• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Тест-драйв

Тестируем беспилотники Яндекса в Ясенево!

Тест-драйв

Введение

Многие слышали, что Яндекс в начале июня запустил беспилотное такси в московском районе Ясенево. Стоит отметить, что этот сервис достаточно продолжительное время уже был доступен сотрудникам Яндекса, но теперь абсолютно любой желающий может попробовать его, заполнив специальную форму и получив подтверждение (пока что это не так просто, очень большой спрос).

Эта форма существует уже 1.5 года, изначально планировалось запустить сервис намного раньше, но из-за многих известных всем факторов было решено отложить запуск. За все это время накопилось свыше 12 тыс. заявок, а сейчас доступ есть только у нескольких сотен пользователей Яндекс Go. При заполнении формы нужно подробно обосновать свою мотивацию протестировать беспилотник. Мне повезло и я стал одним из первых.

Вызов беспилотного такси

Перемещается такси в небольшой окрестности метро Ясенево. Продолжительность самой длинной поездки, которую я смог себе настроить от одного края карты до другого, около 15 минут.

Пассажира могут забрать и высадить только на одной из заранее отмеченных на карте автобусных остановок, их около 30, поездка всегда стоит 100 рублей и оплачивается только картой, сейчас Яндекс тестирует систему платежей

Начало поездки

При посадке все строго: нужно показать телефон с активным заказом в приложении Яндекс Go, затем нужно пристегнуться и только после этого машина начнет движение.

На водительском кресле сидит инженер-испытатель. Дело в том, что на законодательном уровне до сих пор запрещено передвижение беспилотного транспорта на дорогах общего пользования без человека за рулем. Инженер не управляет машиной, руки просто лежат на коленях, но он всегда готов подстраховать автомобиль. Кстати, устроится инженером-испытателем в Яндекс не так просто: на девять заявок одобряют всего одну. Из требований, как минимум, необходимы курсы контраварийной подготовки.

«За три года тестирования начинаешь понимать машину, каждое ее малейшее изменение в руле и манере езды. За все время тестирования экстренных ситуаций, при которых мне необходимо было перейти на ручное управление, не случалось ни разу» - говорит инженер-испытатель Яндекса

Яндекс считает, что его беспилотный флот уже достаточно развит и готов к самостоятельному перемещению по городу без человека, но когда именно это произойдет является сложным вопросом исключительно законадательного характера. Ясно одно, что Яндекс активно работает над его решением.

Стоит отметить, что даже в таком случае за машиной все равно будут следить, но уже не инженер-испытатель на водительском кресле, а удаленно подключенный к машине оператор, который потенциально может отслеживать сразу несколько активных беспилотников, что гораздо эффективнее.

Как беспилотник видит окружающий мир

На заднем ряду сидений пассажиру доступен интерактивный планшет с информацией о поездке. Также можно включить 3D-режим, где помимо самого беспилотника и его траектории движения будут отображаться другие участники дорожного движения.

Такая визуализация служит отличной демонстарцией технологических возможностей беспилотного такси и своего рода адаптацией для пользователей, чтобы они больше доверяли данной технологии и чувствовали себя спокойно на протяжении всей поездки.

Визуализация подробная и красивая, такие своего рода Яндекс Карты “на максималках”, правда, один раз они заглючили (был черный экран и он никак не реагировал на нажатия)

Поведение машины

Я был приятно удивлен, как машина в целом уверенно перемещается и быстро набирает скорость при старте. В то же время, если на пути было препятствие, то тогда старт был плавным, так как стратегия “я сначала буду мужественно разгоняться на коротком отрезке непонятно зачем, а потом резко тормозить” не имела бы смысла: к сожалению, многие водители до сих пор этого не понимают, а беспилотное такси Яндекса понимает.

Интересно, что даже при малейшем перестроении всегда включается поворотник, человек так бы никогда не делал, а беспилотник делает - молодец! Интересно, что сами инженеры-испытатели говорят, что в некоторых ситуациях стоило бы чутка подкрутить “настройку борзости” автомобилю. Им виднее, спорить не буду!

Пешеходам беспилотник уступает, причем даже если они просто стоят около перехода и не двигаются, видно что машина старатеся быть вежливой. В таких ситуациях она понимает, что приоритет у пешехода, что правильно.

При мне человек переходил дорогу в неположенном месте сбоку от беспилотного такси и в этой ситуации машина не сбавила скорость и продолжила движение по запланированной траектории. Видимо, в этой ситуации беспилотник предсказал траекторию пешехода (да, он и такое умеет) и понял, что может продолжить движение без лишнего ускорения / замедления, что очень похвально, так как это положительно сказывается на комфорте поездки.

Было бы здорово также написать про то, как беспилотник обрабатывал какие-то сложные дорожные ситуации, но правда в том, что за целый час езды на четырех разных машинах на дороге ничего интересного не произошло. И я уверен, что катаясь не один, а пять часов, мой ответ бы не изменился.

В зоне тестирования беспилотного такси много длинных прямых и очень мало поворотов, а даже если они и есть, то все эти развязки достаточно простые, поэтому мне было достаточно сложно оценить, насколько качественно беспилотник способен отрабатывать нестандартные ситуации, которым в Ясенево, честно говоря, просто неоткуда взяться. Было ощущение, что я еду как будто бы по рельсам - район уж очень спокойный, дороги широкие и машин тут немного

Из минусов отмечу ограниченный набор точек посадки / высадки. Было бы интересно посмотреть, как беспилотник будет пытаться довезти меня до подъезда через узкие и заставленные машинами дворы, вот это было бы настоящее испытание на прочность.

Впечатления и выводы

Я был приятно удивлен текущим уровнем развития беспилотных технологий в Яндексе - машина вызывает доверие, чувствуешь себя в ней безопасно и не задумываешься о поездке. Это и есть ключевой показатель того, что тестовый запуск беспилотного такси можно считать успешным.

Если говорить про массовость, то один из инженеров-испытателей дал мне прогноз, что только через 10 лет беспилотное такси станет массовым явлением. Я с ним согласен, ведь до сих пор себестоимость беспилотного автомобиля все еще высока и это одна из основных преград. Кстати, у Яндекса успешно получается её уменьшать, в том числе благодаря лидарам собственного производства.

Я считаю, что за беспилотными технологиями будущее, так как с ними дороги должны стать свободнее и безопаснее, что уже будет огромным достижением.

Командой Yandex Self-Driving Group проведена огромная работа, спасибо им за этот бесценный опыт, а читателям за то, что прочитали до конца. Такая

Бонус