Исследование уровня медиаграмотности студентов и их способность распознавать манипулятивные приемы в медийных текстах
В рамках реализации проекта был исследован уровень медиаграмотности студентов и их способность распознавать манипулятивные приемы в медийных текстах.
Современная медиасреда требует от потребителей информации развитого критического мышления и способности распознавать манипуляции в медиа. Феномен доверия к медиа становится особенно актуальным в эпоху фейковых новостей, что делает изучение уровня медиаграмотности неотъемлемым аспектом для понимания восприятия информации в обществе.
Основная задача исследования заключалась в определении уровня медиаграмотности студентов и их способности фиксировать наличие манипуляций в медийных текстах. Исследование фокусировалось на выявлении двух аспектов:
(а) - наличие критического мышления для распознавания манипуляций и
(б) - способность идентифицировать конкретные манипулятивные приемы.
Исследование проводилось с использованием метода онлайн-опроса. В качестве респондентов выступили студенты НИУ ВШЭ, завершившие курс по медиаграмотности. Им был предложен анализ текстовых фрагментов с явными манипулятивными приемами. Каждый фрагмент включал до восьми вариантов ответов, из которых только один или два были правильными.
Основные результаты исследования показали, что большинство респондентов продемонстрировали трудности в выявлении манипуляций. Это проявилось в некритичном восприятии информации и недостаточной способности респондентов различать манипуляции. Вопросы, касающиеся формулировок и метафор, вызвали наибольшее затруднение, что говорит о сложностях в интерпретации сложных текстов.
Анализ выявил несколько важных тенденций. Во-первых, респонденты с трудом распознавали манипуляции, даже если предварительно прошли обучение. Это подтверждает необходимость дальнейшего совершенствования учебных программ по медиаграмотности. Во-вторых, были зафиксированы значительные различия в восприятии одних и тех же приемов в зависимости от контекста, что усложняет задачу автоматического распознавания манипуляций.
Проведенное исследование показало необходимость разработки более эффективных образовательных программ и инструментов для повышения уровня медиаграмотности. Респонденты не всегда могли идентифицировать манипуляции в текстах, что подчеркивает важность дальнейших исследований и разработки новых технологий для поддержки медиапользователей в критическом восприятии информации.
В ходе исследования шестидесяти студентам было предложено определить наличие манипуляции в выбранном тексте. Всего было представлено восемь текстовых отрывков. Количество правильных ответов в процентах представлено на графике.
График 1 – «исследование с сокращенными результатами. Доли ответов указаны в процентном соотношении»
Всего было размечено 125 документов, в них выделены 2396 сегментов, а статистика собрана по классам и по отдельным спанам.
Статистика по каждому классу, относящемуся к целому тексту, включающая количество примеров и количество примеров по текстам.
График 2 – статистика по классам
Статистика по отдельным спанам представлена ниже. В ней дополнительно указаны средняя длина сегментов в символах и в словах, а также количество спанов, заканчивающихся точкой или знаком пунктуации (нормированное на количество примеров класса).
График 3 – статистика по отдельным спанам
Был проведен анализ того, сколько спанов других классов присутствует в документе, если в нем есть спан конкретного класса. В этом расчете не учитывался спан для статистики по себе же (поэтому значения на диагонали не максимальны). В матрице совстречаемости данные представлены по строкам – дополнительно отнормированы на размеры классов. Для наглядности были выбраны наибольшие по размеру 12 классов. Каких-то явных корреляций она не отражает (тем не менее, может использоваться в качестве дополнительных факторов в моделях машинного обучения).
График 4 – статистика по отдельным классам в собранном датасете