИ: новый формат сетевых образовательных программ от Университета 2035 в сфере информационных технологий»

Докладчик:

Константин Валерьевич Миньяр-Белоручев
руководитель направления «Развитие талантов для цифровой экономики» Центра компетенций по кадрам для цифровой экономики Университета Национальной технологической инициативы 2035, к.и.н., доцент

Аннотация: 

Одной из наиболее актуальных проблем современной системы высшего образования является масштабирование уникальных образовательных программ, предлагаемых ведущими вузами по наиболее актуальной тематике. Особенно остро это проблема стоит в сфере сквозных технологий, представляющие собой ключевые научно-технические направления, которые оказывают наиболее существенное влияние на развитие рынков НТИ. Новый проект Университета 2035, запущенный осенью 2020 года, предлагает решение посредством запуска образовательных франшиз, что позволит региональным вузам обучать своих студентов по программам Центров компетенций НТИ и других ведущих вузов России совместно с ними. В текущем учебном году планируется запустить следующие программы в сфере информационных технологий: «Введение в Data Science», «Основы робототехники», «Инструменты программирования приложений VR/AR», «Методы обработки и анализа биомедицинских сигналов», «Технология блокчейн – бизнес-инновации и ее практическое применение», «Технологии цифровой промышленности», «Имитационное моделирование сложных систем». Партнерами Университета 2035 в рамках данного проекта являются МГУ, СПбГУ, СПбПУ, ДВФУ, Университет Иннополис, ЛЭТИ, СевГУ. Отличительной особенностью проекта является участие в образовательном процессе преподавателей вузов - получателей франшизы под руководством разработчиков образовательных курсов, наряду с использованием онлайн материалов вузов - держателей франшиз, а также сбор и анализ цифрового следа.

 

Запись доклада

Презентация доклада

 

Резюме: 

Университет 20.35 стал инициатором и основой для создания Центров компетенций НТИ, созданных для активного продвижения новых информационных технологий. Они должны быть драйверами развития, связкой между реальными разработками, наукой и образованием. Деятельность этих 14 центров компетенций НТИ поддерживается передовыми вузами и научными организациями. У МГУ 2 центра компетенций, есть центры на базе СПбГУ и Питерского Политеха. Задача центров не в автономном существовании, а в развитии, создании идей и концепций, широкой их трансляции вовне, чтобы большее число студентов пользовались этими результатами. Одно из направлений, которыми занимаются Центры компетенций НТИ, это разработка новых курсов по сквозным технологиям. Возникла мысль масштабировать этот опыт и так родилась идея франшиз. На 2020 год было запланировано запустить франшизы. Весной из-за пандемии вузы перешли на дистанционное обучение. Этот резкий переход ускорил многие запланированные процессы, которые традиционно встречали некоторое сопротивление и инерцию. 

Уже давно реализуются проекты, позволяющие студентам вуза и всем желающим гражданам, интересующимся конкретной тематикой, проходить обучение дистанционно в других вузах или образовательных центрах. Самый известный такой проект – это Coursera. Из отечественных разработок можно отметить «Открытое образование». Необходимо сочетать самообучение, на основе заранее подготовленных материалов (видеоролики, презентации, тесты),  и очное обучение. При масштабировании элементов «Открытого образования» тоже происходило гибридное обучение. Когда один вуз выкупал доступ для своих студентов к онлайн курсу другого вуза и накладывал это дистанционное образование на собственные конкретные наработки по ведению занятий силами своих преподавателей. Дистанционную часть студенты осваивают на материале другого вуза, а на практических занятиях в своём вузе этот материал разбирается и углубляется. 

В рамках проекта франшизы предполагается сочетание практико-ориентированного обучения, деятельностного подхода и индивидуальных образовательных траекторий. Студент может комбинировать, выбирать курсы и образовательные траектории, модули, которые предлагаются различными вузами. Сам проект включает в себя два больших блока. Блок, который транслируется вузом-разработчиком.  Сейчас это в основном Центры компетенций НТИ, но есть и просто вузы. С другой стороны, вуз-получатель образовательного контента, являющийся не просто потребителем, а активным участником процесса. Практические занятия ведут преподаватели вуза, приобретающего франшизу, под руководством и по тематике, вуза, предлагающего франшизу. Вузы получают некие продукты в виде готовых элементов, и реализуют их сами под контролем направляющей стороны. 

Компоненты, которые транслируются вузами-разработчиками франшиз, реализуются онлайн, что позволяет охватить широкий спектр вузов. Ведущие вузы, имеющие высокий кадровый потенциал и собственные разработки, как правило, не нуждаются в таком продукте. Этот продукт в основном актуален для региональных вузов, нуждающихся в такой поддержке. Преподаватели вузов, получающих франшизу, становятся соисполнителями процесса, осваивают новые знания и компетенции, повышая тем самым свою конкурентоспособность на рынке труда и образовательном рынке. Вуз разработчик также может предложить образовательную среду, в которой ведётся взаимодействие. Предполагается, что занятия в вузе, приобретающем франшизу, будут проводиться очно, чтобы было живое общение, разбор материалов и отработка практико-ориентированных задач. 

В октябре 2020 года ведется активная работа на завершающей стадии, проводится обучение тьюторов, завершается формирование перечня заявок от вузов, желающих принять участие в проекте франшиз. В этом семестре планируется запустить 7 курсов. Задача заключается не в том, чтобы сделать отдельный курс. Предлагается некоторая целостная линейка из 3-4 курсов, при этом освоение предыдущего чаще всего является требованием для допуска к изучению следующего. Эту выделенная траектория, которую в дальнейшем можно оформить как микроквалификацию, отражающуюся в дипломе о высшем образовании.  

Важным элементом всей траектории является сбор и фиксация цифрового следа, позволяющего отслеживать путь обучения каждого студента. Идёт разметка как на стороне теоретической части, так и на стороне практико-ориентированной. Работу эту выполняют наставники, тьюторы, преподаватели на основе предоставляемой технологии. Интерес и уникальность проекта в том, что он рассчитан на всю систему образования. В системе образования есть вузы-лидеры, которые являются локомотивами, им оказывается государственная поддержка. Но нужно помнить, что наряду с ведущими вузами, есть региональные, которые должны показывать высокую планку преподавания. Эта технология позволяет масштабировать достижения. Мы открыты как для приёма заявок от вузов, желающих получить франшизу, так и для сотрудничества с вузами, готовыми предоставить свой контент.