• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Тел.: +7 (495) 772-95-90 * 12332

computerscience@hse.ru

125319, Москва, Кочновский проезд, д. 3 (недалеко от станции метро "Аэропорт"). 

 

Руководство

Декан — Аржанцев Иван Владимирович

 

Первый заместитель декана факультета — Вознесенская Тамара Васильевна

 

Заместитель декана по научной работе и международным связям — Объедков Сергей Александрович

 

Заместитель декана по административно-финансовой работе — Плисецкая Ирина Александровна

ФКН ВШЭ: как открыть IT-факультет в многопрофильном университете?

Аржанцев Иван Владимирович

Факультет компьютерных наук: декан

 
Конушин Антон Сергеевич

Департамент больших данных и информационного поиска: Доцент

 
Левин Михаил Владимирович

руководитель специализации Big Data Школы анализа данных Яндекса

 

Высшая школа экономики (ВШЭ) известна в России и за рубежом в первую очередь благодаря своим достижениям в области экономических и социальных наук. В частности, в международном рейтинге QS World University Rankings by subject в 2016 г. ВШЭ стала лучшим среди российских университетов по предметам «Экономика и эконометрика» (Economics & Econometrics),  «Социология» (Sociology), «Бизнес и менеджмент» (Business & Management Studies) и «Бухгалтерский учет и финансы» (Accounting & Finance).

В марте 2014 г. ВШЭ совместно с IT-компанией Яндекс открыла факультет компьютерных наук (ФКН). Это решение было следствием структурной реформы университета, связанной с переходом к «большим» факультетам, ответственным за реализацию образовательных программ – так в рамках ФКН были объединены несколько разрозненно существовавших отделений, связанных с информатикой, прикладной математикой и программированием. Создание факультета стимулировало предложение Яндекса – в наличии у компании имеется большой опыт взаимодействия с российскими вузами, а также реализации собственных образовательных программ.

При создании нового факультета нужно пошагово дать ответы на ряд основополагающих вопросов: кого будет готовить факультет, как и чему нужно учить его студентов, где будут востребованы его выпускники, каким образом привлечь к поступлению сильнейших в стране абитуриентов, а к проведению занятий – сильнейших преподавателей.

Что касается вопроса обучения студентов, то разработка конкурентоспособной образовательной программы – тема настолько масштабная, что ей посвящена отдельная статья. На остальные вопросы мы постараемся дать ответы на примере ФКН.

Кого готовит факультет?

В России многие студенты IT-специальностей начинают работать уже с третьего курса. Возникает резонный вопрос: для чего вообще нужно учиться четыре года?

Действительно, для подготовки «программиста» достаточно двух лет, но нужно понимать, что такой программист сможет решать только базовые задачи и будет способен только приступить к изучению какой-либо конкретной области.

Задача ФКН – подготовить в первую очередь инженеров-исследователей и инженеров-разработчиков, то есть, специалистов, которые могут создавать новые решения и алгоритмы, а также глубоко знают одно из направлений в области компьютерных наук.

Предполагаемые компетенции, которыми должен обладать выпускник факультета, можно свести к ключевым четырем пунктам:

1. Умение программировать, то есть, самостоятельно и в команде разрабатывать законченный программный продукт;

2. Знание фундаментальных для компьютерных наук разделов математики и умение оперировать математическими понятиями;

3. Овладение конкретной специальностью и умение решать поставленные задачи в заданной прикладной области;

4. Свободное владение английским языком, необходимое для свободного занятия профессиональной деятельностью в англоязычной среде.

Начальные два пункта задают образовательную базу, которую студент должен приобретать в первую очередь – этому, а также общей подготовке по английскому языку, и посвящены первые два курса.

Третий и четвертый курсы целиком направлены на овладение специальностью, включая научную компоненту. Некоторые предметы можно преподавать на английском, благодаря чему студент сможет получить практику в другой языковой среде.

Исходя из этой логики, достаточно очевиден ответ на следующий вопрос, а именно, для кого эта подготовка осуществляется. Специалисты соответствующего профиля должны быть востребованы в IT-индустрии, а также среди компаний, в которых есть большие исследовательские или технологические отделы (банки, телекоммуникационные компании и т.д.). Этот выбор позволяет очертить круг компаний, вакансии которых можно анализировать для выработки требований к выпускникам.

Как привлечь сильных абитуриентов?

В плане работы с абитуриентами огромное значение имеет личный контакт. Ни один рекламный буклет не даст такого эффекта, как, к примеру, открытая лекция преподавателя, которую школьник может увидеть своими глазами и задать интересующие его вопросы.

В России большинство сильных в математике, информатике и физике школьников традиционно проявляют себя в системе соответствующих олимпиад и конкурсов. Большинство, но не все, поскольку все же не у каждого ученика школы имеется склонность к соревнованиям.

Поэтому мы как презентовали новый факультет на олимпиадах, летних школах, сборах, конференциях, турнирах математических боев и т.д., так и выступали с докладами в сильных математических школах без привязки к каким-либо конкретным мероприятиям.

Интересный аспект подобной работы заключается в том, что абитуриенты не слишком заинтересованы слушать обычный рассказ про учебную программу какого-нибудь факультета. Чтобы привлечь их внимание, мы рассказывали о реальных задачах, которые решаются с помощью машинного обучения, алгоритмов и других областей науки и которым, в частности, учат на нашем факультете.

Таким образом, рассказ про факультет являлся не столько его рекламой, сколько дополнением к интересному техническому докладу или лекции по математике. По сути, он являлся просто информативной частью выступления о том, где можно этому научиться, если вам понравилась описываемая задача и ее результат.

Кроме выступлений, мы использовали и другие способы достучаться до абитуриентов, такие как публикации на тематических ресурсах (codeforces.com, группы в социальных сетях), на которых собираются многие школьники из нашей целевой аудитории.

Также мы проводили много собственных мероприятий для абитуриентов: Дни компьютерных наук с широким спектром лекций и мастер-классами от профессионалов индустрии и Дни открытых дверей, на которых мы предметно объясняли абитуриентам особенности наших образовательных программ, перспективы обучения на факультете и т.д.

Помимо абитуриентов, важно рассказать о факультете тем, кто существенно влияет на их выбор – родителям и учителям.

Родителям нужно понимать, где смогут работать выпускники – это касается и тех, кто хочет пойти в профессиональную индустрию, и тех, кто хочет заниматься наукой. Мы старались работать со СМИ, чтобы создать бренд в рамках университета, который на момент создания факультета был недостаточно известен в области компьютерных наук и должен был соревноваться с такими грандами российского технического образования как МГУ и МФТИ.

Также мы проводим свою конференцию для учителей из регионов, на которой рассказываем про современные технологии. Важно, что в конференции задействованы наши студенты – они проводят занятия с учителями, и, таким образом, учителя своими глазами видят, с кем будут учиться их нынешние ученики, если поступят к нам.

Выше уже было сказано про взаимодействие с участниками олимпиад и других соревновательных мероприятий – аналогичную работу мы проводим с учителями, которые являлись организаторами этих мероприятий, а также с теми, кто из года в год учит одних из сильнейших школьников страны. Мы стараемся слушать и учитывать их отзывы о наших идеях и о построении образовательного процесса на факультете – это лучший способ продемонстрировать, что факультет готов развиваться и улучшать качество своей работы.

Как найти преподавателей?

Задачу поиска преподавателей можно условно разделить на две подзадачи. Нужно найти «теоретиков» – преподавателей математических дисциплин и теоретических разделов информатики, а также «практиков» – преподавателей программирования и прикладных курсов по компьютерных наукам.

Это достаточно разные задачи. На наше счастье, в России и, в частности, в Москве, много теоретиков высокого уровня с успешным опытом научного руководства и желанием преподавать. Привлечь и поддержать таких коллег можно как в рамках преподавания на образовательной программе, так и отдельно создавая научные группы и лаборатории.

В Высшей школе экономики эффективно работает система академических надбавок за публикации в ведущих международных журналах. Также надбавки получают научные руководители победителей конкурса научно-исследовательских работ студентов и преподаватели, признанные лучшими по результатам студенческого опроса.

Полноценно вовлечь в учебный процесс практиков сложнее. Хорошие специалисты, как правило, работают в индустрии или прикладных исследовательских центрах, и договориться с ними о проведении регулярных занятий достаточно трудно. Университет должен создавать для них комфортные условия: предлагать работу по совместительству и по договорам, а также спокойно относиться к тому, что практики не особо ориентированы на научные публикации и готовы отдавать преподаванию лишь небольшую часть своего времени.

В этом смысле хорошо зарекомендовала себя система базовых кафедр, открываемых на факультетах академическими институтами и компаниями. Преподаватели-практики заинтересованы в формировании вокруг себя группы активных студентов, с которыми интересно работать и которых можно вовлекать в текущие прикладные проекты. Наш опыт показывает, что некоторая часть работающих в индустрии людей испытывает потребность в преподавании и относится к этой работе с энтузиазмом. Большая удача, когда удается найти таких людей и предложить им небольшую преподавательскую нагрузку по интересным для них темам.

Что объединяет две наши подзадачи, так это уровень подготовки студентов и их мотивация учиться по выбранному направлению. Сильным преподавателям интересно работать со студентами, которые могут понять и освоить то, чему их учат. Если же преподаватель сталкивается с непониманием материала или нежеланием учиться, никакие дополнительные стимулы, в том числе и финансовые, не удержат его на программе надолго.

Таким образом, работая над привлечением на факультет сильных абитуриентов, мы во многом решаем и проблему привлечения сильных преподавателей.

Результаты

Сейчас на ФКН проводится обучение по двум бакалаврским и четырем магистерским программам. Факультет расширяется, в 2016 г. на первый курс было зачислено 370 против 324 чел. в 2015 г., также по сравнению с прошлым годом практически удвоился штат научно-педагогических работников – до 150 человек. Всего на факультете в 2016 г. обучается более 1200 студентов и аспирантов.

Можно отметить и улучшение качества приема. Так, на образовательную программу «Прикладная математика и информатика» (Applied Mathematics and Information Science) средний балл приема на бюджет в расчете на один предмет в 2014-2016 гг. составил 93.1, 94.2 и 96.5 соответственно, на программу «Программная инженерия» (Software Engineering) – 92.4, 92.0, 94.9.

Среди поступивших на факультет год от года увеличивается количество олимпиадников, работе с которыми мы уделяем много времени. В 2014 г. на ФКН поступили 13 призеров и победителей заключительного этапа Всероссийской олимпиады по информатике, математике и физике, в 2015 г. – 14, в 2016 г. – 22. Это же относится к победителям и призерам олимпиад 1-го уровня: таковых среди поступивших в 2014 г. студентов было 96, в 2015 г. – 101, в 2016 г. – 141.