• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: г. Москва, Покровский бульвар, д. 11

Телефон: 8 (495) 772-95-90 *27334

Руководство
Руководитель департамента Соколов Евгений Андреевич
Заместитель руководителя департамента Максаев Артем Максимович
Заместитель руководителя департамента Хузиева Алина Эдуардовна
Заместитель руководителя департамента Касьяненко Дарья Алексеевна

Машинное обучение

Как найти взаимосвязь между наблюдаемыми и скрытыми переменными? Что такое глубинное обучение? Каковы перспективы машинного обучения? Об этом рассказывает кандидат физико-математических наук Дмитрий Ветров.

Видеосюжет: http://postnauka.ru/video/32901

Машинное обучение появляется в тот момент, когда переменные, которыми описывается объект, можно разделить на две части: наблюдаемые и скрытые, или латентные, переменные. Наблюдаемые переменные — это те переменные, которые мы можем измерить для произвольного объекта. Скрытые переменные мы можем померить для ограниченного числа объектов просто потому, что, как правило, их измерение сопряжено либо с финансовыми затратами, либо с человеческими, либо с временными, либо в принципе невозможно. Например, эти переменные характеризуют свойства объекта в будущем. При этом предполагается, что между наблюдаемыми и скрытыми переменными есть некоторая взаимосвязь. И, собственно, на поиск этой взаимосвязи направлены современные алгоритмы машинного обучения.

Предположим, мы банкиры, и у нас есть клиенты, которые жаждут получить от нас кредит. Вопрос в том, кому кредит можно выдавать, а кому лучше не выдавать, потому что он его не вернет. Это классическая задача машинного обучения. В качестве наблюдаемых переменных у нас есть характеристики клиентов, например то, что они заполняют в своих анкетах: пол, возраст, образование, уровень доходов, состав семьи. Все эти переменные мы можем легко измерить, заставив клиента заполнить анкету. Как скрытая компонента в простейшем случае выступает бинарная величина: вернет клиент кредит или не вернет. В более сложных случаях предполагается, что мы оцениваем риск невозврата кредита как некоторую вероятность, с которой кредит может быть не возвращен.

В 2007 году появилось несколько прорывных работ, которые предложили новый подход к машинному обучению, так называемое глубинное обучение. Оно связано с построением глубинных нейронных сетей. Несмотря на кажущееся сходство по названию, эти нейронные сети к биологическим нейронным сетям никакого отношения не имеют. Оказалось, что глубинные нейронные сети представляют собой сложные математические модели, которые позволяют находить между наблюдаемыми и скрытыми компонентами очень нетривиальные взаимосвязи. И с 2007 по 2014 год мы наблюдаем настоящую революцию в области машинного обучения, связанную с тем, что эти глубинные нейронные сети стали показывать фантастические результаты на большинстве задач машинного обучения, в которых присутствуют достаточно большие обучающие выборки. А понятно, что с момента появления интернета таких задач становится все больше и больше. Классические примеры — это распознавание речи, анализ текстов и компьютерное зрение.