• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ИППИ РАН: как научный институт взаимодействует с университетами

Соболевский Андрей Николаевич

ВРИО Директора ИППИ РАН

 

Начиная с 2010 г. в российских вузах и научно-исследовательских организациях наметилась тенденция, которая свидетельствует о падении интереса выпускников вузов к обучению в аспирантуре и занятию наукой. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, за период с 2010 по 2015 гг., во-первых, снизился прием в аспирантуру – с 54 558 до 31 647 чел., во-вторых, доля выпускников аспирантуры, защитивших кандидатскую диссертацию – с 28,5% до 18,0%.

Данные приведены по всем российским организациям, занимающимся подготовкой аспирантов, причем и научно-исследовательские институты, и вузы показывают отрицательную динамику. Так, за это время прием в вузовскую аспирантуру сократился на 42%, в аспирантуру научных институтов – на 37%. Доля защитившихся выпускников в вузах упала с 30,3 до 18,8%, в НИИ – с 16,8% до 11,5%.

В условиях падения интереса со стороны студентов к обучению в аспирантуре и защите кандидатской, огромное значение приобретает работа научных институтов со студентами.  Институт проблем передачи информации Российской академии наук (ИППИ РАН),  является одной из самых активных научных организаций в плане совместной работы с университетами в области компьютерных наук. У института семь совместных образовательных с партнерами-вузами.

В этой статье на примере ИППИ РАН рассматривается, как устроено взаимодействие научных институтов с университетами, как им удается выдерживать конкуренцию за студентов с IT-компаниями, а также для чего это нужно научным организациям и самим студентам.

В начале 1950-ых годов ИППИ стал первым в СССР специализированным центром фундаментальных исследований по проблемам связи. Директором института стал выдающийся ученый и инженер Александр Харкевич.

С появлением в середине XX века современной связи, масштабной логистики и компьютеров математика впервые получила непосредственное применение в технологической сфере. Раньше инженеры обращались к механикам, химикам или физикам, а те уже применяли в своих исследованиях математический язык. Теперь же математики со своими теоремами и понятиями стали непосредственными партнерами инженеров.

На этом стыке и возникла та область технических наук, которую мы сейчас называем «компьютерными науками».

Сейчас основными направлениями деятельности института являются проведение фундаментальных научных исследований и прикладных разработок в областях передачи и обработки информации, информационных процессов в технических и живых системах, компьютерной лингвистики и биоинформатики.

Как уже было сказано, сейчас у института семь образовательных программ с партнерами-вузами. Две программы реализуются в Московском физико-техническом институте (МФТИ, Физтех), одна на факультете биоинженерии и биоинформатики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (МГУ). Еще две образовательные программы по математике есть в бакалавриате и магистратуре факультета математики Высшей школы экономики (ВШЭ), и, наконец, две программы – «Математические методы оптимизации и стохастики» и «Анализ данных в биологии и медицине» – доступны для студентов магистратуры факультета компьютерных наук ВШЭ.

С самого начала работы института возник вопрос объединения исследователей из разных научных областей в один работоспособный коллектив. Он был актуален в особенности в связи с приходов в институт биологов – передача и обработка информации в живых системах совершается эффективно, и разобраться в том, как именно это происходит – значит, многому научиться и в технике.

Ответ нашелся благодаря тому, что в ИППИ стали приходить выпускники МФТИ (Физтеха, как его называют в России). В этом ведущем техническом университете реализованы два принципа построения обучения: широкий дисциплинарный охват (так, именно в 1950-х годах в МФТИ стали готовить биофизиков) и так называемая «система Физтеха», при которой на старших курсах обучение происходит непосредственно на территории научных и технологических организаций-партнеров, которые на Физтехе принято называть «базами». Кроме лабораторной работы, «на базах» читаются и обычные лекционные курсы, но лекторами являются ведущие ученые – сотрудники базовых организаций, а не профессора МФТИ.

За счет образовательной компоненты «система Физтеха» более интенсивна, чем традиционные стажировки (internships). В чем-то возникающий симбиоз образования и науки можно сравнить с Unités mixtes de recherche – лабораториями французского Национального центра научных исследований (Centre National de Recherche Scientifique), создаваемых в партнерстве с университетами. Однако основой «системы Физтеха» является образовательная, а не научно-исследовательская единица – кафедра, а не лаборатория.

В СССР «система Физтеха» была успешно реализована не только в МФТИ, но и в Новосибирском государственном университете, который расположен в Новосибирском Академгородке – крупнейшем в России научном кластере за пределами Москвы. В новой России «система Физтеха» вошла в практику и в других динамично развивающихся вузах.

Эта система законодательно закреплена в принятом в России в 2012 г. законе об образовании, где «базовая кафедра» выделена как специальная форма организации партнерства вуза и исследовательской организации при реализации образовательной программы.

Система базовых кафедр позволяет студентам достичь лучшей адаптации к требованиям рынка труда за счет опыта интенсивной работы и обучения в компаниях и научных организациях – лидерах своих отраслей.

Студенты Физтеха приходят в ИППИ с 3 курса. Они начинают приходить в институт раз в неделю, потом всё чаще, и впоследствии защищают две выпускные работы – бакалаврскую и магистерскую. Сильные студенты «приживаются» и начинают работать либо в институте, либо в одной из его технологических спин-офф компаний. Для студентов Физтеха прийти в ИППИ в магистратуру, если они не учились в соответствующем бакалавриате – это не совсем обычная траектория.

Партнерство ИППИ с Вышкой устроено иначе. Руководство НИУ ВШЭ стремится к тому, чтобы в магистратуру шли люди со всей страны, и она получается в каком-то смысле «оторванной» от бакалавриата. Однако для того, чтобы хорошо подготовить специалиста-исследователя к научной работе, двух лет не хватает. Поэтому в партнерстве с ВШЭ сложилась иная практика: студенты приходят в ИППИ в магистратуру, а затем, если всё получается, переходят в аспирантуру, что и дает в совокупности 5-6 лет подготовки.

Ожидается, что по аналогичной схеме будет развиваться сотрудничество ИППИ со Сколковским институтом науки и технологий – новым техническим университетом, созданным при участии MIT несколько лет назад, и ориентированном на подготовку технологических инноваторов.

Что касается МГУ, то в тесном сотрудничестве с ИППИ работает целый факультет биоинженерии и биоинформатики. Это дает возможность начать плодотворную работу со своими будущими коллегами с самых первых курсов.

Важный элемент взаимодействия с вузами – институту приходится считаться с их политикой в вопросах распределения студентов. Где-то студентам предоставлена полная самостоятельность в плане выбора своего будущего, где-то их активно стараются внедрить в сильный научный центр.

Сегодня ИППИ РАН – современный научный, образовательный и инновационный центр. В системе Института развиваются спин-офф компании в сфере анализа данных и математического моделирования, профессиональной связи, систем технического зрения.

Для научных сотрудников взаимодействие с вузами – это возможность подготовить себе смену. Преподаватели в вузах и исследователи в институтах выполняют пусть и похожие, но всё-таки разные роли. Одни учат и занимаются наукой, чтобы повышать свою квалификацию, другие занимаются наукой и учат, чтобы кто-то в будущем пришел им на смену.

Ее непросто найти, но еще труднее эту смену удержать – глобализация заставляет конкурировать за молодых специалистов с компаниями и научными организациями по всему миру. В этом смысле важны конкурентные зарплаты, но также огромную роль играет интерес к работе.

Научная работа требует индивидуального отбора, и коллектив научной группы или лаборатории редко бывает многочисленным. Однако при начале работы со студентом никто – ни он сам, ни его научный руководитель – не может предсказать, будет ли научная работа успешной. Поэтому поток студентов через базовую кафедру и лаборатории ИППИ должен превышать собственную потребность института в новых исследователях. Куда же уходят те, кто не остается в институте?

Специфика исследований ИППИ как института, работающего в области компьютерных наук и информационно-коммуникационных технологий, предполагает перенос результатов научной деятельности в индустрию. Такой трансфер может совершаться как через выполнение научно-исследовательских рабо по договорам с промышленными компаниями, так и через создание спин-офф компаний («малых инновационных предприятий» в терминологии российского законодательства), предназначенных для доводки и коммерциализации созданных в результате фундаментальных научных исследований прототипов технологий.

Благодаря этому сильному студенту, обучающемуся на базовой кафедре вуза в ИППИ, доступен достаточно комфортный выбор профессиональной траектории между фундаментальными исследованиями и промышленностью.