«Важны ваши мотивация и желание стать крутым специалистом»

Выпускник бакалаврской программы «Прикладная математика и информатика» 2023 года Игорь Балюк поделился своим опытом обучения на ПМИ и работы в Авито и учебным ассистентом на ФКН.

«Важны ваши мотивация и желание стать крутым специалистом»

Игорь Балюк. В 2023 году окончил бакалаврскую программу «Прикладная математика и информатика». В настоящее время занимает должность старшего разработчика в Авито и преподает на факультете компьютерных наук.

Расскажи о себе.

В прошлом году я окончил ПМИ. Еще до поступления в Вышку я увлекался олимпиадами по информатике, и именно они дали мне возможность оказаться на факультете компьютерных наук. Во время обучения я был учебным ассистентом, а сейчас преподаю на ФКН и работаю старшим разработчиком в Авито, занимаюсь инфраструктурой, по сути, делаю так, чтобы Авито мог работать.

Ты упомянул, что в школе занимался олимпиадами. Как они помогли тебе поступить?

Мой путь погружения в программирование начался в шестом классе. Тогда я еще не знал о существовании олимпиад, а просто пытался делать что-то на «Паскале», который мы изучали в школе. По счастливой случайности это заметил мой брат. Он старше меня на восемь лет, и в то время он уже поступал в университет на программиста. Он решил помочь мне с моим увлечением, показал учебники по олимпиадной информатике, рассказал, что есть классные задачи и их можно решать, чтобы развивать мозг. Постепенно я начал это делать, вникал сначала довольно медленно, а потом понял, что мне это нравится – решать задачи, писать код – нравится, что я могу напечатать что-то на клавиатуре и компьютер преобразует это в нечто новое.

Позже я узнал, что в конце школы нужно выбирать, куда я хочу поступать. Меня не очень привлекала перспектива сдачи экзаменов, я хотел решить вопрос с поступлением минимальным количеством усилий. Я узнал, что олимпиады позволяют поступить без сдачи экзаменов. Тогда я начал уделять им еще больше внимания и каждый день решать задачи. В итоге я получил довольно хорошие результаты и смог поступить на ФКН, чему очень рад.

Помнишь, почему выбор пал именно на ФКН?

Когда я узнавал, какие вообще существуют университеты, передо мной стоял довольно небольшой выбор. Дело в том, что я из Беларуси, а там крутых университетов, где можно изучать компьютерные науки, не так много, как в России. Когда я еще учился в школе, я думал, что останусь в Беларуси, пойду в какой-то местный университет, буду ближе к родителям. Но я узнал от знакомых по олимпиадам, что существует очень крутая возможность поступить в Россию. Я уже не вспомню, почему в итоге выбор пал именно на ФКН, но одним из важных факторов стало то, что у меня были знакомые, которые здесь учились, и они очень лестно отзывались об обучении, говорили, что здесь классные преподаватели и программа.

Оправдались ли твои ожидания от обучения на ФКН?

Да, абсолютно точно, обучение превзошло все, что я мог представить. В целом я считаю, что мне всегда очень везло с выбором мест учебы. Когда я оканчивал среднюю школу, мне нужно было выбрать, где я хочу учиться в старшей школе, и я успешно выбрал хороший лицей. Когда я пошел в университет, я выбрал именно то место, которое идеально подошло мне по моим ощущениям и по тому, чего я дальше хотел от жизни. Пока я учился на ФКН, мне очень нравилось, что вокруг меня конкурентная среда. Такое окружение подталкивает тебя подтягивать свой уровень, чтобы не отставать от ребят.

Есть мнение, что учиться на ФКН очень сложно. Было ли это так для тебя?

Нужно понимать, что все студенты приходят в университет с разным багажом знаний. Кто-то до этого пять лет занимался олимпиадами, кто-то начал работать на компьютере с третьего класса, кто-то учился в физико-математическом лицее, а кто-то пришел из обычной общеобразовательной школы и тем не менее смог поступить в такое место. И вот вас собирают, такую большую группу людей с абсолютно разным опытом, и говорят, что есть программа обучения и вы должны по ней идти. От вас ожидают, что вы справитесь, и я думаю, что если вы смогли преодолеть входной барьер и поступить в такой университет, то, скорее всего, это действительно так.

— Можешь ли ты посоветовать хорошие способы погружаться в специальность и находить релевантную информацию?

Кто-то идет учиться дополнительно, например, в Школу анализа данных Яндекса. Кто-то спрашивает у преподавателей, что порекомендуют изучить они. Я, в свою очередь, подсел на записи конференций. На технических конференциях выступают профессионалы в разных областях. Если конференция хорошая, все записи докладов через некоторое время выкладываются в открытый доступ и любой желающий может их посмотреть. Для меня в свое время это стало очень большим откровением и возможностью познакомиться с тем, как применяют в жизни знания, которые я получал на лекциях и семинарах.

Ты упомянул, что был учебным ассистентом. Расскажи об этом поподробнее.

Сначала я бы хотел кратко объяснить, кто такие учебные ассистенты. Есть студенты, они изучают разные дисциплины, есть преподаватели: лекторы и семинаристы – это стандартная практика. Но порой у преподавателей не хватает временных ресурсов, чтобы справиться со всеми студентами. Им нужно проводить занятия и отвечать на многочисленные вопросы студентов, а также проверять домашние задания и готовить новые. И тут на помощь приходят студенты старших курсов. Студент, который успешно освоил определенную дисциплину, может стать ассистентом и взять на себя часть задач преподавателя. Обычно учебные ассистенты помогают проверять домашние задания и отвечают на вопросы студентов. В этой ситуации в выигрыше все. Снижается нагрузка на преподавателя, студентам проще задавать вопросы, так как теперь их можно адресовать человеку, который старше всего на пару лет, и не ощущается никакого барьера. Пользу получают и сами ассистенты: во-первых, когда повторно изучаешь какую-то дисциплину и отвечаешь на вопросы других людей, начинаешь замечать детали, на которые раньше не обращал внимания. Во-вторых, это отличная возможность познакомиться с новыми поколениями студентов и обзавестись полезными контактами.


Можно ли сказать, что, поработав учебным ассистентом, ты принял решение, что хочешь сам стать преподавателем?

Да, абсолютно верно. Работу учебным ассистентом можно назвать стартовой позицией в преподавании. Конечно, тебе еще не доверяют вести занятия, но ты отвечаешь на вопросы студентов и понимаешь, нравится тебе такой род занятий или нет. Я попробовал, и мне понравилось, я понял, что хочу транслировать другим людям знания, которые есть у меня. Очень круто, что многие преподаватели в Вышке не просто рассказывают теорию из учебника, а действительно работают в индустрии, сталкиваются с этими вещами вживую и могут поделиться реальным опытом. Так как я работал уже несколько лет до окончания университета, у меня тоже накопилось некоторое количество опыта, и я решил, что могу конвертировать его в знания и передать студентам. Мотивация быть преподавателем для меня очень схожа с ассистентством. Во-первых, это увлекательно и этим можно похвастаться. Не будем скромничать: когда говоришь, что ты что-то преподаешь, обычно это вызывает интерес. Во-вторых, это отличная возможность пообщаться с интересными людьми. Кто знает, как все обернется дальше. Возможно, кого-то из студентов я возьму на работу или кто-то из них возьмет на работу меня.

Ты сказал, что начал работать во время обучения. Как это было? Порекомендовал бы ты это нынешним студентом?

Когда я только поступал, у меня была четкая установка не идти работать раньше третьего курса. Я был уверен, что первые два года полностью посвящу учебе и никак не буду отвлекаться, но судьба распорядилась иначе. В начале второго семестра первого курса друзья позвали работать к ним, делать стартап. Я тогда не особо понимал, что именно это значит, но согласился, и в итоге меня это затянуло. Писать программы я пробовал еще в школе, но до первого опыта работы у меня не было четкого понимания, чем действительно занимаются программисты и за что им платят зарплату. В моей голове все было довольно странно: я уже столько лет программирую, учусь у крутых преподавателей в хорошем университете, но не понимаю, чем нужно заниматься. Осознание, как все устроено на самом деле, пришло только когда я начал работать.

У многих есть опасения, что очень трудно совмещать учебу и работу. Не буду скрывать, это действительно непросто, но, устроившись на работу, я открыл для себя возможность расширять свой день. Учиться довольно сложно, даже когда не работаешь, но, как это ни парадоксально, когда начинаешь работать, с учебой справляешься быстрее, хотя график у тебя при этом может быть очень хаотичный. Студентам я бы посоветовал начинать с летних стажировок. Летом можно полноценно погрузиться в работу и посмотреть, как все устроено, потому что иметь рабочий опыт очень важно, чтобы потом было проще найти постоянную позицию. Если вы все-таки решите идти работать во время учебы, помните, что крупные компании, как правило, предоставляют опцию неполной занятости. Пользуйтесь этим, не надо себя перенапрягать, потому что поработать вы успеете всегда, а вот выучить какую-нибудь теорему по математическому анализу вы вряд ли захотите. Поэтому, пока вы учитесь, я бы советовал все-таки уделить основное внимание фундаментальным знаниям.

— Ты работаешь в Авито. Чем непосредственно ты занимаешься?

Обычно, когда задают такой вопрос, есть тест «попробуй объяснить, чем ты занимаешься, пятилетнему ребенку». Если не справляешься, значит, ты какой-то шарлатан. Начну немного издалека. Есть компании, которые разрабатывают интернет-ресурсы, например, Авито. Как пользователь ты заходишь на сайт и видишь разные кнопки, картинки и формы, за это ответственны фронтенд-инженеры. У сайта есть логика: когда ты вводишь логин и пароль, надо проверить, что они верные, подгрузить ленту с рекомендациями, узнать, сколько стоит товар. За логику сайта ответственен бэкенд-инженер. Ни первым, ни вторым я не являюсь. 

В области программирования и разработки есть еще много других профессий, и одна из них связана с инфраструктурой. Это общие компоненты, которые спрятаны от вас как от пользователя в глубине сервиса. Представьте себе дом. В каждом доме проложены трубы, обеспечивающие водоснабжение, подключены газ и электричество. Это и есть инфраструктура, то есть базовые вещи, без которых в доме не могут жить люди. Тем не менее, жильцы не занимаются этими трубами и, скорее всего, не знают, откуда конкретно поступает газ. Как раз с инфраструктурой я и работаю. Мы создаем условия, в которых разработчики могут заниматься созданием своих продуктов.

— Ты поддерживаешь общение с бывшими одногруппниками?

Со многими ребятами мы до сих пор очень тесно общаемся. Прежде всего, это, конечно, общение в мессенджерах, но иногда мы стараемся встречаться очно и посещать разные мероприятия. С некоторыми из них мы теперь коллеги и пересекаемся на работе. Иногда получается встречаться в абсолютно неожиданных местах, например, несколько раз я случайно встречал своих одногруппников в аэропорту. Из-за того, что в одном месте обучается очень много крутых людей, после выпуска вы обычно остаетесь плюс-минус в одной компании и никто не уходит из фокуса внимания.


— Что бы ты порекомендовал нынешним студентам?

Я бы хотел рассмотреть этот вопрос с двух сторон. Сначала скажу про студентов. Им я бы посоветовал уделять больше внимания фундаментальным знаниям, которые даются в университете, потому что, скорее всего, в дальнейшем не будет возможности или желания к ним возвращаться. Пока вы учитесь, не стоит гнаться за работой, лучше начните с летних стажировок. И еще общайтесь со своими одногруппниками, однокурсниками и преподавателями.

А вторая рекомендация у меня для тех, кто только собирается поступать. Ни в коем случае не расстраивайтесь, если не получится пройти туда, куда вы хотели. Не так важен университет, в котором вы будете учиться, как важны ваши мотивация и желание стать крутым специалистом. Не растеряйте их, и все будет хорошо.

Интервью брала Марина Новикова.