• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Первая Осенняя школа по математике

Первая Осенняя школа по математике

С 28 октября по 1 ноября на факультете компьютерных наук прошла первая Осенняя школа по математике.

На школу были приглашены учащиеся 8–11 классов, которые стали победителями и призерами заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, а также перечневых олимпиад по математике первого и второго уровней. В школе приняли участие 42 школьника. Партнером школы выступила компания МТС.

В рамках школы действовали два трека — олимпиадный и научный. Олимпиадный трек проводился в двух группах: А, с усложненной программой, и B — и был направлен на разбор и отработку классических олимпиадных задач. Занятия были посвящены алгебре и теории чисел, геометрии и комбинаторике. Научный трек проводился для участников с большим олимпиадным опытом, среди которых были призеры заключительного этапа ВсОШ по математике, Московской и Санкт-Петербургской математической олимпиады, победители «Турнира городов». В рамках научного трека прошли мини-курсы «Примитивные графы и их экспоненты», «Теорема Абеля — Руффини», «Локально нильпотентные дифференцирования», «Конечные геометрии».

В течение пяти учебных дней участники не только решали задачи, но и посещали лекции экспертов ФКН и МТС:

— «Автоморфизмы аффинных пространств» (Иван Аржанцев); 

— «Проблемы математики машинного обучения» (Никита Пучкин);

— «Как работают большие языковые модели (LLM) и где нам не хватает исследований» (Анна Щенникова, аналитик Центра RnD MTS Digital).

По итогам мероприятия академический руководитель школы Артём Максаев и Анна Щенникова наградили лучших участников:

Олимпиадный трек

Научный трек

Артём Максаев
заместитель руководителя департамента больших данных и информационного поиска, академический руководитель школы

Олимпиадная школа стала ярким событием осени на ФКН. Замечательно, что участие приняли сильные олимпиадники, в том числе призеры Всероссийской олимпиады школьников по математике. Мы в свою очередь собрали большую команду преподавателей — профессиональных математиков и олимпиадных тренеров.

Нововведением этой школы является научный трек, мини-курсы которого позволили школьникам познакомиться с различными разделами современной математики и решить большое количество задач. Считаю важным рассказывать о том, что современная математика далеко выходит за пределы олимпиадного мира; после окончания школы она только начинается, и заниматься ей невероятно увлекательно! 

Школа выдалась насыщенной и очень интересной: мы получили много положительных отзывов как от школьников, так и от преподавателей. ФКН планирует продолжать популяризировать математику в рамках школ, кружков и интенсивов — рассчитываю, что данная школа станет традиционной.

Анна Щенникова
аналитик Центра RnD MTS Digital

Отлично, что Вышка берет под крыло таких талантливых ребят. А главное — нам есть, что им дать. Даже им, знатокам, бывает непросто решать наши задачи, и это в очередной раз доказывает, что на ФКН много сильной математики. Я рада, что у меня была возможность рассказать ребятам, как их навыки можно применять для развития искусственного интеллекта, ведь в их знаниях — будущее ИИ в России.

Ольга Карасёва
участница научного трека, группа S

Школа мне очень понравилась. Я довольно давно занимаюсь математикой и являюсь призером Всероссийской олимпиады школьников. Однако я еще никогда не участвовала ни в чем похожем на научный трек школы. Это уникальный опыт. 

Было очень здорово на неделю погрузиться в несколько избранных разделов математики, соприкоснуться с теорией групп, теорией Галуа, дифференцированиями, конечными геометриями. Формат занятий — листочки, дослушки и разборы — тоже был прекрасно подобран. Честно говоря, теперь я смотрю другими глазами не только на ФКН и Вышку, но и на математику в целом.

Яромир Ильичев
участник олимпиадного трека, группа А

Когда прошел первый день на осенней школе ФКН, я подумал, что школа будет «обыкновенной». Я довольно часто езжу на выездные школы и знаю темы, которые на них обычно дают. Но здесь я узнал что-то действительно новое, о чем мне раньше не рассказывали. Я считаю огромным плюсом то, что школа дала мне новую технику и полезные, применимые в олимпиадах знания. В общем, мне все понравилось.