Шесть лекций о лингвистике на факультете компьютерных наук
Для участия в мероприятии необходимо зарегистрироваться.
6 апреля 16:40, ауд. 509
Грамматическая система и грамматикализация
Каким образом мы понимаем друг друга? Предположим, что дело в словах, которые называют все окружающие нас сущности. Но есть такая известная фраза: “Гло́кая ку́здра ште́ко будлану́ла бо́кра и курдя́чит бокрёнка”, где слова ненастоящие, но почему-то всё понятно. Дело тут как раз в грамматике, которая даёт нам дополнительную информацию о каждом слове и о предложении в целом, и таким образом мы понимаем, о чём идёт речь. А может ли обычное слово превратиться во что-то грамматическое? Например, в частицу, обозначающую будущее время, или даже перестать быть отдельным словом и сделаться морфемой? Как это происходит? Во всех ли языках? Об этом мы и будем говорить на лекции.
13 апреля 16:40, ауд. 509
Как можно изучать другие языки, при этом не говоря на них? Почему языки такие разные?
Школа лингвистики: Преподаватель
20 апреля 16:40, ауд. 509
Звуки речи — константы и переменные
Школа лингвистики: Преподаватель
Мы обмениваемся мыслями на расстоянии. Фантастика? Вовсе нет: так работает человеческий язык. Фонетика — раздел лингвистики, изучающий звучащую речь — занимается самыми осязаемыми свойствами единиц языка. Современная фонетика — дисциплина на границе лингвистики, физиологии и акустики, невозможная без специального программного обеспечения, статистики и программирования. Фонетисты решают и прикладные задачи (постановка произношения, создание письменностей, распознавание и синтез речи, лингвистическая судебная экспертиза), и теоретические — они помогают понять, как устроены язык и мышление вообще. Бывают ли языки, где совсем нет гласных? Сколько разных звуков может произнести и услышать человек? Как слышат наш язык иностранцы? Каким русский звучащий язык был тысячу лет назад и почему изменился? На лекции слушатели смогут понаблюдать за самими собой, услышать звуки других языков и самостоятельно найти ответы на некоторые вопросы.
27 апреля 16:40, ауд. 509
Пространство вокруг нас — и в языке
Школа лингвистики: Ассистент
Как язык кодирует пространственные отношения? Почему возникает идея движения там, где ситуация, казалось бы, статична? Как в разных языках передается пространственное положение объекта относительно воспринимающего субъекта или ориентира (справа-слева, вверху-внизу)? О картировании пространства и намерениях говорящего, связанных с маркированием положения объекта, о правилах речевого обозначения координат речь пойдет в связи с лингвистическими представлениями когнитивной науки, теории метафоры, речевой прагматики.
11 мая 16:40, ауд. 509
Социолингвистика (Язык и общество)
Школа лингвистики: Приглашенный преподаватель
Языком пользуются живые люди — а значит, язык не существует в отрыве от общества, которое на нём говорит. Мы постоянно замечаем, как общество влияет на язык, — например, когда создаём новые слова для новых реалий, подбираем правильное обращение в деловом письме или пытаемся объяснить нейросетѝ специфику русской культуры. Но и язык тоже влияет на общество — вспомнить хотя бы нелёгкую судьбу переводов (в том числе машинных) и переводчиков, которых не критикует только ленивый. Эта лекция — о непростых отношениях языка и социума: кто, как, когда и зачем пользуется разными языками, к чему это всё приводит и почему социальный контекст важен в любых науках, даже точных.
18 мая 16:40, ауд. 509
О жестикуляции, сопровождающей речь
Школа лингвистики: руководитель