• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Тел.: +7 (495) 772-95-90 * 12332

computerscience@hse.ru

125319, Москва, Кочновский проезд, д. 3 (недалеко от станции метро "Аэропорт"). 

 

Руководство

Декан — Аржанцев Иван Владимирович

 

Первый заместитель декана факультета — Вознесенская Тамара Васильевна

 

Заместитель декана по научной работе и международным связям — Объедков Сергей Александрович

 

Заместитель декана по административно-финансовой работе — Плисецкая Ирина Александровна

Computer Science Center: зачем студентам технических вузов дополнительное образование?

Екатерина Лебедева

Координатор академических программ Яндекса

 

Для подготовки специалистов высокого уровня университетское образование должно успевать за научным и индустриальным прогрессом в соответствующей предметной области. IT-индустрия растёт быстро, и это требует от вузов быстрой реакции, например, добавления новых дисциплин в программу. Вузам это не всегда удаётся, поэтому в России развиваются площадки дополнительного образования от IT-компаний и научных институтов.

Например, с 2005 г. Академия современного программирования предлагала студентам технических специальностей очные вечерние занятия в Санкт-Петербурге. Программа дополняла предлагаемое в вузе образование: она содержала недостающие курсы из Software Engineering Curriculum – международного образовательного стандарта в области разработки программного обеспечения.

Два года спустя появился Computer Science клуб (CS клуб) при Санкт-Петербургском отделении Математического института Российской Академии наук (ПОМИ РАН), который был открыт для всех желающих. Цель Клуба — рассказать как можно большему числу студентов и IT-специалистов про computer science, показать, какие задачи решаются в этой области, и заинтересовать наукой.

Тогда же, в 2007 году, в Москве начала работу Школа анализа данных Яндекса (ШАД) – двухлетние курсы дополнительного образования в области компьютерных наук, организованные компанией Яндекс. В Школе преподают дисциплины, которые обычно не входят в университетскую программу и связаны с анализом данных. Как и Академия современного программирования, ШАД дополняет образование, предложенное в вузах, но в своём направлении.

В 2011 году ШАД приняла решение расшириться и открыть отделение в Санкт-Петербурге. К тому моменту Академия и Клуб уже были достаточно известны, а их организаторы и преподаватели сильно пересекались. При этом конфликта интересов не было: Академия доступна только для студентов, прошедших конкурсный отбор, а Клуб – для всех желающих. Добавлять ещё один образовательный проект казалось не лучшим решением: преподаватели снова должны были бы вести курсы и там, и там, а среди студентов появилась бы дополнительная конкуренция.

Давайте на примере Computer Science Center (CS центр) в Санкт-Петербурге посмотрим, на кого рассчитано дополнительное образование в области IT, каким образом выстроен учебный процесс и, самое главное, для чего это нужно самим студентам и организаторам.

Объединив усилия, организаторы Академии, Клуба и Школы создали CS центр и его направления. За направление Computer Science отвечает CS клуб. Направление Data Mining можно рассматривать как филиал ШАД. Академия современного программирования преобразовалась в направление Software Engineering. Поскольку Академия существовала при активной поддержке компании JetBrains, то именно JetBrains отвечает на направление Software Engineering.

Первое время студенты поступали на конкретное направление и учились по фиксированной программе, как это было и в Академии, и в Школе. Чуть позже стало понятно, что студенты, которые учатся на направлении Software Engineering, интересуются ещё и анализом данных, а студенты Data Mining – более теоретическими задачами computer science, и так далее. Тогда программа стала более гибкой, и с тех пор студенты могут выбирать больше половины курсов самостоятельно в зависимости от того, что им интересно.

Выбор действительно есть: ещё одна задача CSC – искать специалистов в области информационных технологий и помогать им делиться знаниями с начинающими программистами. Коллекция курсов Центра насчитывает сорок дисциплин, некоторые преподаются каждый год, другие – раз в два года или реже. Сорок – это не считая курсов CS клуба, которые тоже присутствуют в программе в качестве курсов по выбору.

Большинство курсов записаны на видео и лежат в открытом доступе, но это не всё. CS центр занимается дополнительным образованием не только для тех, кто живёт в Санкт-Петербурге. Подготовив несколько онлайн-курсов, Центр совместно с Академическим университетом (СПбАУ РАН) запустил онлайн-программу по основам программирования. Программа состоит из двенадцати полусеместровых курсов, которые дают базу и обзор областей для начинающего программиста.

В этом году выпускниками онлайн-программы стали 129 человек, уже не только из Петербурга, но и из других городов – так Центр расширяет географию и аудиторию. Курсы онлайн-программы проходят как студенты, так и специалисты из других сфер, которые хотят сменить деятельность или научиться решать свои задачи с помощью программирования.

С 2011 года в CS центре учились или сейчас учатся около 500 студентов, из них 116 стали выпускниками, еще 185 в данный момент учатся. Нагрузка на студентов Центра предполагается высокая: около 20 часов в неделю. Не все с ней справляются, поэтому и не все доходят до выпуска. Когда у студента возникают проблемы на основном месте учёбы или появляется потребность в работе, дополнительное образование – это то, чем он может пожертвовать без видимых потерь. Центр относится к этому с пониманием. Некоторым становится неинтересно, но таких меньшинство.

Поступающих больше с каждым годом: учащиеся рассказывают своим одногруппникам в университете о CSC, и это работает лучше, чем другая реклама. На собеседованиях часто звучит вопрос: “Почему вы поступаете в CSC?” – и самый популярный ответ: “Не хватает практики в университете”.

Участие в практиках или в исследованиях готовит студентов к решению задач, с которыми они столкнутся в работе. Это отдельная часть обучения, которая стоит наравне с прохождением курсов. Без практики или исследования студент не станет выпускником, поэтому поиск актуальных проектов – большая задача для Центра.

Быстро развивающейся IT-индустрии необходимо место для подготовки новых специалистов, где программа обучения будет так же стремительно меняться. Обычно в вузе образовательная программа составляется на несколько лет вперёд и успевает очень быстро устареть. Центру гораздо проще давать необходимые здесь и сейчас знания,  готовить студентов к работе в IT-компаниях без переобучения и экспериментировать с форматами. Выпускники CS центра – начинающие IT-специалисты с опытом работы в приближенных к реальной жизни проектах, широким кругозором и сформировавшимися интересами в индустрии.

За пять лет глобальная цель Центра осталась прежней, но разделилась на несколько более конкретных. Первая – отбирать мотивированных студентов и молодых специалистов и за два-три года давать теоретическую и практическую базу для научной работы или промышленного программирования. Вторая – искать специалистов в различных областях и давать им возможность передавать знания другим. Третья – распространять эти знания не только на учащихся из Санкт-Петербурга, но и всем желающим в онлайн-формате.

CS центр идёт к своим целям, но их содержание всё время меняется: нужно каждый год обновлять программу и состав курсов, раз в семестр искать проекты для практики или для научно-исследовательской работы, постоянно искать новых преподавателей. Так появляется ещё одна цель Центра – делать предлагаемое образование актуальным и не останавливаться.

Получается, что кроме интереса преподавателей и организаторов к повышению общего уровня образования, самим IT-компаниям полезно участвовать в организации образовательных программ в дополнение к вузу.

Только что выпускника вуза сначала берут на работу стажёром. Во время стажировки у него есть наставник — программист более высокого уровня. Так в затраты на обучение стажёра входит не только его зарплата, но и часть зарплаты и времени работы наставника. При этом часто стажёры покидают компанию в первый год работы. Если стажёр приходит из образовательной программы, организованной при участии компании, часть знаний он уже получил, поэтому быстрее становится самостоятельным сотрудником.

Обучать группу студентов до начала работы в компании выгодно не только с точки зрения затрат — выпускники сразу понимают, какими задачами они будут заниматься и какие навыки от них требуются. В рамках преподавательской деятельности сотрудники компаний получают возможность не только давать студентам знания, но и транслировать ценности и культуру, принятую в профессиональной среде.

Это важно и для многих студентов — они начинают ориентироваться в IT-индустрии и лучше представляют, чем хотят заниматься. Они получают необходимые для этого знания не только в теории, но и на практике. Дополнительное образование позволяет закрыть теоретические пробелы, которые бывают в университетской программе, и даёт возможность реализовать эти знания при решении практических задач и под руководством более опытных людей из индустрии.