«Важны ваши мотивация и желание стать крутым специалистом»
Выпускник бакалаврской программы «Прикладная математика и информатика» 2023 года Игорь Балюк поделился своим опытом обучения на ПМИ и работы в Авито и учебным ассистентом на ФКН.
Игорь Балюк. В 2023 году окончил бакалаврскую программу «Прикладная математика и информатика». В настоящее время занимает должность старшего разработчика в Авито и преподает на факультете компьютерных наук.
— Расскажи о себе.
В прошлом году я окончил ПМИ. Еще до поступления в Вышку я увлекался олимпиадами по информатике, и именно они дали мне возможность оказаться на факультете компьютерных наук. Во время обучения я был учебным ассистентом, а сейчас преподаю на ФКН и работаю старшим разработчиком в Авито, занимаюсь инфраструктурой, по сути, делаю так, чтобы Авито мог работать.
— Ты упомянул, что в школе занимался олимпиадами. Как они помогли тебе поступить?
Мой путь погружения в программирование начался в шестом классе. Тогда я еще не знал о существовании олимпиад, а просто пытался делать что-то на «Паскале», который мы изучали в школе. По счастливой случайности это заметил мой брат. Он старше меня на восемь лет, и в то время он уже поступал в университет на программиста. Он решил помочь мне с моим увлечением, показал учебники по олимпиадной информатике, рассказал, что есть классные задачи и их можно решать, чтобы развивать мозг. Постепенно я начал это делать, вникал сначала довольно медленно, а потом понял, что мне это нравится – решать задачи, писать код – нравится, что я могу напечатать что-то на клавиатуре и компьютер преобразует это в нечто новое.
Позже я узнал, что в конце школы нужно выбирать, куда я хочу поступать. Меня не очень привлекала перспектива сдачи экзаменов, я хотел решить вопрос с поступлением минимальным количеством усилий. Я узнал, что олимпиады позволяют поступить без сдачи экзаменов. Тогда я начал уделять им еще больше внимания и каждый день решать задачи. В итоге я получил довольно хорошие результаты и смог поступить на ФКН, чему очень рад.
— Помнишь, почему выбор пал именно на ФКН?
Когда я узнавал, какие вообще существуют университеты, передо мной стоял довольно небольшой выбор. Дело в том, что я из Беларуси, а там крутых университетов, где можно изучать компьютерные науки, не так много, как в России. Когда я еще учился в школе, я думал, что останусь в Беларуси, пойду в какой-то местный университет, буду ближе к родителям. Но я узнал от знакомых по олимпиадам, что существует очень крутая возможность поступить в Россию. Я уже не вспомню, почему в итоге выбор пал именно на ФКН, но одним из важных факторов стало то, что у меня были знакомые, которые здесь учились, и они очень лестно отзывались об обучении, говорили, что здесь классные преподаватели и программа.
— Оправдались ли твои ожидания от обучения на ФКН?
Да, абсолютно точно, обучение превзошло все, что я мог представить. В целом я считаю, что мне всегда очень везло с выбором мест учебы. Когда я оканчивал среднюю школу, мне нужно было выбрать, где я хочу учиться в старшей школе, и я успешно выбрал хороший лицей. Когда я пошел в университет, я выбрал именно то место, которое идеально подошло мне по моим ощущениям и по тому, чего я дальше хотел от жизни. Пока я учился на ФКН, мне очень нравилось, что вокруг меня конкурентная среда. Такое окружение подталкивает тебя подтягивать свой уровень, чтобы не отставать от ребят.
— Есть мнение, что учиться на ФКН очень сложно. Было ли это так для тебя?
Нужно понимать, что все студенты приходят в университет с разным багажом знаний. Кто-то до этого пять лет занимался олимпиадами, кто-то начал работать на компьютере с третьего класса, кто-то учился в физико-математическом лицее, а кто-то пришел из обычной общеобразовательной школы и тем не менее смог поступить в такое место. И вот вас собирают, такую большую группу людей с абсолютно разным опытом, и говорят, что есть программа обучения и вы должны по ней идти. От вас ожидают, что вы справитесь, и я думаю, что если вы смогли преодолеть входной барьер и поступить в такой университет, то, скорее всего, это действительно так.
— Можешь ли ты посоветовать хорошие способы погружаться в специальность и находить релевантную информацию?
Кто-то идет учиться дополнительно, например, в Школу анализа данных Яндекса. Кто-то спрашивает у преподавателей, что порекомендуют изучить они. Я, в свою очередь, подсел на записи конференций. На технических конференциях выступают профессионалы в разных областях. Если конференция хорошая, все записи докладов через некоторое время выкладываются в открытый доступ и любой желающий может их посмотреть. Для меня в свое время это стало очень большим откровением и возможностью познакомиться с тем, как применяют в жизни знания, которые я получал на лекциях и семинарах.
— Ты упомянул, что был учебным ассистентом. Расскажи об этом поподробнее.
Сначала я бы хотел кратко объяснить, кто такие учебные ассистенты. Есть студенты, они изучают разные дисциплины, есть преподаватели: лекторы и семинаристы – это стандартная практика. Но порой у преподавателей не хватает временных ресурсов, чтобы справиться со всеми студентами. Им нужно проводить занятия и отвечать на многочисленные вопросы студентов, а также проверять домашние задания и готовить новые. И тут на помощь приходят студенты старших курсов. Студент, который успешно освоил определенную дисциплину, может стать ассистентом и взять на себя часть задач преподавателя. Обычно учебные ассистенты помогают проверять домашние задания и отвечают на вопросы студентов. В этой ситуации в выигрыше все. Снижается нагрузка на преподавателя, студентам проще задавать вопросы, так как теперь их можно адресовать человеку, который старше всего на пару лет, и не ощущается никакого барьера. Пользу получают и сами ассистенты: во-первых, когда повторно изучаешь какую-то дисциплину и отвечаешь на вопросы других людей, начинаешь замечать детали, на которые раньше не обращал внимания. Во-вторых, это отличная возможность познакомиться с новыми поколениями студентов и обзавестись полезными контактами.
— Можно ли сказать, что, поработав учебным ассистентом, ты принял решение, что хочешь сам стать преподавателем?
Да, абсолютно верно. Работу учебным ассистентом можно назвать стартовой позицией в преподавании. Конечно, тебе еще не доверяют вести занятия, но ты отвечаешь на вопросы студентов и понимаешь, нравится тебе такой род занятий или нет. Я попробовал, и мне понравилось, я понял, что хочу транслировать другим людям знания, которые есть у меня. Очень круто, что многие преподаватели в Вышке не просто рассказывают теорию из учебника, а действительно работают в индустрии, сталкиваются с этими вещами вживую и могут поделиться реальным опытом. Так как я работал уже несколько лет до окончания университета, у меня тоже накопилось некоторое количество опыта, и я решил, что могу конвертировать его в знания и передать студентам. Мотивация быть преподавателем для меня очень схожа с ассистентством. Во-первых, это увлекательно и этим можно похвастаться. Не будем скромничать: когда говоришь, что ты что-то преподаешь, обычно это вызывает интерес. Во-вторых, это отличная возможность пообщаться с интересными людьми. Кто знает, как все обернется дальше. Возможно, кого-то из студентов я возьму на работу или кто-то из них возьмет на работу меня.
— Ты сказал, что начал работать во время обучения. Как это было? Порекомендовал бы ты это нынешним студентом?
Когда я только поступал, у меня была четкая установка не идти работать раньше третьего курса. Я был уверен, что первые два года полностью посвящу учебе и никак не буду отвлекаться, но судьба распорядилась иначе. В начале второго семестра первого курса друзья позвали работать к ним, делать стартап. Я тогда не особо понимал, что именно это значит, но согласился, и в итоге меня это затянуло. Писать программы я пробовал еще в школе, но до первого опыта работы у меня не было четкого понимания, чем действительно занимаются программисты и за что им платят зарплату. В моей голове все было довольно странно: я уже столько лет программирую, учусь у крутых преподавателей в хорошем университете, но не понимаю, чем нужно заниматься. Осознание, как все устроено на самом деле, пришло только когда я начал работать.
У многих есть опасения, что очень трудно совмещать учебу и работу. Не буду скрывать, это действительно непросто, но, устроившись на работу, я открыл для себя возможность расширять свой день. Учиться довольно сложно, даже когда не работаешь, но, как это ни парадоксально, когда начинаешь работать, с учебой справляешься быстрее, хотя график у тебя при этом может быть очень хаотичный. Студентам я бы посоветовал начинать с летних стажировок. Летом можно полноценно погрузиться в работу и посмотреть, как все устроено, потому что иметь рабочий опыт очень важно, чтобы потом было проще найти постоянную позицию. Если вы все-таки решите идти работать во время учебы, помните, что крупные компании, как правило, предоставляют опцию неполной занятости. Пользуйтесь этим, не надо себя перенапрягать, потому что поработать вы успеете всегда, а вот выучить какую-нибудь теорему по математическому анализу вы вряд ли захотите. Поэтому, пока вы учитесь, я бы советовал все-таки уделить основное внимание фундаментальным знаниям.
— Ты работаешь в Авито. Чем непосредственно ты занимаешься?
Обычно, когда задают такой вопрос, есть тест «попробуй объяснить, чем ты занимаешься, пятилетнему ребенку». Если не справляешься, значит, ты какой-то шарлатан. Начну немного издалека. Есть компании, которые разрабатывают интернет-ресурсы, например, Авито. Как пользователь ты заходишь на сайт и видишь разные кнопки, картинки и формы, за это ответственны фронтенд-инженеры. У сайта есть логика: когда ты вводишь логин и пароль, надо проверить, что они верные, подгрузить ленту с рекомендациями, узнать, сколько стоит товар. За логику сайта ответственен бэкенд-инженер. Ни первым, ни вторым я не являюсь.
В области программирования и разработки есть еще много других профессий, и одна из них связана с инфраструктурой. Это общие компоненты, которые спрятаны от вас как от пользователя в глубине сервиса. Представьте себе дом. В каждом доме проложены трубы, обеспечивающие водоснабжение, подключены газ и электричество. Это и есть инфраструктура, то есть базовые вещи, без которых в доме не могут жить люди. Тем не менее, жильцы не занимаются этими трубами и, скорее всего, не знают, откуда конкретно поступает газ. Как раз с инфраструктурой я и работаю. Мы создаем условия, в которых разработчики могут заниматься созданием своих продуктов.
— Ты поддерживаешь общение с бывшими одногруппниками?
Со многими ребятами мы до сих пор очень тесно общаемся. Прежде всего, это, конечно, общение в мессенджерах, но иногда мы стараемся встречаться очно и посещать разные мероприятия. С некоторыми из них мы теперь коллеги и пересекаемся на работе. Иногда получается встречаться в абсолютно неожиданных местах, например, несколько раз я случайно встречал своих одногруппников в аэропорту. Из-за того, что в одном месте обучается очень много крутых людей, после выпуска вы обычно остаетесь плюс-минус в одной компании и никто не уходит из фокуса внимания.
— Что бы ты порекомендовал нынешним студентам?
Я бы хотел рассмотреть этот вопрос с двух сторон. Сначала скажу про студентов. Им я бы посоветовал уделять больше внимания фундаментальным знаниям, которые даются в университете, потому что, скорее всего, в дальнейшем не будет возможности или желания к ним возвращаться. Пока вы учитесь, не стоит гнаться за работой, лучше начните с летних стажировок. И еще общайтесь со своими одногруппниками, однокурсниками и преподавателями.
А вторая рекомендация у меня для тех, кто только собирается поступать. Ни в коем случае не расстраивайтесь, если не получится пройти туда, куда вы хотели. Не так важен университет, в котором вы будете учиться, как важны ваши мотивация и желание стать крутым специалистом. Не растеряйте их, и все будет хорошо.
Интервью брала Марина Новикова.
Дата
3 мая
Темы
В статье упомянуты
Персоны