Секция 3: «Формы работы со студентами» 23 октября 12:35 – 13:15

 

Доклад «Проектная модель обучения в инженерном образовании, опыт МИЭМ. Презентация и демонстрация цифровых сервисов поддержки проектной работы»

Докладчики:

Вероника Борисовна Прохорова
заместитель директора Московского института электроники и математики им. А.Н. Тихонова НИУ ВШЭ

Антон Валерьевич Сергеев
советник МИЭМ НИУ ВШЭ

 

Аннотация: 

Работа в формате реализации проекта под задачи государственных и бизнес-структур является, пожалуй, самым результативным и эффективным методом организации подготовки кадров в высшей школе. Актуальные задачи от предприятий реального сектора экономики, междисциплинарность, навыки командной работы и, главное, конкретные и востребованные результаты такой работы - всё это делает проектную модель обучения востребованной для студентов, бизнеса и образовательных организаций. В 2018 году Московский институт электроники и математики (МИЭМ) НИУ ВШЭ полностью перешел на проектную модель обучения. Обучение строится по двум параллельным трекам – академическому и проектному. В 2019-20 учебном году в МИЭМ было реализовано больше 160 студенческих проектов. В текущем учебном году в работе порядка 325 проектов при участии более 800 студентов и 25 бизнес-партнёров. Безусловно, масштабное внедрение проектной модели обучения в ВУЗах связано со значительными трудностями и вызывает целый ряд вопросов. «Как контролировать сотни разнородных проектов и сотни студентов?», «Как вовлекать студентов в проектную работу?», «Как обеспечить качество выполнения проектов?». Решением этих и многих других вопросов является тотальная автоматизации всех операционных процессов, связанных с проектной работой: от поступления заявки на новый проект от бизнес-партнёров до защиты проекта студенческой командой. На примере МИЭМ набор продуманных цифровых сервисов обеспечил, с одной стороны, полную прозрачность и открытость во взаимоотношениях Проектного офиса, преподавателей, студентов, заказчиков В докладе показаны типовые сценарии внедрения проектной модели, успехи и неудачи, представлены цифровые сервисы и технологии проектного управления, методики поэтапного внедрения и масштабирования. Показаны варианты встраивания проектной модели в учебный план ВУЗа. Отдельное внимание уделено современным средствам управления проектной работой таким как трекинг задач, системам контроля версий, методам контроля результатов (СI/CD) на всех этапах проектного цикла, системы онлайн-взаимодействия и т.п.

 

Запись доклада

Презентация доклада

 

Резюме: 

В МИЭМ НИУ ВШЭ с 2018 года было принято решение о системном переходе на проектную модель обучения. Обучение выстроено так, чтобы проект стал ядром образовательной траектории студента, вокруг которого строится основная образовательная программа. На 1-м курсе бакалавриата это скорее проектный семинар, а со 2-го курса – это именно обязательный элемент образовательного трека. Фактически у каждого студента есть индивидуальный трек и дальше мы приходим к обучению в малых группах, когда знания, необходимые для реализации проекта, студенты получают в этих группах с помощью разного рода онлайн курсов и понятных и принятых технологий. При этом присутствуют основные элементы образовательной программы, но вся вариативная часть и вся активная деятельность студентов сосредоточена вокруг проектов. Фактически мы отказались от курсовых работ. Кроме того, студенты получают очень важный навык публичного представления и защиты полученных результатов. Результаты выполнения проекта представляются в форме видеоролика, презентации, постерной сессии и устного доклада. Конечно это навыки soft skills, наряду с выстраиванием отношений в команде и с заказчиком. Проект должен быть интересным и с содержательной, и с технологической точек зрения. У конечного проекта должен быть реальный заказчик, которому нужен результат. Поэтому выполнение проекта – это прохождение полного цикла разработки от составления технического задания, оценки необходимых ресурсов и т.д. и до изготовления работающего прототипа. Мы также ввели индустриальные стандарты ведения проектов и подготовки документации по ним. Наконец для перехода на такую систему необходимо было создать проектную инфраструктуру, которая бы позволяла реализовать эту модель. Это и физические элементы, и цифровые платформы. Физические элементы – это коворкинги для совместной работы. Сейчас полностью преобразовано физическое пространство кампуса для работы студентов с тем, чтобы они могли дольше оставаться в здании и работать над проектами. Кроме того, мы оборудовали и создали мастерские инноваций, в которых ребята могут своими руками изготовить, протестировать, промоделировать прототипы тех изделий, которые они создают. И естественно обновили лабораторную базу и обеспечили свободный доступ студентов к лабораторному оборудованию для проведения исследований, в том числе и удалённый доступ. Был создан проектный офис, координирующий работу этой ветви образовательных программ. 

Для допуска к защите студенты должны показать работающий прототип. Сейчас в работе свыше 300 проектов, в которых участвуют более 900 студентов. При этом, в проектном офисе всего 2 менеджера, администрируют все процессы. Эффективно оперировать такими процессами вручную невозможно. Поэтому одними из первых мы стартовали проекты по созданию цифровой платформы поддержки проектной работы в рамках собственной проектной деятельности. Значительную часть работы по созданию цифровой инфраструктуры и платформы сделали студенческие команды в рамках проектной работы. 

Через цифровую платформу проектная заявка попадает на фильтр проектного офиса. Задача проектного офиса проверить проект на соответствие нашей направленности и этическим нормам. После этого он попадает в академический фильтр. Это академическая комиссия, в состав которой входят представители наших департаментов, учебных и научных лабораторий и руководители научных направлений. Задача академического фильтра – отобрать проекты, содержательные задачи которых, соответствуют нашим направлениям подготовки. Затем они попадают в список готовых к работе проектов, и начинается набор проектной команды. Потом проект запускается в работу и в конце цикла выходит на защиту.

В проектной команде в среднем не более 5 человек. В большинстве случаев проекты носят междисциплинарный характер. И в состав команд могут входить студенты всех курсов (бакалавры, магистры, аспиранты). Руководитель проекта – сотрудник или преподаватель МИЭМ. Он получает заявки от студентов на трудоустройство в проект. Студент подаёт заявку на конкретную роль в проекте, прописанную в паспорте проекта. 

Ответственность за работу несёт каждый член команды. На защите демонтируется работающий прототип, защищается проект в целом и каждый участник индивидуально защищает свой вклад в проект. Оценку получает каждый участник отдельно. Есть два типа проектов – прикладной (программный и программно-аппаратный) и исследовательский. В прикладных проектах может быть исследовательский элемент, но результатом является работающий прототип, прошедший техническое тестирование. Исследовательский проект предусматривает постановку задачи с указанием ожидаемого результата, например, статья или патент, и заканчивается получением публикуемого результата. Также должны присутствовать теоретические или экспериментальные доказательства полученного утверждения. Результаты всех проектов – это отчуждаемые результаты, оформленные в соответствие с установленными нормами и правилами.