• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как связать математику и высокие технологии?


Декан факультета компьютерных наук Вышки И. В. Аржанцев поговорил с High School Press о том, почему факультеты стоит укрупнять, зачем математикам гуманитарные курсы и каких качеств не хватает современным студентам.

Как связать математику и высокие технологии?


***

Структура ВШЭ в этом году подверглась изменениям: были созданы несколько объединенных факультетов. Как бы Вы, Иван Владимирович, определили перспективы такого объединения конкретно для своего факультета?


Факультет компьютерных наук возник как раз в рамках проекта по формированию мегафакультетов ВШЭ. Мы появились вторыми, после факультета коммуникаций, медиа и дизайна. В состав нашего факультета как департаменты вошли два отделения Вышки – отделение прикладной математики и информатики и отделение программной инженерии. На новом факультете появился департамент больших данных и информационного поиска. Помимо департаментов у нас три базовые кафедры: для качественного обучения компьютерным наукам важно взаимодействие с профильными научными институтами и IT-компаниями. Также на факультете работает две лаборатории – международная и научно-учебная. Я уверен, что объединение открывает перед факультетом отличные перспективы.
 
 Как повлияют подобные заимствования международного «стиля» организации университетов на зарубежные связи Вышки?
 

Мне кажется, нашим зарубежным партнерам новая структура Вышки будет ближе и понятнее. И от этого станет проще сотрудничать.
Несколько лет назад я работал в Тюбингенском университете в Германии и наблюдал за процессом укрупнения факультетов там. Основные цели укрупнения – оптимизация управления и администрирования и повышение конкурентоспособности факультетов на мировом уровне. Насколько я знаю, после укрупнения Тюбингенский университет значительно поднялся в общегерманском рейтинге.

На каком этапе, уровне развития находится computerscience в России?

На этот вопрос трудно ответить однозначно. Когда мы только задумались о создании факультета, мы составили список основных направлений современных компьютерных наук. В списке было примерно 20 пунктов. Оказалось, что около половины направлений в России представлены слабо или не представлены вовсе. Зато по другим направлениям у нас есть сильные научные школы и активные научные группы, конкурентоспособные в мировом масштабе.  Это и теоретическая информатика, и информационный поиск, и машинное обучение, и компьютерное зрение, и ряд других областей.  На факультете мы стараемся соблюсти баланс между теоретическими и практически ориентированными направлениями.

Программисты из России ценятся за рубежом. Это говорит о качестве образования в сфере IT в нашей стране?

Думаю, что да. Наше образование отличается фундаментальностью, и в этом есть безусловные плюсы. Специалисту с широким кругозором проще включаться в новые направления и добиваться там заметных результатов.

Университет активно поддерживает гуманитарные и социальные науки, хотя его основной профиль – экономика. Говорит ли такая политика о каких-то общих тенденциях в российском и вообще в мировом образовании?

Подождите, а как же мы? Не могу согласиться с тем, что основной профиль Вышки – экономика: также она активно поддерживает социальные и гуманитарные науки, и точка. Видя внимание и интерес к факультету компьютерных наук, я могу утверждать, что прикладная математика и программная инженерия не менее значимы для нашего университета. Отвечая на вопросы абитуриентов, нам периодически приходится развеивать страхи в отношении слова “экономика” в названии университета и убежать, что информатика и математика не являются здесь науками второго плана. Успехи созданного семь лет назад факультета математики это подтверждают.
И что касается второй части вопроса – да, переход от узкой специализации университетов к широкому спектру направлений подготовки и проведения исследований это, безусловно, мировой тренд.
 
Среди многих молодых людей, готовящихся поступать в университеты, бытует мнение о бесполезности и неэффективности гуманитарных наук. Как бы Вы прокомментировали такую позицию будущих студентов?

Давайте разделим два аспекта. Первый – абитуриент рассматривает гуманитарную специализацию в качестве основной. Я думаю, тут важно сочетание, с одной стороны, кругозора и эрудиции, с другой – глубоких специальных знаний. Например, если работа гуманитария связана с конкретной страной или историческим периодом, мне кажется, важно уметь читать источники в оригинале. Это делает ученого настоящим профессионалом.  Если же речь идет о гуманитарных курсах на факультетах другого профиля, например, математических, то могу подтвердить, что проблема есть. Бытует мнение, что гуманитарные курсы навязываются неким мифическим “начальством”, являются неизбежным злом, и их нужно сводить к минимуму. На встречах с абитуриентами нас спрашивали, сможем ли мы на новом факультете минимизировать гуманитарные предметы. По лицам присутствующих было видно, что около половины ребят не уверены в целесообразности такой минимизации, но вступать в полемику не хотят.  Что греха таить, эта репутация сформировалась не без помощи преподавателей гуманитарных дисциплин. Для непрофильного курса должно быть либо четкое понимание, чем он полезен для слушателей, либо рассказ должен быть захватывающе интересным. А лучше и то, и другое.  Сознаюсь, когда я сам учился на мехмате МГУ, посещением обязательных лекций не злоупотреблял. Но был курс, где я не пропустил ни одной лекции. Это был курс философии лектора А.Г. Барабашева. До сих пор помню, например, лекцию о Фоме Аквинском и регулярно возвращаюсь к некоторым ее тезисам.  Придя в Вышку, рад был встретить Алексея Георгиевича в качестве научного руководителя одного из факультетов. Надеюсь, он не откажется прочитать курс философии на факультете компьютерных наук.
В новую образовательную программу по прикладной математике и информатике в число курсов профессионального цикла мы включили курсы “Психология в информационных технологиях” (на программной инженерии такой курс читается уже несколько лет) и “Математические методы в экономике”. Рассчитываем, что эти курсы помогут сломать негативные стереотипы.

Чем отличаются выпускники неэкономических факультетов ВШЭ от выпускников других вузов? Что дает им преимущества?

Мне сложно говорить обо всех факультетах сразу, но я попробую. В первую очередь, это высокий уровень подготовки и ориентация большинства наших образовательных программ на конкретные, понятные цели. Так, выпускники нашего факультета смогут работать в ведущих IT-компаниях и уже в процессе учёбы получат нужную для этого базу знаний — в этом очень помогает Яндекс, разработавший новую образовательную программу по прикладной математике и информатике. Также выпускники Вышки отличаются развитыми коммуникативными навыками, имеют сильную языковую подготовку.
 
Какие черты современных студентов Вас удивляют?

Некоторая пассивность и инфантилизм в научной работе. Активность и целеустремленность часто смещаются в сторону креативности. А для научной работы нужно много думать, читать и писать. Да, это не самое веселое занятие, но всегда находились люди, которые хотели заниматься именно этим. Таких людей не должно быть много, но в последнее время их как-то слишком немного. В студенческие годы у всех есть возможность попробовать себя в этой работе. Не обязательно заниматься этим всю жизнь, но попробовать серьезно, с погружением и полной отдачей, мне кажется, стоит. Коллега, с которым мы более 20 лет назад студентами пришли заниматься к одному научному руководителю, недавно выразил это ощущение в эмоциональной форме: “Скажи, разве нас в те годы нужно было как-то дополнительно мотивировать и заинтересовывать? Постоянно развлекать, увлекать какими-то супер темами, регулярно напоминать о необходимости писать работы? Мы сами понимали, что хотим добиться результатов в науке, и были благодарны любой помощи от старших. Это было нужно в первую очередь нам”. В общем, здесь есть проблема. Но что-то я увлекся старческим брюзжанием….
 
High School Press: Дарья Котова

Редактор - Георгий Володарский
Фото: ТелеВышка