Центр искусственного интеллекта НИУ ВШЭ

Диагностические и ассистивные речевые технологии на основе искусственного интеллекта

Цель проекта

Создание моделей для максимально ранней диагностики когнитивных и речевых расстройств, точного предсказания их развития и эффективной индивидуализированной коррекции.

Проект предлагает объединить имеющиеся большие массивы клинических, нейровизуализационных и поведенческих данных и современные технологии искусственного интеллекта для обучения моделей принятия диагностических и коррекционных решений.

Практическая применимость результатов проекта

Предсказание речевых навыков по движению глаз во время чтения

Методами машинного обучения команда проекта производит классификацию движения глаз во время чтения на основании собранных больших и уникальных корпусов данных. Можно выделить две части проекта:

  1. Дислексическая часть проекта позволяет выявлять у детей риск развития дислексии по движению глаз, а также выделять глазодвигательные параметры, которые вносят трудности при чтении у ребенка.
  2. Предсказание уровня владения английским языком на основании параметров движения глаз при чтении на английском языке.

Диагностика нейрокогнитивных и ментальных расстройств по речевому потоку

На основе различных характеристик речи (просодия, характеристики голоса, лексика, синтаксис, связность текста) с помощью машинного обучения исследователи могут предсказать наличие у говорящего симптомов расстройств, предикторов скорого развития психоза или симптомов нейродегенеративных заболеваний.

Предсказание тяжести речевых расстройств на основе МРТ при инсульте

Данные магнитно-резонансной томографии головного мозга могут быть использованы для прогнозирования речевого статуса у людей, перенесших инсульт. Центр языка и мозга НИУ ВШЭ располагает размеченными данными 400 постинсультных пациентов. Эти данные могут быть использованы для машинного обучения и для выявления максимально предсказательных моделей (касательно и тяжести, и характера речевых нарушений).

Приложения для коррекции нейрогенных речевых расстройств

В рамках проекта предлагается создание «тренажеров» речевой функции, которые могли бы заменить логопедические занятия для коррекции нейрогенных речевых нарушений у взрослых (в первую очередь афазия после инсульта).

Команда проекта

Драгой Ольга Викторовна

Руководитель проекта

Малютина Светлана Александровна

Старший научный сотрудник

Горшков Георгий Игоревич

Стажер-исследователь

Здорова Нина Станиславовна

Младший научный сотрудник

Зубарева Наталия Дмитриевна

Стажер-исследователь

Игнатов Дмитрий Игоревич

Заведующий лабораторией

Шалилех Соруш Ахмад

Младший научный сотрудник