15 апреля на факультете компьютерных наук НИУ ВШЭ студенты бакалаврской программы «Программная инженерия» приняли участие в архитектурной ката, организованной сотрудниками СберМаркета.
В рамках дисциплины «Проектирование архитектуры программных систем» бакалаврской программы «Программная инженерия» совместными усилиями преподавательского состава департамента программной инженерии, базовой кафедры Сбера и представителей СберМаркета была проведена архитектурная ката.
Архитектурные ката — это возможность потренировать свои архитектурные навыки на вымышленных проектах. Командам из 5-6 человек представляется возможность работать над одним проектом. Цель каждой команды в рамках соревнования — оценить требования заказчика, найти пропущенные области и представить оптимальное архитектурное решение.
Перед студентами была поставлена задача создать систему, которая позволит родителям контролировать местоположение своих детей. По итогам архитектурного соревнования студенты спроектировали серверную часть приложения, разработали рекомендации к мобильному приложению и защитили свои решения перед преподавателями ФКН и экспертами СберМаркета.
Организаторы и студенты поделились впечатлениями от участия в мероприятии.
Мицюк Алексей Александрович
Факультет компьютерных наук: заместитель декана по научной работе и международному сотрудничеству
В этом году мы решили попробовать провести для студентов одной из основных дисциплин бакалавриата "Программная инженерия" — Проектирование архитектуры программных систем — внутреннее соревнование по проектированию. За помощь в организации соревнования огромное спасибо команде энтузиастов из сообщества ИТ-игр «Архитектурные ката», многие из которых — разработчики Сбера, а также базовой кафедре Сбера ФКН. Такие соревнования проходят по системе интервью проектировщика систем, но на время и в командном формате. 7 команд студентов "Программной инженерии" 3 курса должны были предложить архитектуру системы для решения социально-значимой задачи повышения безопасности школьников за счёт контроля со стороны родителей. Студенты ФКН, как мне кажется, показали достаточно интересные решения, большая часть из которых вполне могли бы быть успешно реализованы на практике. Для ребят это была дополнительная возможность проверить свои навыки, поработать вместе со специалистами из ИТ-индустрии. Кроме того, для меня, как для автора программы дисциплины в её текущем виде, а также для всей команды нашего курса, это был и своего рода внешний аудит на соответствие читаемой программы реальным ожиданиям корпоративного сектора по отношению к разработчикам и проектировщикам, которых мы готовим. И, судя по первым отзывам команды «Архитектурных ката», наши студенты показали себя очень хорошо.
Глеб Гончаров
Unit Lead в СберМаркете
Уже почти два года, как мы проводим «Архитектурные ката». Это такие игры, которые помогают людям понять, как устроена архитектура программного обеспечения. Мы уже провели больше 10 игр в разных компаниях, включая Сбер, VK и Газпром. А в середине апреля, вместе с Кириллом Пашигоревым, организовали игру для студентов факультета компьютерных наук ВШЭ.
Я был приятно удивлён подготовкой участников. Когда я учился в Ульяновском государственном техническом университете, мой уровень был намного ниже. А сейчас студенты знают не только теорию, но и умеют применять промышленные технологии на практике, такие как Cassandra, ClickHouse, Kafka, RabbitMQ, PostgreSQL и другие.
Сейчас образовательные программы стали лучше, и студенты получают больше практических навыков. Поэтом, компании могут нанимать выпускников ВШЭ к себе в команды и быть уверенными в результате.
Мне очень понравилось проводить эти игры и я буду рад провести их вновь!
Андрей Шарипов
Студент третьего курса ПИ
Будучи студентом студент 3-го курса, я решил принять участие в архитектурном ката, где получил невероятный опыт, который, несомненно, повлияет на мое дальнейшее обучение и профессиональный путь. Это был мой первый подобный опыт и полученные впечатления превзошли все ожидания.
Мероприятие было организовано на высшем уровне. Особенно впечатлило то, что оно проводилось экспертами, которые не только обладали глубокими знаниями в своей области, но и с удовольствием делились опытом, рассказывая о реальных случаях из своей практики.
Что для меня стало особенно ценным, так это возможность применения теоретических знаний и опыта с моей текущей деятельностью. Работа в команде над проектом позволила не только глубже погрузиться в архитектурные вопросы, но и научиться находить общий язык с коллегами. В итоге моя команда смогла занять 3-е место, что было особенно приятно.
Обмен опытом и получившимися решениями с другими командами мероприятия, добавил мотивации и вдохновил меня на дальнейшее изучение архитектуры и смежных дисциплин. Был бы рад снова принять участие в подобном соревновании.
Алена Васильева
Студентка третьего курса ПИ
Впервые была на мероприятии в таком формате, и он меня приятно удивил! Архитектурная ката оказалась очень похожа на хакатон, только короче и с акцентом на проектирование. Задача была достаточно типовая, подобные периодически приходится решать на работе. Понравилось, что в качестве организаторов выступили специалисты из индустрии. Думаю, это крутой формат не только для тех, кто только начинают свой карьерный путь, но и для практикующих студентов!
Артем Маланьин
Студент третьего курса ПИ
Недавно я принял участие в архитектурной кате - известной соревновательной игре для разработчиков и архитекторов ПО. До этого у меня не было опыта участия в подобных мероприятиях, поэтому, я с воодушевлением и энтузиазмом подошел к отбору и в результате попал в число участников соревнования. Мы собрали очень крепкую и дружную команду, состоящую из работников BigTech - среди нас были представители Сбера, Озона, Авито и Яндекса. Следующие несколько часов прошли крайне интересно - мы вели дискуссии, предлагали различные идеи и даже спорили во время решения кейса, который нам достался. Хочется отметить, что лично для меня главным плюсом этого соревнования стала его атмосфера - все вокруг веселились, активно общались, никто не нервничал и не относился к мероприятию чересчур серьезно, так что я и все остальные участники испытал только положительные эмоции. Отдельное спасибо хочется сказать Кириллу Игоревичу Пашигореву, моему семинаристу по дисциплине «Проектирование архитектуры программных систем», который был одним из организаторов игры и благодаря которому мы узнали про то, что такое ката и как интересно там может быть!