Искусственный интеллект помогает обнаружить дислексию по движениям глаз
В исследовании приняли участие 307 школьников 1-6 классов общеобразовательных школ Москвы, Сочи и Нижнего Новгорода. По результатам независимой стандартизированной оценки чтения все участники были поделены на три группы: школьники с типичными навыками чтения, школьники с риском нарушений чтения и школьники с выраженными нарушениями чтения. Всем детям было предложено прочитать 30 предложений на мониторе компьютера, в то время как движения их глаз записывались при помощи видеоокулографа высокого разрешения (EyeLink 1000 Plus или EyeLink Portable Duo). Записи движений глаз, а также стандартная демографическая информация об участниках исследования использовались для тренировки и тестирования алгоритмов машинного обучения.
Специалисты из Центра языка и мозга – Ольга Драгой, Соруш Шалилех, и Анастасия Лопухина – сопоставили результаты работы шести методов машинного обучения: линейных моделей, метода опорных векторов, Байесовских методов, метода k-ближайших соседей, ансамбля методов (например, бустинг и случайный лес), а также нейронных сетей. Наилучшие результаты показали метод случайный лес и нейронная сеть многослойный перцептрон (91% точности и полноты). Кроме этого, результаты показали, что демографические данные (пол, возраст и уровень невербального интеллекта) значимо дополняют данные о движениях глаз и помогают определить принадлежности ребенка к группе типично читающих детей или детей с нарушениями чтения. Следующим этапом исследования является апробация работы алгоритмов, показавших наилучшие результаты, на большой новой выборке участников.
Драгой Ольга Викторовна
Центр языка и мозга: Директор центра
Лопухина Анастасия Александровна
Центр языка и мозга: Научный сотрудник
Шалилех Соруш Ахмад
Центр языка и мозга: Младший научный сотрудник