• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В Липецке состоялась третья Летняя школа по компьютерным наукам НИУ ВШЭ и центра «Стратегия»

Уже третий год подряд в августе школьники из разных регионов России и ближнего зарубежья съезжаются в Летнюю школу по компьютерным наукам. Традиционно партнёром Вышки в организации ЛШКН выступает Центр поддержки одаренных детей «Стратегия», который находится в Липецке - именно на его базе состоялась школа. В течение двух недель участники изучают алгоритмы, готовятся к олимпиадам по информатике и знакомятся с различными областями компьютерных наук. Помогают им в этом преподаватели и студенты ФКН, а также тренеры региональных олимпиадных сборных вместе со своими лучшими учениками.

Отбор в ЛШКН стартовал в конце апреля и длился два месяца. Желающим попасть на смену предстояло решить вступительное задание и написать мотивационное письмо с рассказом о своих успехах в олимпиадах. Заявки подали более 300 человек. В итоге на смену были приглашены 93 школьника - это в два с лишним раза больше, чем в 2016 году, когда школа прошла впервые.

Обучение в школе проходило в четырёх параллелях:

  • Параллель C: для тех, кто недавно начал заниматься олимпиадной информатикой. Преподаватель параллели: Артём Мирошников, преподаватель ЛГТУ, тренер сборной Липецкой области по программированию. Ассистент: студент 4 курса ФКН Дмитрий Пыркин, выпускник центра «Стратегия», призёр заключительного этапа Всероссийской олимпиады по информатике в 2015 году.
  • Параллель B’: для учащихся, хорошо владеющих алгоритмами параллели C, но имеющих недостаточный для параллели B опыт их практического применения. Преподаватели: Инесса Шуйкова, директор центра «Стратегия», руководитель сборной Липецкой области по программированию; Марина Панькова, преподаватель Самарского лицея информационных технологий, руководитель сборной Самарской области по программированию. Ассистенты: Михаил Первеев, выпускник 11 класса школы №2 г. Липецка и Артём Макоян, выпускник 10 класса гимназии №1 г. Самара. Михаил и Артём - участники ЛШКН 2016 и 2017 года, призёры заключительного этапа Всероссийской олимпиады по информатике в 2018 году.
  • Параллель B: для школьников, хорошо показавших себя на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по информатике. Преподаватель: Михаил Густокашин, директор центра студенческих олимпиад ФКН. Ассистент: студент 2 курса ФКН Михаил Прохоров, призёр заключительного этапа Всероссийской олимпиады по информатике в 2017 году.
  • Параллель A: для учеников, которые уже хорошо знакомы с алгоритмами и имеют опыт участия в олимпиадах по информатике, например, в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по информатике. Преподаватель: студент 4 курса ФКН Алексей Данилюк, серебряный медалист ACM ICPC World Final 2016.

Помимо основной программы, связанной с изучением алгоритмов программирования, проводились спецкурсы по машинному обучению (преподаватели - заместитель руководителя департамента больших данных и информационного поиска ФКН Евгений Соколов и студент 4 курса ФКН Максим Рябинин) и распределённым вычислениям (преподаватель - Михаил Густокашин).

8 августа состоялось торжественное открытие смены, затем началась работа по параллелям. Расписание у ребят было плотным, как на олимпиадных сборах: каждый день лекции, затем практиктические занятия. Находилось время и для отдыха: во время смены прошли чемпионаты по настольному теннису и своей игре. В свободное от учебы время в Центре «Стратегия» для учеников проводились интеллектуальные игры, дискотеки, вечер настольных игр, работали театральная и вокальная студии. В выходные дни были организованы пешая экскурсия по Липецку и поездка в город воинской славы Елец.

Смена завершилась командной олимпиадой 21 августа. В тот же день состоялось закрытие школы, на котором все участники школы получили сертификаты об окончании, а победители олимпиады и лучшие ученики смены были награждены призами от ФКН.

Победители командной олимпиады:

  • параллель A - TGL (Михаил Орешин, Юрий Скворцов)
  • параллель B - code.re/cuB (Александр Тряпицын, Сергей Миронец, Ефим Швердяков)
  • параллель B’ - Мы знаем, где ты живёшь (Диана Зиннурова, Амина Зубенко, Диана Сергеева) 
  • параллель C -  lshkn1808 (Арсений Макоян, Салават Мухамеджанов, Марк Комиссаров)

За лучшие результаты на протяжении смены награждены:

  • параллель A - Константин Фролов, Липецк
  • параллель B - Кирилл Баландин, Саранск
  • параллель B’, группа 1 - Пётр Цопа, Липецк
  • параллель B’, группа 2 - Денис Андреев, Самара
  • параллель C - Салават Мухамежданов, Саратов

Помимо ЛШКН, ФКН в этом году принял участие в организации профильной смены в образовательном центре "Сириус". Студенты и преподаватели ФКН ведут занятия и в других компьютерных школах, сборах и кружках. Работа в этом направлении важна, ведь летние школы и профильные смены - это не только эффективный способ подготовиться к школьным олимпиадам, но и помощь в профессиональной ориентации. Осваивая учебную программу, школьники знакомятся с азами будущей профессии, получают представление о том, что они будут изучать в профильных вузах.

Преподаватели и ученики ЛШКН рассказали, почему по их мнению важны летние школы, и чем им запомнилась прошедшая смена.

Марина Геннадьевна Панькова, преподаватель информатики в Самарском Лицее информационных технологий, руководитель сборной Самарской области по программированию. Впервые преподаёт на ЛШКН

Преподавать в летних школах - моё хобби: я уже 8 лет преподаю в ЛКШ, преподавала в Иннополисе, в этом году ездила в "Сириус". В ЛШКН я приехала по нескольким причинам. Во-первых, я давно знаю организаторов школы, Инессу Шуйкову и Михаила Густокашина, с ними приятно и комфортно работать и общаться. Во-вторых, ЛШКН хорошо подходила по времени, по цене для моих учеников, которые собирались участвовать в летних школах. Наконец, мой ассистент Артём Макоян уже дважды был в этой школе, и я знала о ней в том числе по его отзывам.

Основная аудитория таких летних школ - ребята, увлекающиеся олимпиадной информатикой. Таким ученикам часто неинтересно проводить летние каникулы в обычном лагере. Им нужны рядом люди с общими интересами и темы для разговоров, мероприятия, связанные с интеллектуальной деятельностью.

Павел Зубрилин, параллель A, Липецк, окончил 10 класс. Второй раз участвует в ЛШКН

Я решил участвовать в ЛШКН, так как мне был интересен спецкурс по машинному обучению, где обучали нейронным сетям. Кроме того, я хотел подтянуть свои навыки олимпиадного программирования и знание алгоритмов, чтобы успешно выступать на олимпиадах. В этом году я впервые стал призёром ЗЭ ВОШ и победителем Открытой олимпиады школьников по программированию.

На смене много внимания уделялось нестандартным применениям алгоритмов в задачах. Давались задачи, в которых надо было внимательно прочитать условия, найти подсказки в формулировках, ведь иногда за сложной задачей скрывается простое решение. Алексей Данилюк очень грамотно преподаёт, у него огромный опыт участия в школьных и студенческих олимпиадах, в том числе мирового уровня, которым он с нами поделился.

Денис Шабанов, параллель B’, Самара, окончил 8 класс. Впервые участвует в ЛШКН

Наверное, лучшая точка начала занятий олимпиадным программированием - поездка в летнюю школу. В начале апреля я начал искать, куда поехать. Написал тестирования, прошёл сюда и в школу олимпиадного программирования в Иннополисе, побывал на обеих сменах.

Мне понравилась программа, очень интенсивная. Темы очень глубокие. Много прошли здесь, но осталось немало материала для самостоятельного изучения, я считаю, это отлично.

Что даёт участие в таких школах? Во-первых, материал, который здесь даётся, интересен. Во-вторых, это подготовка в олимпиадам, успешное участие в которых может дать льготы при поступлении в вуз. В-третьих, это развивает мозг.