Секция 4: «Взаимодействие вузов и ИТ-компаний» 24 октября 10:20 – 11:00

 

Доклад «Взаимодействие Физтех-школы прикладной математики и информатики МФТИ с индустриальными партнерами»

Докладчик:

Андрей Михайлович Райгородский
директор Физтех-школы прикладной математики и информатики, заведующий лабораторией продвинутой комбинаторики и сетевых приложений, д.ф.-м.н

Аннотация: 

В докладе я расскажу об опыте организации эффективного взаимодействия академии и индустрии на площадке Физтех-школы прикладной математики и информатики.

Запись доклада

Презентация доклада

Резюме: 

Физтех-школа прикладной математики и информатики (ФПМИ) МФТИ имеет более 30-ти индустриальных и академических партнёров. Индустриальным партнёрам предоставляются разнообразные возможности, чтобы они могли комфортно присоединиться к структуре ФПМИ. ФПМИ была создана 4 года назад в результате объединения двух факультетов – Факультета инноваций и высоких технологий (ФИВТ) и Факультета управления и прикладной математики (ФУПМ). ФИВТ привнёс очень серьёзное взаимодействие с индустрией, а ФУПМ в большей степени взаимодействие с академией. Эти связи удалось не только объединить, но и значимо усилить и преумножить. За последние 4 года число партнёров увеличилось в разы. 

Реализованы разные форматы взаимодействия, предоставляемые индустриальным партнёрам. Компания может открыть на ФПМИ полноценную исследовательскую лабораторию и заказывать профессорам и студентам интересующие их исследования. Если у компании нет возможности - это сделать, она может заказывать проект, НИР или НИОКР в одной из действующих проектных лабораторий ФПМИ. Индустриальный партнёр может открыть на ФПМИ образовательную кафедру или магистерскую программу. У компании есть возможность разработать и провести свой образовательный курс или поучаствовать в совместных исследованиях. Отдельным блоком можно выделить возможность организации корпоративного обучения или прохождения курсов дополнительного профессионального образования от ФПМИ. Возможны и другие формы взаимодействия. Так партнеры ФПМИ могут провести лекцию или семинар для студентов, поучаствовать в стипендиальных и грантовых программах, организовать хакатон или кейс-чемпионат на базе ФПМИ. 

Функционируют лаборатории разных типов: проектные, совместные с компаниями, по математическому моделированию физических процессов и для фундаментальных математических исследований. Есть система «визит-профессоров», предполагающая, что иностранные специалисты включаются в деятельность существующих лабораторий. 

На ФПМИ функционируют базовые кафедры как академических институтов, так и индустриальных компаний. Важно понимать, что образовательный процесс в существенной мере заказывается не только академическими структурами. Когда ФПМИ создавался была заложена идея, что компании-стейкхолдеры необходимо включить в процесс формирования учебных планов, они должны формировать образовательную повестку. И это было сделано, функционирует совет IT-компаний. 

Содружество компаний-заказчиков оказалось настолько плотным, что они согласились поделиться друг с другом своими курсами в рамках продвинутой магистерской программы ФПМИ. Студент программы может выбрать предметы с других кафедр, благодаря чему вариативность обучения возрастает в несколько раз. 

Один из проектов, в создании которого активно участвовал Яндекс, – Deep Learning School. Это образовательный проект для старшеклассников и студентов, интересующихся программированием и математикой. В этом году был реализован Онлайн-курс «Машинное обучение и управление проектами в IT для преподавателей» совместно с ВКонтакте. ФПМИ разработала блок по машинному обучению. В рамках курса прошли обучение более 1000 учителей. Им были предоставлены материалы, которые можно использовать в кружках и на уроках информатики, в классах повышенного уровня подготовки. 

Реализуется и взаимодействие с регионами с целью трансляции накопленного опыта. В 2018 году в рамках государственного конкурса на создание региональных математических научно-образовательных центров, на базе Адыгейского государственного университета, в сотрудничестве с МФТИ, создан Кавказский математический центр. Реализуется новая программа в бакалавриате и единственная в России магистратура по теории игр. Также функционируют около десятка регулярных и постоянно действующих, совместных с ФПМИ проектов: Кавказская математическая олимпиада, Южная Математическая Смена в ОЦ “Сириус” и др. 

В части корпоративного обучения организовано более 70 групп образовательных курсов для Корпоративного Университета Сбербанка, где около 2000 человек прошли обучение по анализу данных. Сейчас в разработке более 10 новых курсов дополнительного профессионального образования в области анализа данных. 

Как индустриальные, так и академические партнёры предоставляют студентам стипендии. Два года назад был открыт Фонд целевого капитала. Появилась интересная стипендиальная программа «Наставник будущих физтехов». Мы стараемся не только привлекать талантливых ребят из регионов, но и, хотя бы временно, возвращать их обратно. В рамках программы студенты получают стипендию за взаимодействие со своими родными школами и помогают таким образом своим образовательным центрам.