«В магистратуре я понял, что хочу в аспирантуру, писать диссертацию»

«В магистратуре я понял, что хочу в аспирантуру, писать диссертацию»

Фото из личного архива Никиты

Никита Шаимов, выпускник магистратуры «Системная и программная инженерия» 2022 года, учится в аспирантуре и занимается исследованиями майнинга процессов (process mining). Мы поговорили с Никитой об особенностях обучения на английском языке, работе в лаборатории и планах на будущее.

— Чем ты занимаешься на ФКН?

Я закончил второй курс аспирантской школы по компьютерным наукам, работаю в научно-учебной лаборатории процессно-ориентированных информационных систем (ПОИС) и занимаюсь исследованиями в области process mining и его применения в образовании.

— Как ты поступил на ФКН и почему выбрал именно «Системную и программную инженерию»?

Изначально я хотел поступить в бакалавриат ФКН, но мне не хватило баллов, поэтому я пошел на «Информатику и вычислительную технику» в МИЭМ. После окончания бакалавриата решил еще раз попробовать попасть на ФКН и выбирал между «Системной и программной инженерией» и «Системным программированием». Преподавание на СПИ тогда велось на английском. Я не был уверен в своем уровне языка, так как до этого не учился на иностранном языке, но решил попробовать. Я сдал IELTS, уровня хватило, я поступил на СПИ и выпустился с красным дипломом.

— Насколько обучение на английском отличается от обучения на русском?

Учиться на английском было чуть сложнее, чем на русском, так как это не мой родной язык, но он не родной почти для всех моих однокурсников, поэтому мы все были в равных условиях. Были чуть менее понятны некоторые тонкости учебного материала, но глобально это не создавало проблем.

— А насколько различаются обучение в бакалавриате и магистратуре?

В бакалавриате даются более общие теоретические знания, а в магистратуре сильнее углубляешься в узкую специализацию и изучаешь прикладные аспекты. На СПИ мы работали с тем, что сейчас используется в компаниях, было очень интересно. Нам давали много практических задач, которые решаются в реальной жизни, а не просто взяты из учебника, это очень ценный опыт.

— В обучении преобладают индивидуальные задания или командная работа?

В магистратуре было много командной работы. Мы часто делились на группы и работали в команде. Мне удалось поработать с иностранцами из Китая, Ганы, Индии, Бангладеша, Мексики; я считаю это очень интересным и полезным опытом. Кроме того, на СПИ нас учили не только работать в команде, но и руководить ей. Много времени было уделено изучению и отработке того, как выбрать методологию, грамотно организовать процесс разработки и выстроить коммуникацию между разными часовыми поясами и культурами. Думаю, что управленческие навыки, которые я приобрел в ходе обучения, помогут мне в будущем.

— Что тебе больше всего запомнилось за время обучения в Вышке?

Дистанционное обучение. Когда я заканчивал бакалавриат, действовали ограничения, связанные с коронавирусом, и диплом я защищал онлайн. Учеба в магистратуре полностью прошла онлайн. Хотя на втором году обучения ковидные ограничения уже стали снимать, мы продолжали учиться онлайн, так как на курсе были иностранные студенты, которым было сложно приехать. Я впервые лично встретил своих одногруппников только на защите диплома.


— Как ты попал в лабораторию ПОИС?

В бакалавриате я занимался симуляцией работы ядра процессора. Мы делали симулятор, чтобы наглядно показать, как работают макро- и микрослияние в ядре процессора. В середине обучения в магистратуре я понял, что хочу в аспирантуру, писать диссертацию, но для этого моей темы было недостаточно. Я решил кардинально сменить тему и, в поисках того, что мне интересно, начал писать в разные лаборатории.

Тогда же в лаборатории ПОИС проходил научно-исследовательский семинар, его проводил Роман Нестеров. Меня заинтересовал его рассказ про process mining, и я захотел погрузиться в эту область более подробно. Роман в тот момент находился на последнем году аспирантуры и готовился к защите диссертации, он рассказал мне, как у них устроена работа, мне все понравилось, и я захотел присоединиться. Я встретился с заведующей лабораторией Ириной Ломазовой, она сказала, что одна из тем, над которыми ведется работа в лаборатории, — это применение process mining в образовании. Я присоединился к ним и стал работать над дипломом, который впоследствии лег в основу моих будущих исследований.

— Как устроена работа в лаборатории?

Нам никто не ставит конкретные задачи со строгими дедлайнами, каждый сотрудник просто занимается исследованием в своей области. Я исследую применение process mining в сфере образования.

Если объяснять простыми словами, process mining – это набор разных методик для построения моделей процессов по журналам событий. В журнале событий написано, кто, когда и что сделал. Эти данные используются для построения моделей, например, в виде графа, что позволяет наглядно увидеть, как на самом деле протекает процесс, где встречаются аномалии и неэффективности и как можно изменить процесс, чтобы он работал лучше.

Я занимаюсь прикладным применением этих методов и подходов в области образования: рассматриваю процесс обучения и выделяю в нем паттерны и проблемы. Сейчас моя работа заключается в разработке алгоритма для построения ациклических моделей, то есть таких, в которых не возникают циклы. Существующие в настоящее время методы позволяют построить модель процесса, в котором есть неповторяющиеся события, но в модели все равно появляются циклы.

— Некоторые выпускники ФКН, которые работают в лабораториях, также занимаются преподаванием. Тебе бы не хотелось попробовать себя в этой области?

Я не вижу себя лектором, не могу представить себя в роли преподавателя для большой аудитории. Думаю, это связано с моим перфекционизмом: хочется максимально донести информацию до каждого, но это невозможно, когда обучаешь большое количество людей. Мне комфортнее работать индивидуально или в малых группах. В магистратуре я начал работать учебным ассистентом на курсе «Формальные методы программной инженерии», что позволило мне успешно закрыть педагогическую практику в аспирантуре.


— Есть ли возможность получать финансовую поддержку для реализации исследований в аспирантуре?

Да, есть стипендия. Я иду по программе академической аспирантуры, поэтому получаю еще и надбавку. Также недавно появилась стипендия «Покровская перспектива» для аспирантов ФКН, в прошлом году я стал ее лауреатом, и это тоже значительно помогает в финансовом плане. Сейчас существует единый трек «магистратура – аспирантура», если идти по нему, то в магистратуре будет стипендия 50 тысяч рублей в месяц, в аспирантуре — 70 тысяч рублей.

— Остается ли у тебя свободное время? Чем ты его заполняешь?

В магистратуре свободного времени было не очень много, но в целом его хватало. В аспирантуре значительную часть времени занимают исследования, но недостатка свободного времени я не испытываю. Большая часть моих хобби так или иначе связана с компьютером и разработкой. Недавно я достаточно много времени посвятил изучению работы нейросетей и генерации изображений с помощью в Stable Diffusion. Также люблю компьютерные игры. Когда есть возможность, мне нравится гулять по городу или посещать музеи.

— Какие у тебя планы после окончания аспирантуры?

Собираюсь защитить диссертацию и получить степень кандидата, а после этого конкретных планов пока нет. Возможно, попробую пойти в индустрию: до этого я работал только в сфере образования, хотелось бы посмотреть, как ИТ-индустрия работает на самом деле.