Центр искусственного интеллекта НИУ ВШЭ

Подготовка кадров для цифровой экономики: передовые образовательные маршруты и практики

В НИУ ВШЭ при участии Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ, а также Института образования НИУ ВШЭ и АНО «Центр компетенции по глобальной ИТ-кооперации» состоялся междисциплинарный научно-общественный круглый стол, посвященный подготовке кадров для цифровой экономики. Эксперты обсудили современные тенденции в образовании, включая цифровую экономику, и обменялись опытом внедрения инновационных практик и инструментов в учебный процесс.

Подготовка кадров для цифровой экономики: передовые образовательные маршруты и практики

Freepik

Участники круглого стола выделили ключевые специализации и профессии будущего в области цифровых технологий, а также обсудили необходимые специфические и междисциплинарные знания для будущих профессионалов IT-сектора. Особое внимание уделялось подготовке кадров в области искусственного интеллекта и Data Science. Также обсуждались IT-компетенции преподавателей вузов и среднего профессионального образования, которые необходимы для обеспечения высокого уровня образовательного процесса в современных условиях.

В ходе дискуссии участниками круглого стола были выдвинуты несколько предложений по оптимизации образовательных программ в сфере подготовки специалистов для цифровой экономики. В частности, Елена Брызгалина, заведующая кафедрой философии образования МГУ имени М.В. Ломоносова, член комиссии по биоэтике МГУ, член этического комитета НТУ «Сириус» и ЛЭК МНОЦ МГУ, рекомендует разработчикам таких образовательных программ уделить внимание целям, методикам и результатам гуманитарной подготовки инженеров. Среди ожидаемых результатов следует выделить компетенции, поддерживающие профессиональную деятельность. На этапе стратегического планирования и анализа требований гуманитарные знания помогают инженеру понять социокультурные тенденции, социальный заказ и возможные последствия проекта. При создании проекта важны методологии проектирования, научный поиск, психология мышления, системный анализ и теория принятия решений. На этапе внедрения гуманитарная компонента помогает учитывать «человекомерность» устройства, юридические и этические аспекты.

«Чрезвычайно важно поддержать тезис о значимости гуманитарной компоненты в образовании ИТ-специалистов для развития надпрофессиональных компетенций, навыков  межличностных взаимодействий и ценностного выбора в рамках актуальной картины мира,» — подчеркнула Елена Владимировна.

Светлана Васильевна Камка, канд. пед. н., эксперт СПК РФ в образовании, заместитель директора центральных городских учреждений г. Москвы, акцентировала внимание на важности единства системы образования и преемственности между всеми его уровнями, от дошкольного до высшего. Она отметила, что содержательные и методические противоречия при переходе между уровнями образования нарушают преемственность и снижают качество обучения. Спикер также подчеркнула роль цифровых технологий в трансформации образования, которые могут как уменьшить, так и увеличить разрыв между уровнями образования.

Особое внимание было уделено проблемам коммуникации в образовательном процессе. Светлана Васильевна отметила сложности межличностного общения между педагогами, учениками, родителями, а также проблемы взаимодействия в цифровой среде. Были обсуждены этические нормы общения и сложности, возникающие у старшего поколения при использовании современных технологий, включая искусственный интеллект.

В обсуждении также были затронуты вызовы цифровой экономики, требующие от работников междисциплинарных знаний и умений, а также новых профессиональных и универсальных компетенций. Светлана Васильевна указала, что система профессионального образования не всегда успевает за этими требованиями, подчеркнув необходимость легализации новых компетенций и микро-квалификаций, а также их независимой оценки.

Андрей Геннадьевич Игнатьев, руководитель аналитического Центра глобальной ИТ-кооперации, предложил выстраивать новые образовательные методики в ИКТ, основываясь на взаимосвязи научных и социальных ориентиров и применяя современные средства познания в саморазвивающихся средах. Спикер отметил, что в процессе познания и преобразования мира человек является частью биосоциотехнической системы. Важно учитывать сложность управления и возрастающую роль социогуманитарных вопросов и этических регуляторов в новых технологиях.

«Для дальнейшего развития NBICS-конвергенции и модернизации образования необходимо формировать новую категорию управленцев и педагогов, обладающих социальной ответственностью и передовыми знаниями в междисциплинарных науках,» — отметил Андрей Геннадьевич.

Докладчик также подчеркнул, что внедрение ИИ в образование должно опираться на научно-обоснованную оценку воздействия систем. Оценка должна быть адаптирована к конкретным классам систем, таким как предиктивные системы, интеллектуальные помощники, и учитывать контекст использования ИИ.

В завершение круглого стола были обсуждены кадровые вопросы в условиях цифровой трансформации: отток кадров, проблемы профессиональной коммуникации между поколениями и корпоративные культуры в педагогических коллективах, необходимость создания и верификации философского словаря терминов в области ИИ и интеллектуальной автоматизации на следующих мероприятиях.

Участниками круглого стола стали: Глущенко Вадим Владимирович (директор Центра глобальной ИТ-кооперации); Игнатьев Андрей Геннадьевич (руководитель аналитического Центра глобальной ИТ-кооперации); Усманов Тимур Фазлитдинович (бренд-менеджер молодежного направления HeadHunter); Терентьев Евгений Андреевич (к.с.н., директор Института образования НИУ ВШЭ); Абрамов Владимир Иванович (к.э.н., директор научно-методического центра управления образованием МЭО Академии); Комиссаров Андрей Александрович (архитектор ИИ, руководитель центра цифровых компетенций экосистемы «Самолетум» ГК Самолет); Брызгалина Елена Владимировна (зав. Кафедрой философии образования МГУ, член комиссии по биоэтике МГУ, член этического комитета НТУ «Сириус» и ЛЭК МНОЦ МГУ); Камка Светлана Васильевна (к.пед.н., эксперт СПК РФ в образовании, зам. Директора центральных городских учреждений г. Москвы); Шустова Татьяна Николаевна (эксперт СПК РФ в сфере образования, учитель математики и информатики ВК); Садовенко Александр Сергеевич (эксперт Управления государственного контроля и надзора в сфере образования Департамента образования и науки г. Москвы, зам. Директора по содержанию образования ГБОУ Школа №1212); Сингилевич Дмитрий Александрович (к.в.н., зав. Кафедрой цифрового права и информационных технологий МЮИ); Шилова Валентина Александровна (к.соц.н., руководитель лаборатории, в.н.с. ИС ФНИСЦ РАН).

Модератором круглого стола выступила Углева Анастасия Валерьевна (К.филос.н., PhD, профессор Школы философии и культурологии, и.о. заместителя директора Центра трансфера и управления социо-экономической информацией НИУ ВШЭ).

Круглый стол организован в рамках научного семинара «Искусственный интеллект в мире людей: гуманистические, этические и правовые аспекты развития цифровых технологий».