• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как преподавать цифровую грамотность студентам?

Как преподавать цифровую грамотность студентам?

Canva

С 5 июля по 7 августа факультет компьютерных наук при поддержке Центра повышения квалификации Вышки провел курс повышения квалификации «Основы преподавания дисциплины “Цифровая грамотность”». Слушатели познакомились с методикой проведения дисциплины, обсудили ее адаптацию для разных образовательных программ, проработали свои программы учебных дисциплин, а также узнали о лучших практиках преподавания цифровой грамотности.

Мероприятие проходило в рамках проекта Data Culture, в нем приняли участие 16 преподавателей из всех кампусов ВШЭ. Лекторами выступили преподаватели дисциплины «Цифровая грамотность» Дмитрий Широков, Бурова Маргарита и Ксения Волкова. 

Участники поделились впечатлениями:

Хусяинов Тимур Маратович
Старший преподаватель, НИУ ВШЭ Нижний Новгород

В этом году мне предстоит преподавать курс у лингвистов, филологов, дизайнеров и географов. Для каждой из этих специальностей нужны свои, ориентированные на них примеры и акценты, отличные по тематике проекты. Я думаю предложить студентам поработать как с инструментами, которые вполне очевидно связаны с их специальностью, так и с теми, которые могут быть им потенциально полезны, например, для сбора анкетных данных. 

У каждой образовательной программы своя специфика, и цифровая грамотность может привнести какие-то новые инструменты, которые сами студенты адаптируют и применят к знакомому им материалу: картографирование для филологов (создать литературную карту какого-то города или региона) или инструменты библиометрического анализа для дизайнеров (проследить за тем, как уличный плакат стал предметом научного поиска).

Курс по преподаванию цифровой грамотности оставил приятное впечатление. Из наиболее полезного было знакомство с опытом других коллег, дисциплина довольно новая и поэтому есть необходимость в новых форматах и механиках. 

Самым запомнившимся практическим заданием было создать рамку курса — это было одновременно и понятно, потому что напоминало концептуальную рамку исследования, и непонятно, потому что это более специфичный формат, ориентированный на конкретную программу или студента.

 

Напомним, что студенты бакалавриата, поступающие в Вышку в 2021 году, будут проходить обязательное измерение цифровых навыков. Так, уже на первом курсе все студенты бакалавриата пройдут независимую оценку компетенции по цифровой грамотности. 

На большинстве образовательных программ студенты осваивают эти навыки на отдельном курсе «Цифровая грамотность». Дисциплина основана на онлайн-курсе, который собирается как конструктор из различных модулей для каждой образовательной программы, а в рамках семинаров и практической работы происходит адаптация материала под предметное поле.

Онлайн-курс по цифровой грамотности существует уже не первый год. Он непрерывно развивается, поэтому важно искать и распространять новые лучшие практики и собирать обратную связь. И если раньше перед преподавателями дисциплины не стояла цель подготовить студентов к независимой оценке компетенции по цифровой грамотности, то сейчас все иначе — базовая часть курса нужна как раз для этого.

«Дистанционный формат программы повышения квалификации не был для нашей команды помехой, а наоборот позволил привлечь преподавателей из всех кампусов ВШЭ, а также наглядно демонстрировать, как можно даже в онлайн-режиме сделать курс интерактивным и интересным для слушателей, — поделился Дмитрий Широков, преподаватель курса повышения квалификации, организатор Школы IT-решений, —

Было важно провести защиту проектов коллективно, чтобы участники могли слушать других, задавать вопросы и совместно обсуждать решения. Наша команда старалась сделать не просто защиту, на которой участник выступит и получит баллы, а пространство для обмена идеями: опытные преподаватели по каждому пункту проекта дают свои замечания и рекомендации».

Сенина Анна Васильевна
Преподаватель, НИУ ВШЭ Пермь

Было очень интересно узнать, как авторы видят концепт курса по цифровой грамотности и какие изменения планируют реализовать. Это помогает адаптировать курс к нашей образовательной программе «История» (Пермь), поскольку в учебном плане есть несколько ИТ-дисциплин — это попытка сделать гуманитарном образование современным. 

На наших курсах студенты-историки разрабатывают и реализуют цифровые проекты для учреждений культуры и искусства: пермских музеев, архивов, галереи, театра и других. На выходе получается обязательно что-то междисциплинарное — на стыке истории, медиа и информационных технологий. Также мы вовлекаем студентов в совместные проекты с другими образовательных учреждениями. 

Уже на первом курсе историки проходят не только цифровую грамотность, но и введение в Digital Humanities как отдельную дисциплину, где выполняют свой первый небольшой исследовательский проект. Дальше у них есть курсы, связанные с базами данных, цифровым историко-культурным наследием, программированием. Всё это важно выстроить в единую логичную цепочку.

На курсе повышения квалификации мы поработали над системой оценивания — такой, чтобы наши требования совпадали с логикой курса и помогали студентам осваивать компетенции. Отдельно хотелось бы отметить возможности для обратной связи: помимо стандартного опроса с оценкой курса, нам также предложили оставить комментарии по заданиям экзамена, и здесь было полезно почувствовать себя и обучающимся, и обучающим, потому что параллельно мы думали о том, как экзамен по измерению цифровых компетенций будут сдавать наши студенты.