Секция 1: «Организация и содержание образовательных программ» 23 октября 10:20 - 11:00

 

Доклад «Make Business Informatics Great Again»

Докладчик

Борис Георгиевич Нуралиев
руководитель Комитета АПКИТ по образованию, директор 1С

Аннотация: 

И в России и в мире выпускникам программы «Бизнес-Информатика» отводится важная роль основных специалистов по автоматизации и цифровизации бизнеса. Некоторое время была заметна тенденция снижения именно компьютерной составляющей в этой специальности. Однако сейчас прорабатывается решение ввести бизнес-информатику 38.03.05 в состав специальностей по подготовке ИТ-специалистов. В докладе предлагается программа бакалавриата по бизнес-информатике с большим акцентом на разработку и кастомизацию бизнес-приложений и содержательную сторону подсистем автоматизации бизнеса.

 

Запись доклада

Презентация доклада

Резюме: 

На сегодняшний день в информационных технологиях ключевой ресурс и ключевой дефицит – это кадры. В России поставлена задача увеличения числа ИТ-специалистов. Даже при ежегодном росте численности ИТ-специалистов на 220 – 280 тысяч человек, Россия не войдёт в число стран-лидеров по Европе, а сможет достичь лишь среднеевропейского уровня. В Великобритании, которая в отличие от Израиля или США не является признанным экспортёром информационных технологий, ИТ-специалисты составляют порядка 5% от общего числа работников. Они способствуют повышению эффективности британского бизнеса и создают условия для простого и быстрого входа в Интернет населению страны. В России ИТ-специалисты составляют только 2,5% от общего числа работников. Нам необходимо добиться роста этого показателя. На уровне руководства страны объявлено, что цифровая экономика – это один из пяти приоритетов развития России. В Программе развития цифровой экономики запланировано значительное увеличение числа бюджетных мест в вузах страны для подготовки ИТ-специалистов. Несколько лет назад планировалось около 30 тысяч бюджетных мест, в 2018 году – 46 тысяч, в 2020 году – 60 тысяч. Вузы с трудом справились с этой задачей. На следующий год планируется 80 тысяч, а к 2024 году – 120 тысяч человек принять на бюджетные места. Понятно, что таких специалистов будут готовить и на коммерческой основе, будут организованы курсы по переподготовке специалистов. Достижение плановых показателей потребует напряженной работы и вузам нелегко будет справиться с поставленной задачей. Мы рассматриваем 2-ую, 9-ую, 10-ую, 11-ую группы специальностей, и в 1-ой группе специальность «Прикладная математика и информатика». Необходимо отметить, что на них приходится значительная доля всех бюджетных мест. Эта группа более многочисленна, чем число будущих школьных учителей, медиков и любых других специалистов, принимаемых на бюджетные места. Это очень сложная задача и нужно понять, как её решать. ИТ-специалист – это тот, кто может разработать алгоритм, написать и отладить компьютерную программу. Поэтому готовить ИТ-специалистов могут по любой специальности, но в ней должно быть предусмотрено серьезное обучение программированию, а полученные знания должны проверяться посредством публичного экзамена. Студенты по направлению «Бизнес-информатика» не сдают ЕГЭ по информационным технологиям, не всегда умеют программировать. Ранее «Бизнес-информатика» была ИТ-специальностью, но постепенно стала мигрировать в сторону «Бизнес-аналитики». Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению «Бизнес-информатика» этой осенью был несколько изменён, в него была добавлена фраза «способен разрабатывать алгоритмы и программы для их практической реализации». Можно сказать, что бизнес-информатики – это специалисты по ERP системам для разных учреждений. Нами был разработан прототип бакалаврской образовательной программы по направлению «Бизнес-информатика», отвечающий этим требованиям. В него входят 4 блока дисциплин: 

  • Математический блок (Математический анализ, Линейная алгебра и аналитическая геометрия, Дискретная математика, Теория вероятностей и математическая статистика, Эконометрика, Методы оптимизации); 
  • ИТ-блок (Введение в программирование, Алгоритмы и структуры данных, Промышленная разработка программного обеспечения, DevOps, Архитектура компьютеров и операционных систем, Разработка веб-приложений, Компьютерные сети, Паттерны проектирования, Базы данных и пр.);
  • Блок специальных дисциплин (Корпоративные информационные системы, Анализ требований и моделирование предметной области, Архитектура и ИТ-инфраструктура предприятия, Планирование и организация производственных процессов, Основы управленческого и регламентированного учёта, Методология разработки и управление IT-проектами, Стратегическое финансовое планирование и бюджетирование и пр.);
  • Блок обязательных, гуманитарных и дополнительных дисциплин (Профессиональный английский язык, Экономика, Менеджмент, Теория управления персоналом, История, Право и пр.).

Сейчас широко обсуждается вопрос об ускоренной подготовке специалистов. Четыре года – это уже небольшой срок для подготовки специалиста, пять лет было бы лучше. Если сократить период подготовки до трёх лет, да ещё и по той же программе, то это понизит качество образования. Необходимо учитывать, что многие продвинутые студенты с 3-го курса начинают работать. Иногда вузы пытаются этому препятствовать, что неправильно. Если студенты работают по специальности, они легче воспринимают программу обучения. Уже на 1-2 курсе нужно давать больше знаний и навыков, относящихся к выбранной специализации, а на 3-4 курсе организовывать стажировки на предприятиях по специальности. Необходимо отдельно отметить важность проектного обучения студентов. В каждом семестре они должны выполнять индивидуально или коллективно проектное задание прикладной направленности с расчётом его экономической эффективности.