Если всё время не развивать себя – мир уйдет вперед, а ты останешься в прошлом


Полина Жиналиева
(Бондарева). Училась на факультете бизнес-информатики в общей сложности 6 лет: в 2010 году получила диплом бакалавра по направлению «Прикладная математика и информатика», а в 2012 году – диплом магистра по этому же направлению. Также в 2012 году окончила Школу анализа данных «Яндекса». Работает аналитиком в «Яндексе», в группе Анти-СЕО отдела «Безопасного поиска». Основная задача группы – борьба с деятельностью недобросовестных разработчиков сайтов, которые пытаются искусственно накручивать позиции в выдаче поиска.
В настоящее время находится в отпуске по уходу за ребенком – дочери Альмире 4 месяца.

- Полина, вы поступили в Вышку в 2006 году. Это был первый набор на образовательную программу «Прикладная математика и информатика». Расскажите, почему выбрали именно это направление и именно Вышку?

На прикладную математику я попала почти случайно. Как многие одиннадцатиклассники я плохо понимала, чего хочу от жизни. Меня интересовали экономика, программирование, управление проектами. В Вышке был просто идеальный для меня факультет – бизнес-информатики (далее – БИ). Но я недооценила сложности вступительных экзаменов и, к сожалению, для поступления на БИ мне не хватило баллов. Тогда и было принято решение идти на прикладную математику, которая была отделением БИ, на платное. Это был решающий момент в моей судьбе. Сейчас я не представляю, как я училась бы в другом месте. В середине второго курса за успехи в обучении я перевелась на бесплатное. 

- Что из студенческой жизни вам запомнилось больше всего?

Номер один воспоминаний – это Владимир Александрович Гордин. Очень яркая личность, преподаватель дифференциальных уравнений и уравнений математической физики. На первое занятие он немного опоздал и начал знакомиться с нами и читать лекцию еще в коридоре, на бегу. Диффурами всё не ограничивалось: однажды он водил мою группу в Пушкинский музей, а в другой день устроил спонтанную экскурсию для меня и нескольких моих одногруппников по центру Москвы.
В первые годы было много непредсказуемого в нашем обучении. Программа менялась «на ходу». К примеру, некоторые мои одногруппники поступили именно в Вышку, потому что это был единственный факультет прикладной математики, на котором не планировалось преподавание физики. Но, как потом выяснилось, без физики не может быть прикладной математики, и учить ее все же пришлось.
Самым интересным курсом для меня оказалось компьютерное зрение, на которое я ходила уже в магистратуре, точнее в Школе анализа данных Яндекса (далее  ШАД). К тому моменту было неплохое знание математического аппарата, но работа с изображением и видео казалась чем-то непостижимым. Каждое занятие на курсе компьютерного зрения было похоже на то, как вначале фокусник демонстрирует чудо, а потом раскрывает карты и объясняет, как это чудо можно за пару минут (часов… дней…) воспроизвести самому.

- Параллельно с магистратурой Вышки вы еще и учились в ШАДе. Сложно было все совмещать?

В разные периоды – по-разному. Самыми сложными для меня были второй курс бакалавриата и два года ШАДа. Но эти годы были и самыми интересными и насыщенными. На втором курсе мы могли собираться по 5-6 человек и сутками решать домашние задания (спасибо Владимиру Александровичу!). Были, конечно, и те, кто просто списывал, но большинство все же активно участвовало в обсуждении. Это был интересный процесс: у всех нас разное мышление, у кого-то более теоретическое, у кого-то более прикладное, кто-то отлично умел программировать. Кто-то внимателен к мелочам, а кто-то смотрит на задачу в целом. Мы научились отлично дополнять друг друга и потом успешно работали вместе на «взрослых» работах.
Если говорить о ШАДе, то самым сложным было совмещать его и работу. Дедлайн по программированию, к примеру, был в 9 утра понедельника. Решение мы должны были «прогонять» через автоматизированную систему, которая проверяла решение на скорость, затраты памяти и корректность выполнения. Несмотря на усердную работу над домашним заданием на выходных, заветный «ОК» в системе иногда случался только в 8:30 утра понедельника, а после этого надо было ехать на работу и переключаться на совсем другие заботы. К тому же, к сожалению, из-за работы я не могла позволить себе ходить на дополнительные интересные курсы, которых было огромное количество в ШАДе.

- Какое образование принесло больше практической пользы?

Мне сложно отделить одно образование от другого. И Вышка и ШАД сформировали сильную математическую базу, познакомили с современными методами. И там и там были прекрасные преподаватели, интересные курсы. Разве что ШАД был немножко более прикладным, а Вышка – чуть более теоретической. Наверное, это и есть главная особенность ШАДа: помимо сильной теоретической подготовки, ШАД научил не бояться реальных задач и показал, как использовать теорию в «боевых» условиях.

- Вы начали работать еще во время учебы. С чего началась ваша карьера, как развивалась? 

Первая моя оплачиваемая работа была в математической лаборатории в Вышке. Я занималась поиском приближенного решения уравнения Блека-Шоулза в привязке к фондовому рынку, точнее, к ценообразованию на опционы. Но я бы не стала ее выделять как первое место работы, т.к. грань между исследованием, обучением и зарабатыванием денег в данном случае размыта. На самом деле, в процессе работы в лаборатории я получала знания, как и на обычных курсах, только здесь за знания надо было немного больше бороться.
Первая «коммерческая» работа – аналитик в AT-Consulting на проекте разработки системы управления целевыми маркетинговыми акциями. Начиналось всё с тестирования, потом «доросла» до системного анализа и проработки аналитических методологий, начались встречи с заказчиками, командировки. Было очень интересно. Но работа была очень «контактная» – из-за большого количества встреч, телефонных звонков, высокоуровневых обсуждений, времени на делание «руками» практически не оставалось. А мне после окончания магистратуры очень хотелось зарыться в данные и в реальных условиях опробовать всё то, чему нас учили 6 лет.
Решение уйти в «Яндекс» было очень не простым. Мне грустно было покидать ставший таким родным проект. В некотором смысле это был небольшой шажок назад в карьере, я снова оказалась начинающим специалистом, которому еще надо было многому научиться. Но, конечно, «Яндекс» не мог разочаровать – широкое поле для деятельности, интересные люди, нестандартные задачи. Правда, спустя два с половиной года работы я опять вернулась к тому, от чего «убегала» из AT-Consulting-а: встречи, обсуждения, высокоуровневое планирование, продумывание архитектуры решений и острая нехватка времени на делание руками. Видимо, это моя судьба!

- Какие преимущества перед конкурентами дает вам образование Вышки?

Сильная математическая подготовка, знание современных методов, умение работать с нестандартными задачами.

- Полина, вы растите маленькую дочь и у вас успешно складывается карьера. Думаю, многие согласятся: вы образцовая женщина. Каков рецепт успеха?

Я никогда не пыталась быть успешной. Я училась, не думая об оценках, работала без оглядки на повышение или бонусы, никогда не довольствовалась тем, что имела. Если всё время не развивать себя и не совершенствовать свои проекты – мир уйдет вперед, а ты останешься в прошлом.

- У вас есть заветная мечта?

Если вы про мечту о светлом будущем и мире на Земле – то я реалист. Я не мечтаю о возвышенном, но у меня есть мечта-цель: небольшой домик в уютном пригороде, парочка собак, дети, резвящиеся на лужайке, и молочник, который по утрам развозит молоко и желает доброго утра.
 
Интервью брала Ольга Подольская.