• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Статья
О некоторых инвариантах действия расширения GA(n,2) на множестве булевых функций

Федоров С. Н., Логачёв О. А., Ященко В. В.

Дискретная математика. 2021. Т. 33. № 2. С. 66-85.

Глава в книге
Agility Driven Learning for Educational Organizations

Sergey Avdoshin, Elena Pesotskaya, Divani Kuruppuge et al.

In bk.: Advanced Information Systems Engineering Workshops CAiSE 2021 International Workshops, Melbourne, VIC, Australia, June 28 – July 2, 2021, Proceedings. Vol. 423: Lecture Notes in Business Information Processing. Iss. Advanced Information Systems Engineering Workshops. Switzerland: Springer, 2021. Ch. 1. P. 5-16.

Препринт
Estimation of Time-Dependent Reproduction Number for Global COVID-19 Outbreak

Petrova T., Soshnikov D. V., Grunin A.

Preprints.org. 2310-287X. Preprints.org, 2020

Научный семинар Департамента программной инженерии в 2020 - 2021 учебном году

29 апреля 2021 года

Силаков Денис Владимирович,

кандидат физико-математичких наук, доцент департамента программной инженерии факультета компьютерных наук

Использование публичной wiki для учебных материалов

Семинар "Дистрибьюция программного обеспечения в Linux" основан на опыте организации практики студентов в компании РОСА. Как практика, так и семинар связаны с разработкой ROSA Desktop Fresh — свободного дистрибутива ОС Linux. В частности, студенты участвуют непосредственно в формировании небольших пакетов ПО для РОСЫ и используют при этом документацию раработчиков, размещенную на wiki-портале компании (http://wiki.rosalab.ru/). Нам показалось логичным разместить все материалы для студентов на этом же портале — помимо прозрачной интеграции с остальной документацией, вики в силу своей электронной природы обладает рядом преимуществ:

-      возможность оперативного внесения изменений

-      общедоступность

-      удобство редактирования

-      наличие перекрестных ссылок на различные материалы

 

Пантюхин Дмитрий Валерьевич,

ст.преподаватель департамента программной инженерии факультета компьютерных наук

Курс машинного обучения для школьников

Сегодня машинное обучение в целом и нейросетевые технологии в частности стали, пожалуй, самым популярным направлением развития искусственного интеллекта. Уже с детства необходимо понимать возможности и опасности, исходящие от таких технологий. Бурно развивается не только теория и применение методов, но и инструментарий. Сегодня воспользоваться интереснейшими результатами обучения нейронных сетей может практически любой человек, владеющий компьютером. В рамках проекта "ИТ-класс в московской школе", куратором которого выступает Московский центр качества образования, компания "Наносемантика" разработала курс на русском языке для учащихся 10-11 классов по направлению "Большие данные", который охватывает важнейшие и интереснейшие темы машинного обучения и нейросетевых технологий. Курс, 64 академических часа в год, представлен в виде "тетрадок" на языке Python в системе Google Colab, что позволяет запускать и выполнять задания с любого рабочего места, имеющего доступ в Интернет. Курс основан на материалах лекций и семинаров по нейронным сетям, читаемых в Московском физико-техническом институте и Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики», учебных материалах фреймворков глубокого обучения и др. Пререквизиты курса — знание основ Python, базовые знания математики и информатики, английский язык — вполне доступны сегодняшним школьникам.

 

Сошников Дмитрий Валерьевич,

кандидат физико-математических наук, доцент департамента программной инженерии факультета компьютерных наук

GitHub как средство размещения учебных материалов и домашних заданий: опыт Microsoft и НИУ ВШЭ

Во всем мире разработчики используют git и github как механизм для совместной работы над программным кодом. Однако, GitHub может эффективно использоваться и для ряда задач в образовательном процессе. Во-первых, речь идёт о размещении учебных материалов, как программного кода (примеров) с возможностью онлайн-запуска через механизм GitHub Codespaces, так и текстовых материалов (в виде Readme.md-файлов или страниц GitHub Pages). В докладе я поделюсь опытом Microsoft по созданию и распространению учебного курса Web Development for Beginners, в котором GitHub позволил не только достичь отметки в 100К просмотров, но и обеспечить перевод курса на другие языки силами сообщества. Также я расскажу об использовании GitHub Classroom для организации лабораторных работ по курсу «Функциональное и логическое программирование», который я веду в НИУ ВШЭ.

 

Время:         18:00   
Место:         Zoom   
Язык семинара:         русский


Запись семинара


 


25 марта 2021 года

Зыков Сергей Викторович,

доктор технических наук, профессор департамента программной инженерии факультета компьютерных наук

НИР для Huawei: нет ничего практичнее хорошей теории  

В последнее время, в том числе в виду интенсификации процессов цифровизации, все более важной составляющей деятельности крупных международных корпораций становится НИР. При этом, несмотря на наличие достаточно мощных собственных подразделений (зачастую — целых компаний), ответственных за НИР, многие корпорации заинтересованы в экспертизе сторонних организаций. В докладе будет рассмотрена краткая история одной из ведущих и неуклонно развивающихся международных корпораций — Huawei, а также опыт и перспективы проектного взаимодействия НИУ ВШЭ в рамках НИР с компанией Huawei Technologies.  

Время:         18:00   
Место:         Zoom   
Язык семинара:         русский

Запись семинара



25 февраля 2021 года

Горденко Мария Константиновна,

старший преподаватель департамента программной инженерии факультета компьютерных наук, младший научный сотрудник Международной лаборатории интеллектуальных систем и структурного анализа ФКН

Применение современных образовательных технологий в онлайн-занятиях (на примере курса «Введение в программирование»)  


В разработке подробно описаны методы и инструменты проведения лекционных и семинарских занятий в режиме онлайн факультатива «Введение в программирование». Данный курс является адаптационным и предназначен для студентов 1 курса бакалавриата образовательной программы «Программная инженерия». В ходе дисциплины студенты знакомятся с языком программирования C#, учатся писать программы, в том числе и в небольших группах, изучают необходимый теоретический материал.

Для реализации курса в онлайн-формате используются следующие техники и методики:

-      Перевернутый класс;

-      Групповые дискуссии;

-      Командные упражнения;

-      Олимпиада;

-      Традиционные формы проведения лекций и семинаров.

Для реализации курса в онлайн формате используется следующее программное обеспечение: Kahoot; Socrative; PeerGrade; GitHub Classroom; MS Teams; Repl.it; Telegram; NearPod/PearDeck.

 
Запись семинара

Жукова Галина  Николаевна,

кандидат физико-математических наук, доцент департамента программной инженерии факультета компьютерных наук

Проведение компьютерного практикума по математике с использованием пакета Sympy и Jupyter Notebook в online формате


На занятиях по математике в онлайн-формате возникает проблема представления формул в привычном виде. Использование Jupyter Notebook позволяет пользоваться возможностями Latex для красивого отображения формул, удобно сочетать формулы с кодом на Python. Библиотека Sympy позволяет проводить математические преобразования аналитически.

Дополнительные возможности для дистанционных занятий предоставляет сервис https://colab.research.google.com, он позволяет студентам делиться своими ноутбуками с преподавателем и учебными ассистентами, так что преподаватель может в режиме реального времени следить за работой студентов над заданиями, комментировать решения, помогать исправлять ошибки. 

Время:     18:00  
Место:     Zoom  
Язык семинара:     русский

Запись семинара




28 января 2021 года

Легалов Александр Иванович,

кандидат технических наук, профессор департамента программной инженерии факультета компьютерных наук

Языки и системы программирования. Возможные направления развития 

Несмотря на доминирование объектно-ориентированного программирования, продолжают развиваться и другие подходы. Это разнообразие во многом определяется стремлением к достижению целевых критериев качества, которые зачастую бывают противоречивыми. В рамках доклада рассматриваются решения, направленные на поддержку эволюционной разработки программного обеспечения и архитектурно-независимого параллельного программирования. Предлагаются конструкции, расширяющие уже существующие языки и системы программирования, а также подходы, направленные на создание новых языков.

Время:     18:00  

Место:     Zoom
Язык семинара:     русский 

Запись семинара


 

24 декабря 2020 года

Родригес Залепинос Рамон Антонио,

кандидат технческих наук, доцент департамента программной инженерии факультета компьютерных наук

На пути к машинному обучению в распределенных растровых СУБД: аспекты компьютерных сетей    

Компьютерные сети – «артерии» современных распределенных систем. Растровые СУБД (array DBMS) работают с большими данными, для которых многомерные массивы являются естественным представлением, например: данные дистанционного зондирования Земли и численное моделирование. Большие данные вынуждают растровые СУБД быть распределенными и интенсивно использовать компьютерные сети. Машинное обучение находится только в начале пути по внедрению в растровые СУБД. В докладе будет рассмотрено распределенное умножение больших матриц (УБМ), выполняемое непосредственно самой растровой СУБД. УБМ – ключевая операция для большого количества подходов машинного обучения на больших данных. УБМ непосредственно внутри растровых СУБД недостаточно изучено и оптимизировано. Будут предложены новые подходы УБМ для растровых СУБД, проанализированы тонкости УБМ в растровых СУБД включая построение плана выполнения и утилизацию компьютерной сети. Также будут проанализированы результаты экспериментов в Microsoft Azure Cloud на компьютерном кластере из виртуальных машин, разобраны полученные экспериментальные закономерности и представлено видение дальнейшей работы в данной области.

Время:         18:00   
Место:         Zoom   
Язык семинара:         русский 

 

 

Архив научных семинаров: