Центр искусственного интеллекта НИУ ВШЭ

Краудсорсинг как окно возможностей для новых стартапов и способ провести свободное время с пользой

Интервью с Антоном Суворовым и Екатериной Казаковой, руководителями проекта Центра ИИ НИУ ВШЭ «Исследование двустороннего рынка в краудсорсинговых системах»

Photo by Pixels

Photo by Pixels

Расскажите о приоритетных задачах вашего проекта.

Мы исследуем краудсорсинговые платформы – новый вид рынка труда. Заказчики обычно размещают на таких платформах проекты, разбитые на набор микрозадач.  С помощью краудсорсинговой платформы эти микрозадачи распределяются между множеством исполнителей: десятки незнакомых людей могут одновременно работать над одним проектом и завершать его буквально за несколько минут. Сами микрозадачи могут быть совершенно разными: от проверки возможности открыть веб-ссылку до загрузки на платформу фотографий кафе возле дома.

Основная цель нашей работы — создание рекомендаций по совершенствованию механизмов ценообразования на задания, а также определение настроек других параметров заданий со стороны клиентов краудсорсинговой платформы. Эти рекомендации могут быть полезны самой платформе; кроме того, платформа может создать сервисы для помощи в формировании цен для заказчиков. Для этого необходимо комплексное изучение того, что мотивирует заказчиков и исполнителей пользоваться краудсорсинговой платформой. Так, со стороны исполнителей нам важно понять, почему они приходят на платформу, что влияет на их выбор в пользу того или иного задания, на какую оплату труда они ориентируются и что мотивирует исполнителей быстрее и качественнее выполнять задания. Все это важно для заказчиков, поскольку и цена задания, и то, как исполнитель видит карточку задания на платформе, влияют на скорость поиска исполнителей и быстроту закрытия проекта.

В чем прикладное значение вашего проекта?

Платформа берет комиссию с каждой сделки. Расчет оптимального ценообразования и выявление ключевых факторов, влияющих на выбор исполнителями заданий, позволит увеличить прибыль платформы по двум причинам. Во-первых, цены будут приближены к оптимальным, а значит каждая сделка станет ценнее для контрагентов и поэтому с них можно будет потенциально получить более высокую комиссию. Во-вторых, само количество сделок в единицу времени может увеличиться — как за счёт ускорения мэтчинга, так и за счёт привлечения новых пользователей.

Важно отметить, что краудсорсинг является характерным примером двухсторонней платформы, где на динамику рынка влияют косвенные сетевые эффекты: чем больше заказчиков приходит на платформу с новыми проектами, тем больше стимулы у новых исполнителей присоединяться к платформе, и наоборот — рост числа исполнителей привлекает заказчиков. Оценка таких косвенных сетевых эффектов релевантна и для других платформ.

Также краудсорсинговые платформы можно рассматривать как элемент рынка труда, значение которого будет только возрастать; в ряде случаев работа на платформе может быть альтернативой основной занятости, в других —дополнением. Часть результатов позволит нам понять, как этот новый тип дистанционной занятости сочетается с традиционным рынком и рассмотреть, в перспективе, как этот новый рынок влияет на благосостояние работников, а также изучить, как этот тип занятости реагирует на внешние шоки, насколько он к ним устойчив.

Решает ли ваш проект актуальные на сегодняшний день вопросы?

Как раз оценка устойчивости к внешним шокам и релевантность новых онлайн типов занятости для россиян является крайне актуальной темой. Полученные нами данные могут дать ответы на вопросы, как изменилась структура множества исполнителей и заказчиков с февраля 2022 года. Так, из-за затруднения вывода денег с иностранных счетов для исполнителей, а также оплаты услуг в России для заказчиков, мы можем предполагать ряд сопутствующих эффектов. Исполнители, ранее предоставлявшие свои услуги на англоязычных и иных зарубежных платформах, могли переключиться на российскую краудсорсинговую платформу. А число иностранных заказчиков, скорее всего, сократится. Все это, несомненно, влияет на цены, задания и общую динамику платформы.

Расскажите о своей команде. Участвуют ли в работе над проектом студенты и аспиранты?

Сейчас команду можно разделить на теоретиков и эмпириков. В каждой группе работает один аспирант. Более того, для решения эмпирических задач, мы собираемся привлечь студентов бакалавриата и магистратуры с факультета экономики НИУ ВШЭ и, потенциально, ФКН.

Какие этапы исследования уже завершены? Расскажите о них.

За этот год мы сделали важные шаги к достижению финальной цели. Так, наша теоретическая команда написала первую модель. В рамках этой модели заказчики создают на платформе проекты, которые состоят из множества однотипных заданий, объединенных в наборы (пулы). Теоретическая модель описывает, как будет изменяться равновесие на платформе в зависимости от того, как заказчики распределяют свои задания по этим наборам-пулам. Если число исполнителей очень велико, то укрупнение пулов приводит к снижению цен, таким образом смягчая конкуренцию между заказчиками, и наоборот, в случае дефицита исполнителей относительно общего числа заданий, рост концентрации заказчиков может привести к росту цен на задания при одновременном повышении доли выполненных заданий. Наша теоретическая модель предсказывает оптимальное распределение заданий на пулы, при котором прибыль платформы максимизируется.

Что касается эмпирической группы, первую половину 2022 года мы были в тесной коммуникации с представителями Яндекса, чтобы получить полноценные данные, необходимые для исследования. В мае нами была получена выборка с 2019 по март 2022 года, которая посекундно описывает, что происходило на платформе. Также мы получили ряд характеристик исполнителей, заказчиков и заданий. Летом мы ознакомились с массивом данных, построили важные для нас описательные статистики, а также начали работу над первой эмпирической моделью, которая в упрощенном виде описывала бы выбор исполнителями заданий. Затем мы провели эконометрический анализ этой упрощенной модели. В частности, мы получили первые оценки эластичности предложения труда на платформе, то есть вычислили, насколько предложение чувствительно к изменениям цен. Мы также выяснили, что эластичность отличается по группам заданий: для заданий на разметку данных, таких как классификация, эластичность значительно выше, чем для менее распространенных на платформе работ, таких как полевые задания или тестирование. Более того, мы выявили, насколько важна для исполнителя информация в описании проекта. Как оказалось, при прочих равных, исполнители стремятся выбирать наиболее простые задания. Так как они не видят реальную оценку сложности, то такие показатели, как средняя скорость выполнения задания, детальность описания критериев или максимальное время, которое выделяется на выполнение задач, становятся для них индикаторами сложности. Сами заказчики, например, могут не уделять должного внимания лимиту на выполнение задания и просто поставить “круглое” число, но этот показатель будет важен для исполнителя, и слишком долгий лимит может негативно сказаться на скорости мэтчинга.

Какие цели вы ставите перед собой сейчас для успешного завершения проекта?

Пока наша работа идет по установленному графику и даже немного опережает его. Сейчас нашей основной целью является преодолеть вопросы с подготовкой данных к полноценному эмпирическому анализу, а также завершить работу над запуском первых экспериментов.

Как результаты проекта могут помочь обычным гражданам?

Каждый человек в свободное от работы время может вместо, скажем, игры в телефоне выполнять несложные задания и зарабатывать таким образом деньги. Но далеко не каждый мотивирован это делать. В рамках нашего проекта мы ставим своей задачей улучшить взаимодействие двух сторон платформы, что потенциально увеличит прозрачность платформы для исполнителей. Поэтому наши результаты могут помочь улучшить благосостояние действующих пользователей платформы, а также, возможно, расширить их круг. Кроме того, более высокая эффективность функционирования платформы повышает ее привлекательность для предпринимателей, в том числе — создателей стартапов, которым нужно найти подходящих внешних исполнителей. Таким образом снижаются барьеры для предпринимательской деятельности, что крайне важно и для создателей стартапов, и для экономики в целом.