Надо просто заниматься, и все получится


Ольга Фазылова
. В 2014 году окончила с отличием бакалавриат факультета бизнес-информатики по программе «Прикладная математика и информатика». В настоящее время учится в университете Бордо во Франции на магистерской программе «Финансовые и экономические риски».

- Ольга, расскажи немного о себе: в какой ты училась в школе, почему выбрала Вышку и «Прикладную математику и информатику»?

Я училась в обычной школе в Екатеринбурге. Мне всегда нравилась математика, и я была в ней достаточно сильна. Изначально мои родители были против поступления в Москву, поэтому я планировала учиться у себя в городе в УРФУ. Но в 11 классе я попала на Всероссийскую олимпиаду по экономике, там влюбилась в мальчика, который собирался поступать в Вышку на экономический факультет. Собственно, по этой причине я и выбрала ПМИ («Прикладную математику и информатику»). Для меня это был шанс учиться с ним в одном корпусе, но я понимала, что, поступив туда, смогу получить серьезное математическое образование в достойном ВУЗе.

- Оправдались твои ожидания от Вышки?

В чем-то оправдались, а в чем-то Вышка даже превзошла мои ожидания. Я выбрала ПМИ еще и потому что у меня была победа на олимпиаде Санкт-Петербургского университета по математике, и она действовала при поступлении. Я писала эту олимпиаду без задней мысли, не думая, что я буду потом по ней поступать. Для меня переезд в Москву был совершенно не запланированным, но это был очень важный шаг в моей жизни.

- По сравнению с Екатеринбургом, как ты чувствовала себя в Москве?

Мне очень нравилось в Москве, т. к. для меня, в первую очередь, это было возможностью пожить без родителей. Но не потому что можно было делать все, что угодно. Скорее потому что приходилось принимать все решения самостоятельно. Понятно, что когда что-то случилось, ты всегда можешь позвонить родителям, но при этом действовать нужно самому. К тому же Москва – город с огромными возможностями, а московские ВУЗы, в особенности, Вышка, сильно отличаются от региональных.

- Сложно было учиться? Помнишь свою первую сессию?

Я все помню! Когда я пришла на первую пару мат. анализа, это была просто греческая грамота. Я ничего не понимала, потому что у меня, может быть, была не такая сильная школа, как у моих одногруппников. Но уже во втором модуле я сдала на 10 контрольную. Надо просто заниматься, и все получится.

- Какие преподаватели тебе запомнились?

Мне очень нравился В.В. Подиновский, он очень интересно преподавал, у него был особенный подход к каждому ученику. Его курс «Теория приятия решений» мне очень пригодился в реальной жизни. Еще я очень рада, что написала диплом с Б.Г. Миркиным. Темой диплома были методы кластерного анализа. Была задача сравнить разные методы и выявить, эффективны они или нет. Я очень уважаю Миркина, он показал мне, как надо относиться к жизни, и во многом повлиял на меня.

- У тебя ведь диплом с отличием?

Да, верно. Но однажды у меня был спорный вопрос: я не успевала хорошо подготовиться к одному экзамену и знала, что могу сдать на 3. Поэтому, чтобы не потерять возможность получить красный диплом, я сразу решила, что пойду на пересдачу. Не нужно, конечно, набирать пересдач по 10 штук, иначе отправят домой, но если что-то подобное случилось, ничего страшного, за лето подготовиться можно.

- Ты жила в общежитии?

Да, я жила в Дубках. Это очень далеко, но там было весело. Мама бы меня не отпустила в Москву, если бы не Дубки, потому что там, как на курорте, все есть, не нужно ни о чем переживать. Когда ты смотришь сайт Вышки, описание общежитий, то понимаешь: можно ехать. Там охрана, стиральные машинки, отличный ремонт, техника, мебель, все чисто и аккуратно.
Мама очень переживала, но все же согласилась. Самостоятельная жизнь гораздо большему учит, тяжело строить свою жизнь, когда живешь в семье, выполняешь поручения родителей. Нужно развиваться самому, отдельно.

- Как пришла идея поехать учиться во Францию? Когда ты начала учить французский язык?

В Вышке был второй язык со второго курса, на выбор были французский и немецкий. Я выбрала французский, потому что начинала учить его в школе. На второй язык требовалось тратить день в неделю точно, и в конце остались только две девочки, кто учил французский. Было очень тяжело все успевать, но качество было очень хорошим: после двух лет обучения у нас был уровень B2.
Я съездила во Францию, мне здесь очень понравилось, и я почувствовала, что должна жить здесь. Стала заниматься, узнавать про университеты, и нашла эту программу, на которой учусь. Приняли меня сюда год назад, это был очень счастливый день в моей жизни.

- Ты учишься в Университете Бордо на магистратуре. Какая у тебя специализация?

Я учусь на программе «Инженерия финансовых и экономических рисков». Я искала что-то связанное с математикой, но мне хотелось, чтобы это было обязательно прикладное. Пока я не вижу, где применяется то, что я учу, и что я могу с моими знаниями сделать в реальной жизни, для людей, я не понимаю, зачем это нужно. Здесь же мы используем достаточно много математики и занимаемся оценкой и предсказанием финансовых рисков, это очень-очень интересно и пригодится мне в будущей работе.

- Преподавание проходит на французском?

Да, у меня на французском. Есть и английские программы, но явыбрала французский язык, потому что мне он нравится. И теперь, когда мне объясняют что-то на французском, я понимаю гораздо быстрее, чем на русском. Что касается учебы, то не было вообще никаких сложностей с языком, в том числе, потому что это математика, и вся терминология звучит похоже.

- У тебя есть друзья во Франции?

Я очень быстро влилась, у меня замечательная группа. Меня очень пугали, что коренные французы никогда не общаются с иностранцами. Это совершенно не так, меня очень хорошо приняли, у меня есть подруги, которые помогают мне и с языком, и в быту. В группе нас 22 человека, среди них 15 человек – французы.

- Какие можно отметить особенности образования во Франции?

Здесь за каждый год можно получить диплом. Когда заканчиваешь школу во Франции, то это уже называется «бак» (от фр. baccalauréat). Потом ты можешь делать «бак+1», «бак+2» и т.д. И можно менять университет хоть каждый год. Эта мобильность позволяет корректировать свою программу, не теряя при этом во времени.
Еще такая особенность мне бросилась в глаза сразу: здесь объясняют досконально каждый шаг и дают только знания, нужные в работе. В России же порой ты приходишь на пару, на доске уже все написано, ты должен это переписать, а потом учи, как хочешь.
Однако именно Вышка научила меня искать выход в любой ситуации. Если уже завтра нужно сдать какой-то проект, то ты его очень хорошо напишешь и сдашь. А здесь многие ребята не мотивированные, для них получить средний балл – это вообще замечательно. Я же пришла из ВШЭ, где каждый борется за место в рейтинге, чтобы получить стипендию. Когда я училась на втором курсе в Вышке, то было всего 5 человек, кто закончил год без троек. Из этих пяти человек 21% получал стипендию, то есть, это была только я. К счастью, ситуация со временем улучшилась.
В общем, в России, если человек к чему-то стремится и делает что-то лучше других, то это поддерживается, а здесь показывают, что быть «средним» – это нормально.

- Ты чувствуешь преимущества от того, что твое первое образование математическое?

Да, конечно. На все прикладные задачи я смотрю немного по-другому и нахожу решение за минуту, тогда как все остальные решают минут 10. Можно сказать, что в Вышке я наработала руку (или ум).

- Нагрузка по учебе распределена более равномерно или тоже бывают срочные дедлайны?

Нам часто ставят работу в биномах – в парах. Это хорошо готовит к работе, когда надо будет работать в команде. Когда работаешь один, то можно все сделать в последний момент, а тут ты несешь ответственность и перед другим человеком. Поэтому чаще мы стараемся начинать делать все заранее.
И еще, у французов другой менталитет, другой подход к работе и это очень интересно наблюдать. Мне кажется, это очень хороший опыт. Например, пауза на обед в 12 часов дня – это обязательно, они просто прекращают работу и идут кушать. А в России мы можем продолжать работать, пока уже совсем не проголодаемся. И эта разница есть во всем, и очень интересно смотреть на другой способ работы. Так, расширяя кругозор, можно комбинировать стратегии для своего образа жизни, набирая у других лучшее.

- Обучение платное?

Да, учеба платная, но она стоит всего 250 евро в год, это вступительный взнос. Я подала документы на стипендию французского правительства, но в этом году мне не удалось ее получить, я не прошла конкурс, по которому стипендию дают только 100 заявителям.

- Какие у тебя планы после окончания магистратуры?

Я долго не знала, чем хочу заниматься, а когда я не знаю, чего хочу, то ничего не делаю. Потом я решила смотреть видео на Youtube, и так нашла интересную для себя область – инвестиционный банкинг, т. е. услуги, направленные на развитие фирмы. Это очень интересная и сложная работа, включающая общение с руководителями компаний, поиск решений по привлечению капитала, по развитию фирмы.

- Ты хочешь остаться во Франции?

Пока не знаю. В следующем году я должна проходить обязательную стажировку в рамках своей программы. Нужно будет пройти эту стажировку, а потом уже видно будет, как жизнь сложится. Мне нравится открывать новые миры для себя, я пока не готова где-то обосноваться и там строить жизнь. Мне хочется еще путешествовать, хотела бы пожить в какой-нибудь еще европейской стране.

- Во Франции было бы сложно жить, не зная французского языка?

Не сложно, но неинтересно. У меня есть друзья, которые учатся на английском и не учат французский язык. Я этого не понимаю. Это очень обогащает, и это настолько интересно!.. Гораздо интереснее, когда ты можешь общаться с коренным населением. Я общаюсь в большей степени с французами. Когда ты продолжаешь говорить на русском в другой стране, то новый язык вообще не учится. Нужно себя погружать в среду, это страшно, но нужно это делать, и тогда со временем язык приходит.

- Ты живешь в общежитии?

Теперь да. У меня маленькая комната – 9 кв. м., но у меня есть и душ, и туалет, и кухня. Бытовые вопросы лучше выяснять заранее, контактировать с теми, кто уже учится в университете. Я не знала, что заявку на общежитие нужно подавать до 30 апреля, то есть, пока ты еще даже не поступил в университет! Еще есть много тонкостей с визами, медицинскими страховками – все это требует много сил, но все того стоит.

- Если бы ты вернулась назад к точке выбора университета, ты бы изменила свой выбор?

Нет, не изменила бы. Иногда мне даже хочется вернуться на первый курс Вышки, прожить что-то снова, разобраться в мат. анализе. Что-то проскользнуло мимо, потому что не на все хватало времени. Как бы тяжело ни было тогда, эти трудности сделали меня мной, и я очень этому рада. Я такая, какая есть, благодаря Вышке, Москве и даже всем этим домашним заданиям, из-за которых мы не спали ночами.

- У тебя есть мечта?

Да, я хочу открыть детский учебный центр в России. Многие дети не знают, чем заниматься, не находят свою реализацию. Я бы хотела сделать такое место, где каждый мог бы открыть свой потенциал – неважно, в чем, – и уже в детстве найти себя. Причем хотела бы открыть такое место именно в России. Да, конечно, есть разные кружки, но обычно родители решают, кем хочет стать их ребенок. А нужно смотреть, что у ребенка получается и направлять его, чтобы он и развивался, и получал от этого удовольствие.
Я вижу, что жизнь за границей по-другому организована и мне есть чему учиться у других людей. Мне хочется набраться здесь опыта, а потом применить его в России, принести пользу детям, их родителям, своей стране.

- У тебя есть хобби? Как ты проводишь свободное время?

Я продолжаю давать уроки математики, как делала это в России. Но теперь делаю это по скайпу, очень удобно. Также я, наконец, начала заниматься спортом: хожу на фитнес, катаюсь на велосипеде, плавала в бассейне, на прошлой неделе даже попробовала серфинг! В Москве тоже было много возможностей для спорта, но много времени, к сожалению, уходило на дорогу. Здесь я живу в трех минутах ходьбы от университета, поэтому у меня больше свободных часов. Кстати, мне нравится заниматься саморазвитием: у меня все стены завешаны планами на лето, год, 5 лет вперед. Я получаю удовольствие от работы над собой и своими страхами и стараюсь помогать при необходимости в этом своим друзьям.

Интервью брала 
Ольга Подольская.