Качественное образование – это самый эффективный способ инвестировать в будущее


Кирилл Погорельский
. В 2009 году с отличием окончил магистратуру факультета Бизнес-информатики по специальности «Прикладная математика и информатика», направление «Математическое моделирование». Затем поступил на PhD-программу по Социальным наукам в Калифорнийском технологическом институте (Caltech, USA), которую окончил в июне 2015 года. С августа 2015 года Кирилл Погорельский – Assistant Professor на факультете экономики в Университете Ворвика (University of Warwick, UK).
 В интервью Кирилл рассказывает об учебе в Вышке, своих научных интересах и о том, каково быть аспирантом одного из ведущих университетов США. 

- Кирилл, расскажите немного о себе: где прошло ваше детство, где вы заканчивали бакалавриат?

Я родился и вырос в Нижнем Новгороде, там же стал бакалавром по прикладной математике и информатике, окончив НГТУ им. Алексеева, нижегородский политех.

- После бакалавриата вы решили продолжить обучение в магистратуре Вышки. Почему выбор пал именно на ВШЭ?

На старших курсах бакалавриата я стал больше интересоваться прикладной математикой в социальных науках. Надо сказать, что в это время как раз происходила завершающая фаза «миграции» преподавателей с кафедры ПМИ политеха, где я учился, на факультет БИ в нижегородском филиале ВШЭ, так что о Вышке я был наслышан. Я начал работать над дипломной работой под руководством В.А. Калягина, который сейчас заведует кафедрой ПМИ в нижегородской вышке, и познакомился c Ф.Т. Алескеровым, который принимал непосредственное участие в разработке плана магистерской программы московской вышки. Так что мой выбор был, скорее, между магистратурами по ПМИ Нижегородского и Московского филиалов.

- Оправдались ваши ожидания от Вышки? Какие воспоминания остались от учебы?

Да, считаю, что Вышка очень сильно повлияла на мою жизнь. Я впервые испытал на себе «западный стиль» обучения, если можно так выразиться. Главным отличием была модульная система, при которой приходилось практически каждый месяц сдавать экзамены. Было очень много интересных курсов, а курсы микро и макроэкономики изменили мое представление о том, в каких классах задач можно использовать прикладную математику. Самое главное, были хорошие возможности для занятий наукой. Мы опубликовали несколько статей с Ф.Т. Алескеровым и В.А. Калягиным, я начал ездить на международные конференции и летние школы, в вышке выступали с лекциями известные ученые-экономисты. Все это предопределило мой выбор в пользу академической карьеры.


- После Вышки вы поступили на PhD-программу по Социальным наукам в Caltech. Как проходил отбор, сложно было поступить?

Я подавался на американские PhD-программы по экономике (Social Science в Калтеке – это программа, совмещающая микроэкономику и политическую науку), и, конечно, конкуренция при поступлении очень велика. При поступлении есть набор стандартных требований, типа тестов GRE и TOEFL, но основную роль играют рекомендации и качество предыдущего образования. Так что, в каком-то смысле, набирать очки конкурентоспособности нужно очень сильно заранее: процесс подачи документов и поступления занимает приличную часть года. На многие программы PhD крайние сроки подачи – начало-середина декабря, чтобы начать учиться с сентября-октября следующего года.

- Какова тема вашего исследования? Связана ли ваша задача с тем, чем вы занимались в магистратуре Вышки?

Мои интересы в настоящее время включают теорию игр, политическую экономику и лабораторные эксперименты. В частности, меня интересует вопрос о том, как коммуникация между агентами в группах влияет на результаты их стратегического межгруппового взаимодействия. Приведу конкретный пример: задача голосования. Есть два кандидата в президенты и избиратели, которые решают, прийти на выборы чтобы проголосовать за предпочтительного кандидата, или нет. При этом, с одной стороны, поход на избирательный участок несет издержки (потраченное время, транспортные расходы, и т.п.), а с другой стороны, есть шанс повлиять на исход голосования, и тем самым, добиться победы предпочитаемого кандидата, что может иметь вполне материальные последствия, в виде, например, изменения схем налогообложения. Стандартная теория говорит о том, что в равновесии процент пришедших на участки избирателей должен быть близок к нулю, потому что при большом количестве избирателей, вероятность повлиять на исход голосования ничтожно мала по сравнению с издержками. Возникает так называемый turnout paradox: на реальных выборах явка значительно больше. Однако при этом теория не учитывает, что избиратели не принимают решение в информационном вакууме, а получают комбинацию сигналов от кандидатов и медиа, и общаются между собой. Мне удалось показать, что при определенных условиях, парадокс явки можно разрешить если явным образом учесть корреляцию между решениями избирателей.
В вышке я занимался анализом влияния в МВФ, это совсем другая тема.

- Какие, на ваш взгляд, самые значимые достижения сделаны в вашей научной работе?

Думаю, по-настоящему значимые достижения еще предстоит сделать. Пока что разработана теория коммуникационных и коррелированных равновесий в группах, позволяющая в том числе разрешить парадокс явки, и проведен ряд лабораторных экспериментов для проверки теории.

- Какие особенности обучения в США по сравнению с Россией?

Это сильно зависит от факультета и университета, нельзя так глобально сравнивать. Везде есть свои особенности. Но в целом, конечно, подход к образованию в США другой: здесь на студенте лежит гораздо больше ответственности за выбор направления обучения, курсов, и профессоров, с которыми он будет работать. Если говорить про PhD программы, то хорошие университеты дают стипендию на все время программы, обычно в сочетании с teaching assistantship и/или research assistantship, которой достаточно для относительно комфортного проживания. Поэтому главный ресурс PhD-студента – его время – уходит на научную работу, а не на какую-то временную подработку чтобы сводить концы с концами. Да и по условиям студенческой визы работать где-то на стороне в США нельзя.

- Какие ваши дальнейшие планы? Останетесь ли вы в США, будете ли дальше заниматься наукой или собираетесь уйти в индустрию?

В последний год PhD программы начинается поиск работы, так называемый job market. Это длительный и сложный процесс. Например, на академическом рынке конкуренция еще больше, чем при поступлении на PhD: хороших tenure-track позиций намного меньше, чем кандидатов. В этом году мне удалось получить такую позицию на факультете экономики в университете Ворвика, так что в ближайших планах  переезд в Англию и продолжение научной работы там в качестве Assistant Professor.

- Что бы вы пожелали старшеклассникам, которые только выбирают свой профессиональный путь?

Старайтесь получить качественное образование, это самый эффективный способ инвестировать в ваше будущее. Как минимум, выучите английский язык на уровне advanced, это откроет для вас большую и лучшую часть интернета.

Интервью брала Ольга Подольская.