• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Летняя компьютерная школа: объединение образовательного опыта школьных учителей, преподавателей университетов и профессионалов IT-индустрии

П.Калинин

Преподаватель ЛКШ; Старший разработчик Яндекса;

 
В.Матюхин

Преподаватель ЛКШ; аналитик Яндекса;

 
Н.Нетрусова

Зам. директора ЛКШ, завкафедрой информатики в школе “Интеллектуал”

 

IT-индустрия развивается очень стремительно – нередко знания, приобретенные молодыми людьми в школах и вузах, к моменту их устройства на работу оказываются устаревшими. По этой причине IT-компании часто открывают стажерские программы и переучивают молодых сотрудников. При этом компании вынуждены принимать участие также в студенческом и школьном образовании, иначе спустя какое-то время они испытают нехватку кадровых ресурсов.

В свою очередь, вузы также сталкиваются с тем, что подготовка школьников оказывается ниже ожидаемого уровня. Общей причиной описанных процессов является отсутствие в России каких-либо механизмов взаимодействия между школами, университетами и компаниями.

Формат Летних школ как раз подразумевает совместную работу школьных учителей, студентов, преподавателей вузов и сотрудников профессиональной индустрии, что позволяет нащупать точки взаимопонимания хотя бы в небольшом масштабе.

Летние школы проводятся по разным предметам в разных областях науки и устроены они, как правило, по достаточно схожим принципам. Школьники пишут вступительную работу и, в случае успеха, отправляются в летний лагерь. Занятия в нем проходят по утрам, по результатам учебы школьники сдают зачет.

Летняя компьютерная школа (ЛКШ) предназначена для обучения учеников средних и старших классов 12-17 лет программированию.

Устройство ЛКШ

Школа проходит на загородной базе отдыха в две смены. Каждая смена длится 21 день. В смену приезжают около 250 школьников разного уровня подготовки: от только начинающих изучать основы программирования и до сильнейших школьников страны.

Чтобы попасть в ЛКШ, необходимо заполнить тематическую анкету и решить несколько задач вступительной работы. В анкете школьник указывает, какие темы он знает хорошо и какие алгоритмы умеет писать самостоятельно. Задачи же, а точнее, уровень их решения, показывают, насколько хорошо школьники знают те темы, которые они указали в тематической анкете.

Основным рабочим языком школы является русский, однако никаких других географических ограничений нет: в ЛКШ могут поступить ученики любых школ всего мира. Традиционно в ЛКШ приезжают учащиеся со всей России, а также из республик бывшего СССР. В истории ЛКШ были школьники из Болгарии, Швеции, Италии, Великобритании и США.

Стоимость участия в школе составляет примерно 40 000 рублей (650 USD) за смену. Для тех, кто не в состоянии оплатить полную сумму, в ЛКШ существует система предоставления скидок за счет спонсорских средств.

Образование в ЛКШ

Обучение строится вокруг алгоритмического программирования (computer science): алгоритмов, структур данных, методов их построения и анализа, приемов написания надежных программ и способов их тестирования.

При зачислении в ЛКШ школьников в зависимости от возраста и уровня подготовки разделяют на несколько учебных параллелей.

Параллель D предназначена для начинающих изучать основы программирования, там преподаются простые темы: алгоритм Евклида, бинарный поиск и квадратичные сортировки.

Параллель A – для самых сильных школьников, уровня участников международной олимпиады по программированию. В программу параллели A входят, например, суффиксные массивы и алгоритм Диницы поиска максимального потока.

Помимо алгоритмических параллелей, существует также параллель промышленного программирования – параллель P. Это небольшой стартап. В течение смены параллель P делает один собственный проект. Учеба в этой параллели дает навыки командной работы и опыт работы над настоящей задачей.

До обеда в школе идут обязательные занятия – два астрономических часа теории и два часа практики. После обеда и до ужина компьютерные классы открыты, чтобы школьники могли доработать рассматриваемые задачи.

Первые два часа после обеда проходят спецкурсы – небольшие лекции по разным темам, обычно не связанным с основной учебной программой: по физике, математике, медицине. Их проводят как преподаватели ЛКШ, так и гости, представители компаний-спонсоров.

После спецкурсов проходят клубы, более направленные на отдых, чем на учебу: клуб рисования, клуб игры на гитаре, киноклуб. Каждый день проводится 3-4 спецкурса и 3-4 клуба, чтобы школьники могли выбрать, что им интересно.

После ужина проводятся различные общелагерные мероприятия: интеллектуальные игры, костер, спектакль, дискотека и т.п. В течение всей смены проходят турниры по различным видам спорта, от волейбола и футбола и до шахмат.

Обучение в ЛКШ заканчивается зачетами по теории и практике. Перед зачетами школьникам дается два дня на подготовку – в эти дни нет учебных занятий, но есть консультации, и открыты компьютерные классы. Именно в процессе подготовки, а иногда и во время зачета школьники окончательно разбираются с темами, которые были рассказаны на лекциях.

Среди некоторых школьников и их родителей распространено мнение, что ЛКШ готовит к олимпиадам по программированию. Однако напрямую такой цели нет, в отличие от сборов по олимпиадной подготовке. Скорее успехи участников школы на олимпиадах по программированию являются следствием проделанной работы. В результате оказывается, что и выпускники ЛКШ уверенно выступают на олимпиадах, и, наоборот, олимпиадники стремятся приехать в школу.

Цели ЛКШ

ЛКШ существует с 1999 г. Изначально она была летним лагерем для учеников одной школы, но достаточно быстро стала расширяться. Сначала на смены приезжали ученики из соседних регионов, а с 2004-2005 года школа стала сначала Всероссийской, а потом и международной: школьники приезжали со всей страны от Санкт-Петербурга до Барнаула, а также из-за рубежа.

За время существования ЛКШ ее роль изменилась. Если в начале 2000-х для многих школьников, особенно из глубинки, ЛКШ была единственным местом, где они могли изучать программирование на хорошем уровне, то с развитием сети Интернет, появлением дистанционных курсов и тестирующих систем возможность учиться появилась у всех. Сейчас школа ставит цель заинтересовать, создать стимулы, задать направление для дальнейшей самостоятельной работы.

Другая важная цель — дать школьникам возможность познакомиться, пообщаться с ребятами, увлеченными общим делом. Например, трое наших выпускников, познакомившихся именно в ЛКШ, организовали стартап в Португалии.

Практически все преподаватели ЛКШ имеют опыт участия и/или организации олимпиад по программированию, в том числе многие входят в жюри олимпиад различного уровня — вплоть до заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников. Многие преподаватели работают в ведущих IT-компаниях (ВКонтакте, Яндекс, Google и др.).

Несколько крупных IT-компаний оказывают спонсорскую поддержку ЛКШ. Эти деньги идут на снижение оргвзноса для сильных школьников, а также для школьников, которые не имеют возможности оплатить оргвзнос в полном объеме.

Компании поддерживают ЛКШ, во-первых, потому что сразу видят, на что используются спонсорские деньги, а во-вторых, многие выпускники ЛКШ в дальнейшем идут работать в эти же IT-компании. Сотрудники ИТ-компаний также могут не только преподавать полный курс в смене, но и провести несколько спецкурсов.

Стоит отметить, что сотрудничество школьного и вузовского образования, а также представителей индустрии в рамках одного образовательного проекта дает свои плоды. Помимо уже упомянутых выше успехов в олимпиадах по программированию, а также последующего устройстве на стажировки или работу в ведущие IT-компании России, есть еще один важный результат деятельности школы.

Как показывает многолетняя практика, ЛКШ задает стандарты ИТ-образования в России. К примеру, в 2011 году школа перешла на преподавание в младших параллелях на языке Python, потому что это показало свою эффективность. Тогда в России Python почти не использовался для обучения школьников. Сейчас во многих сильных школах России идет преподавание на Python, и таких школ становится с каждым годом все больше.