«Мне с детства говорили, что я буду профессором, поэтому я с самого начала рассматривал для себя академическую карьеру»
Инсан-Александр Латыпов. В 2023 году окончил магистерскую программу «Науки о данных». В настоящее время является PhD студентом в Техническом университете Эйндховена.
- Как Вы пришли в Вышку?
Это довольно долгая и интересная история. Я гражданин Узбекистана, родом из Ташкента. Ежегодно Вышка проводит олимпиады, в которых могут принимать участие иностранные граждане: это Международная олимпиада молодежи (в ней могут принимать участие только иностранцы) и «Высшая проба». Я стал призером МОМ по математике, английскому языку, психологии, истории и, кажется, русскому языку. Честно говоря, МОМ была довольно простой, если сравнивать ее с «Высшей пробой». В «Высшей пробе» я занял первое место по востоковедению и физике, потом, по-моему, второе по истории и философии.
Вот такой у меня был интересный набор олимпиад. Как-то это все усреднив, я решил пойти на мировую экономику, так как в тот момент я довольно сильно увлекался этим направлением: читал классическую литературу, например, «Капитал» Маркса. В итоге поступил на программу бакалавриата «Мировая экономика» (факультет мировой экономики и мировой политики).
Изначально я хотел поступать в МФТИ, но тогда иностранцев на бюджет брали с большим трудом. Поэтому я пришел в Вышку.
- Обычно принято делить людей на гуманитариев и технарей, но Вы участвовали в олимпиадах практически по всем предметам. Вы были разносторонним ребенком?
Я вообще не люблю это деление на технарей и гуманитариев, я считаю, что надо и там, и там стараться преуспевать.
- Вы рассматривали поступление на факультет компьютерных наук в тот момент?
Точно нет, тогда я вообще не программировал. Мой первый шаг в программировании был именно практический. Мне надо было решить задачу, с которой можно было справиться, только написав код, тогда я и пошел в программирование. Дальше это начало меня затягивать. До этого я вообще не знал о том, что есть машинное обучение и нейросети. Когда я начал программировать и со всем этим познакомился, мне очень понравилось. Особенно меня привлекала обработка естественного языка: задача обработки нашей человеческой речи математическими методами тогда казалась магией. Это и стало большим стимулом для движения в сторону компьютерных наук.
- Чем Вам запомнилось обучение в бакалавриате Вышки?
Сложно выделить что-то одно. Экономика мне нравилась. Я делю учебу в бакалавриате на две части: первые два курса мы изучали теоретическую экономику. Честно говоря, некоторые теории я не воспринимал совсем, не находил их достаточно убедительными. Это стало одной из причин уменьшения моего интереса к экономике.
Второй курс был очень бодрый. Я помню, что неделю мог не спать, работал, старался попасть в топ рейтинга (получилось, я был второй или третий). Тогда же я впервые участвовал в Апрельской конференции с докладом «Исследование институционального баланса в странах Африки в период 1992–2018 гг.». Получал именную стипендию декана факультета мировой экономики и мировой политики и стал призером олимпиады «Я — профессионал» по экономике.
Что-то получалось, что-то не очень, но в целом я чувствовал, как сильно вырос за это время. Честно говоря, коронавирус очень сильно испортил впечатление, потому что третий и четвертый курсы у меня прошли как будто в тумане из-за дистанта.
Самое яркое впечатление за время учебы в бакалавриате — конференция в Норвегии, на Шпицбергене: самый северный, можно сказать, архипелаг, который обжит людьми. Это была двухнедельная совместная конференция норвежского Университета Тромсё и Вышки. Мой доклад был примерно тем же, с каким я выступал на Апрельской конференции годом ранее.
Также хотелось бы упомянуть директора Международного центра анализа и выбора решений, руководителя и профессора департамента математики факультета экономических наук Алескерова Фуада Тагиевича и старшего научного сотрудника Международного центра анализа и выбора решений, доцента департамета математики факультета экономических наук Мячина Алексея Леонидовича. Именно под их руководством я смог принять участие в конференциях и написать курсовые работы.
- Поделитесь секретом, как Вы все успевали?
Я много занимался летом между первым и вторым курсом, закладывал базу для всего того, что делал во время учебного года: начал изучать программирование и сделал много подготовительной работы для проведения исследования. Поэтому дальше было намного проще. Благодаря этому получилось все довольно быстро и более-менее качественно завершить исследование.
- Как Вы решили, что хотите учиться в магистратуре «Науки о данных»?
В общем, выбор был прост. Сразу скажу, что ничего другого не рассматривал. Я уже довольно хорошо знал профессорско-преподавательский состав на ФКН. Там и друзья учились.
Я поступил на программу «Науки о данных», потому что можно было выбрать одну из двух траекторий обучения: совмещение со Школой анализа данных Яндекса или участие в программе двух дипломов с французским Университетом Клермон-Овернь. Я выбрал второй вариант. На всю программу было всего два места. Я успешно прошел отбор, но, увы, программу отменили.
Я пошел на технологии моделирования сложных систем. Курсов у нас было поменьше, но в целом я не пожалел. Мне очень понравились курсы по оптимизации, медицинской информатике, глубинному обучению и по обработке естественного языка.
- Интерес к научной деятельности у Вас появился именно на втором курсе бакалавриата? Что этому поспособствовало?
Мне с самого раннего детства говорили, что я буду профессором, поэтому я с самого начала рассматривал для себя академическую карьеру. Попробовав на практике, я окончательно убедился, что наука — это мое. Летом между вторым и третьим курсом я стажировался, и мне не понравилось работать в индустрии. Поэтому пока я точно иду по академическому треку.
- Как Вам приходили идеи для исследований? Вы всегда четко знали, что хотите изучать?
В основном благодаря советам научных руководителей, так как, когда ты новичок в академии, с нуля генерировать идеи довольно трудно. Скорее всего, вы будете брать идею вашего научного руководителя, подстраивать ее под себя и развивать дальше.
Собственно, я так и делал. Научный руководитель ставил мне задачу, сложные шаги делал сам, но оставлял мне пространство для маневрирования, чтобы я по-своему попробовал решить задачу. Уже на втором курсе я понимал, что хочу постепенно перебираться в область машинного обучения, а к концу бакалавриата точно знал, чем хочу заниматься.
- Как Вы познакомились с Аттилой Кертес-Фаркаш и пришли в научно-учебную лабораторию искусственного интеллекта для вычислительной биологии?
Это случилось еще в бакалавриате. На четвертом курсе я изучал профессорско-преподавательский состав ФКН, нашел страничку Аттилы и почитал, чем он занимается. Тогда я понял, что это именно тот человек, который мне нужен. Я ему просто написал и спросил, можем ли мы поработать вместе, есть ли у него какие-то проекты, в которых я могу поучаствовать. Он ответил, что проекты есть и их много, и назначил встречу. Мы сошлись в интересах и после этого начали работать вместе.
В дальнейшем я все время работал в лаборатории искусственного интеллекта для вычислительной биологии. Именно с Аттилой я начал заниматься теми проектами, которые продолжаю сейчас. Именно он дал мне этот вектор развития.
Если нас читают студенты, которые заинтересованы в научной деятельности, особенно в области биоинформатики или языковых моделей и обработки естественного языка, я очень рекомендую прийти в лабораторию Аттилы. С ним очень классно работать.
- Расскажите подробнее о своем исследовании.
Попробую объяснить простым языком. Языковой модели, например, ChatGPT, можно давать на вход разные задачи. Эти задачи она в той или иной степени понимает и решает. Но когда дело доходит до сложных, специфических, нетривиальных задач, то не каждая модель может справиться. Я придумываю своего рода IQ-тест для языковых моделей с набором сложных задач. Аналогия с IQ-тестом не совсем точная, но отчасти передает суть. Это своего рода проверка высокоуровневых возможностей модели: может ли она не просто оперировать базовыми терминами, а построить сложные логические рассуждения или извлечь закономерности из данных.
- Правильно ли я понимаю, что благодаря этому исследованию Вы стали PhD студентом в Техническом университете Эйндховена? Как проходил процесс поступления?
По сути да, но ведь сейчас ChatGPT и, в принципе, вся тема с искусственным интеллектом находится на пике популярности.
На самом деле процесс поступления был долгим. Я начал его на втором курсе магистратуры, так как я уже тогда знал, что я пойду на PhD. С сентября по начало мая я искал позиции. Я подал 30 заявок, но получил только одно приглашение.
Поступить действительно сложно, но реально. Надо отправлять много заявок, и к каждой из них подходить ответственно. Нужно почитать про научного руководителя, в какой лаборатории он работает, какие исследования проводил. Каждой заявке нужно уделить достаточно много времени, чтобы ее адекватно сформулировать. Также важно релевантно описать свой опыт. Нужно стараться уделять несколько часов в неделю, чтобы работать, именно работать, над своим портфолио, готовить и рассылать заявки. Для тех, кто хочет поступать на PhD в этом году, я действительно рекомендую начинать делать все уже сейчас. Время бежит быстро, а многие университеты закрывают прием заявок еще до нового года. Конкурс тоже очень большой: на мою позицию было около ста человек на место.
У меня было пять собеседований перед поступлением. Первое было знакомством. На втором я уже представлял свой проект. Третье собеседование было больше по технической части именно в моей предметной области: меня спрашивали, что и как работает. На четвертой встрече мне нужно было очень быстро написать небольшую статью, то есть они проверяли мое понимание, как писать академический текст. Это довольно важный момент, поступающим стоит обратить на это внимание. Пятая наша встреча была итоговой.
Ключевым фактором в поступлении стал мой опыт. Сейчас в этом большом проекте стоит такая же задача, какой я занимался последние два года.
Хочу еще отметить, что многие беспокоятся, что у них не очень большой GPA (Grade Point Average, средний балл диплома). Признаюсь честно, в магистратуре у меня были даже тройки, но это никак не помешало мне поступить. В первую очередь решают опыт и знания. Во всяком случае, таков мой опыт, не знаю, как это происходит в других университетах. Напомню, я получил 29 отказов, и, увы, обратную связь дают очень редко, поэтому тут сложно сказать.
Поступить реально, и любой студент, у которого есть хороший релевантный опыт, вполне может справиться.
- Вы сказали, что поступили не на программу, а на большой проект, то есть это не привычное нам обучение? Какие у Вас впечатления на данный момент?
Ну да, занятий у меня нет, и они не предусмотрены. Я могу записаться и пойти на любой курс, если захочу.
Первое впечатление у меня положительное. В плане работы пока сложно сказать, так как у меня идет только погружение в проект. Мне предстоит много встреч с разными партнерами. Не знаю, как устроена аспирантура в России, но здесь есть много индустриальных партнеров, компаний, которые тоже будут участвовать в проекте. Тут над проектом работает не один университет, а целая группа из разных университетов и компаний. Каждый из них привносит свой взгляд в решение задачи.
Со сложностями я пока не сталкивался. Все прозрачно, у меня постоянное тесное взаимодействие с коллегами. Как правило, у нас в неделю есть две общие встречи. Я уже одну такую встречу провел, то есть представлялся сам, рассказывал, что делал раньше, насколько это соотносится с тем, чем я буду заниматься сейчас. Может быть, трудности возникнут позже, потому что уже через восемь месяцев у меня будет что-то вроде предзащиты того, что я проделал за первые девять месяцев обучения.
У меня контракт на четыре года, который можно будет продлить еще на год. Позже к исследовательской работе добавится преподавательская нагрузка, которая будет включать в себя ведение курсовых работ у бакалавров и магистров и проведение учебных занятий.
- Вы раньше сталкивались с преподаванием?
Да, в 2021–22 учебном году я вел линейную алгебру, математический анализ и программирование на Python у студентов бакалавриата факультета мировой экономики и мировой политики, а также Pyhton на факультете математики. В 2022–23 учебном году я вел анализ данных на Python для студентов Школы иностранных языков и факультета мировой экономики и мировой политики.
Преподавать я пошел по той же причине, что поступил на PhD. Я понимал, что мне нужно набираться опыта, преподавание — это отличный способ держать себя в тонусе. Я преподавал довольно общие дисциплины, ту базу, на которой все остальное строится. Это позволяет не забывать основы.
В целом мне очень нравится преподавательская деятельность. Мне было интересно, студентам вроде бы тоже понравилось работать со мной. Правда, очно я преподавал только один год, и это намного приятнее, чем дистанционные занятия. Конечно, на это уходит больше сил, потому что я всегда старался эмоционально отдаваться занятиям, пытался найти связь со студентами. Преподавание — это не только донесение материала, потому что в интернете сейчас можно найти все что угодно. В первую очередь это взаимодействие между преподавателем и студентами, поэтому я полностью отдавал себя занятиям, старался мотивировать студентов и погружать их в материал полностью.
- Рассматриваете ли Вы возвращение в Вышку уже в качестве профессора с огромным опытом, чтобы обучать наших студентов?
Почему бы и нет.
- Что Вы посоветуете и пожелаете будущим абитуриентам?
Я посоветую держать баланс, потому что бессонные ночи точно вернутся позднее с последствиями. Но стоит все пробовать. Студенческие годы — это время, когда стоит совершать ошибки и стараться извлечь из них выводы и, самое главное, опыт. У любого человека есть много способов себя реализовать. Студенческое время как раз стоит посвятить поиску ответа на вопрос, кем вы хотите видеть себя в будущем и как к этому прийти.
Интервью брала Юлия Урсу.