Секция 2: «Содержание и методика преподавания отдельных дисциплин» 23 октября 11:50 – 12:30

 

Доклад «Опыт создания обучающей онлайн-платформы для будущих разработчиков в условиях быстро меняющегося рынка»

Докладчики:

Анна Вячеславовна Морозова
менеджер по маркетингу в компании JetBrains

Дарья Витальевна Орлова
менеджер образовательного контента в Hyperskill

 

Аннотация: 

Доклад посвящён тому, как создавалась образовательная платформа JetBrains Academy, какие подходы и методы в создании образовательного контента использовались, а также как пандемия повлияла на продукт.

 

Запись доклада

Презентация доклада

 

Резюме: 

Компания JetBrains уже многие годы поддерживает образование, работая с университетами, преподавателями и студентами. Обеспечивает финансовую и экспертную поддержку различным университетским программам. С 2014 года началась разработка собственных образовательных продуктов, с помощью которых можно обучаться и обучать программированию. Уже реализованы несколько образовательных продуктов. JetBrains Academy – это проектно-ориентированная обучающая платформа для обучения и практики программирования. IntelliJ IDEA EDU и PyChard Edu – бесплатные опенсорсные образовательные IDE. EduToold – плагин, который поставляет весь образовательный функционал в IDE. 

JetBrains Academy – это платформа, обучение на которой происходит пошагово, в процессе создания рабочих приложений. На ней размещены различные интерактивные задания, есть интеграция с профессиональными инструментами разработки JetBrains. На платформе доступны несколько образовательных треков: Java Developer, Python Developer, а также треки Kotlin и Web-development в beta-разработке. 

Платформа JetBrains Academy была во-многом создана командой Stepik. Stepik – это платформа с открытыми курсами, которые могут создавать любые пользователи. Команда Stepik имела возможность наблюдать за пользователями платформы и довольно быстро заметила, что линейные курсы во многом хороши, но всё-таки подходят не всем. Например, можно рассмотреть курс по программированию. Чаще всего курсы начинаются с нуля. Все пользователи курса получают одинаковые задания, просматривают идентичные видеоролики. Приходится осваивать курс в темпе, заданном разработчиком, и по предусмотренным им темам. Не всегда понятно, что делать после освоения того или иного курса, достаточны ли полученные знания и компетенции, а если они недостаточны, то как восполнить пробелы. Слушатель может понимать, что у него не хватает знаний и навыков, но не понимать каких именно. Для решения этих проблем нужна обучающая платформа, отвечающая ряду требований.  Позволяющая начинать обучение не с нуля, мотивирующая пользователя постоянно практиковаться, дающая возможность регулировать скорость обучения, иметь возможность задавать вопросы и получать на них ответы, понимать цель обучения и знать время, необходимое для достижения цели. Платформа JetBrains Academy стремится обеспечить именно такое обучение. Это достигается за счёт наличия цели обучения. Например, студент хочет приобрести квалификацию Python-разработчика или Java-разработчика. Цель необходимо обозначать, чтобы студент в процессе обучения не терял мотивацию, понимал, что движется вперёд к цели, и осознавал, когда именно закончится обучение.  Цель включает в себя работу над практическими проектами. Проект состоит из нескольких стадий реализации, одна большая задача разбита на подзадачи. К каждой стадии обучения прикреплены теоретические материалы, необходимые для завершения именно этой стадии и задачи для закрепления материала. Теоретические материалы также собраны и структурированы в «карте знаний», визуализирующей теоретические блоки, которые уже прошёл пользователь и которые еще предстоит освоить. Между отдельными блоками «карты знаний» есть зависимости, отражающие последовательность освоения теоретического материала. 

На платформе есть интеграция со средой разработки. Использование профессиональных IDE помогает в решении кодовых задач благодаря анализу кода и вариантам быстрого исправления ошибок. Пользователи не остаются наедине с возникающей проблемой. Под каждой стадией обучения, теоретической статьей и задачей есть раздел «Комментарии», где можно обсудить возникающие вопросы. 

Над созданием обучающего материала работают автор, технический эксперт, текстовый эксперт, редактор, тестировщик. Чтобы убедиться, что подготовленный материал высокого уровня анализируются оценки и комментарии пользователей, материал может быть передан тестировщику, также анализируется статистика поведения пользователей на платформе. 

Недавно команда аналитиков JetBrains начала исследование того, как пандемия изменила ситуацию на рынке образования, каковы последние тренды в онлайн образовании и как сейчас люди учатся онлайн? Результаты исследования показали, что число рабочих мест по всему миру значительно сократится. Тренды в индустрии цифровых технологий, телемедицины и онлайн-образования предполагают, что в будущем понадобится еще больше девелоперов на создание и поддержку новых инфраструктур. По данным Юнеско пандемия затруднила образовательный процесс для около 1,5 млрд. учащихся, в том числе 200 млн. студентов вузов. Пандемия повлияла и на саму платформу JetBrains Academy, на рост числа пользователей и продуктовые планы. Платформа появилась в феврале 2019 года и была бесплатной, планировалось через год сделать её платной. Это позволит развивать проект и установить более высокую планку обучающего контента и функций продукта. Из-за пандемии было решено отложить это решение на некоторое время, подписки были введены только в июле 2020 года.