• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Студенты ФКН ВШЭ стали призерами на хакатоне от «Ленты» при поддержке менторов Microsoft

В первые выходные июня прошел хакатон Hack.Promo от Ленты и Microsoft по uplift моделированию.

Студенты ФКН ВШЭ стали призерами на хакатоне от «Ленты» при поддержке менторов Microsoft

Uplift моделирование - это такой тип задач, когда нужно выбрать целевую группу, которая лучше всего отреагирует на промо-компании. Например, когда магазин делает рассылку с акциями, то хочет выбрать только тех людей, которые без рассылки бы не пришли, а получив смс/письмо/уведомление, пришли бы. Когда мы говорим о промо компаниях на группы товаров, uplift - это выбор тех товаров, которые без скидки будут покупать мало и редко, а с промо-продвижением их продажи и выручка возрастут.

 

Это уже второй хакатон по данной тематике, проводимый этими двумя компаниями. В прошлом году стояла задача выявления группы клиентов, наиболее чувствительных к таргетированной рекламе. В этом же году было целых две масштабных задачи: по предсказанию прибыльности промо-компаний и по составлению графика промо-календаря и его наполнению товарами.

 

Студентки 1 курса магистратуры  ("науки о данных") ФКН ВШЭ Алина Щукина и Мария Филиппова – команда под названием «Two unknown geese», приняли участие в хакатоне Hack.Promo. Алина и Мария делятся с нами: “Нам вообще очень нравится участвовать в таких мероприятиях: выходные, проведенные за решением интересной задачи лучше любого отдыха. В прошлом году мы уже принимали участие в данном хакатоне, выступали в финальных питчах и даже вошли в топ-10, однако не заняли призовое место и поэтому в этом году решили взять реванш”. В этот раз студенткам удалось занять 3 место.

 

Задача хакатона состояла в том, чтобы предсказать прибыльность промо- компаний, высчитав uplift-метрику. Также было второе задание, которое оценивалось качественно, а не по лидерборду: нужно было оптимизировать график промо-календаря, наполнить каждую промо-компанию товарами, определить тип и длительность ее проведения. В первой задаче решение команды “Two unknown geese” заняло второе место на лидерборде, что позволило гарантированно принять участие в финальном питче. На финальной сессии жюри дополнительно оценивало техническую реализацию первой задачи, аналитику и инсайты из данных, подход к составлению промо-календаря и, конечно, презентацию.

 

Подход к решению первой задачи состоял в том, чтобы эпмирически оценить метрику uplift на исторических данных. Итоговое решение состояло из четырех модулей. Участники команды напрямую оценивали uplift сравнивая среднюю дневную выручку каждого товара в период скидок на товар с выручкой в дни без скидок. Так, по каждой промо-компании команде удалось довольно хорошо приблизить целевую метрику. Далее, чтобы учесть сезонные бумы и спады на определенные товары, участники подсчитали uplift для категорий товаров. Участники команды также оценивали спрос, высчитывая коэффициенты k и b в любимой экономистами формуле спроса Q=b-kP. Это, в том числе, позволяло учесть эластичные и не эластичные товары в промо: чем эластичнее спрос на товар, тем больше его купят даже при небольшом снижении цены. И, наконец, Алина и Мария высчитали некоторые характеристики товаров в промо: как часто их покупают по скидке и без, сколько раз в среднем товар встречается в чеке, среднюю цену товара и т. д.

 

Во второй части решения при составлении графика промо-акций участники команды уделили особое внимание тем периодам, когда покупатели меньше всего покупают товары по скидкам - точки максимальной потенциальной выручки. Также студентки уделили особое внимание товарам с эластичным спросом, поскольку заметили, что далеко не все промо-компании прибыльные, а в некоторых товары по скидке покупают даже реже, чем если бы скидки не было.

Алина Щукина подводит итог: “У нас был наивысший балл из всех команд за техническую реализацию и за презентацию решения. Жюри оценило наш подход к решению обеих задач и мы заняли абсолютное третье место. Я очень рада этому, и вижу в этом наш рост и как команды, и как отдельных исследователей - в прошлом году мы тоже выступали на питчах и вошли в топ-10, а в этом году уже взяли приз. Уверена, что мы возьмем победу и на других ближайших хакатонах!”