• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Тел.: +7 (495) 772-95-90 * 12332

computerscience@hse.ru

125319, Москва, Кочновский проезд, д. 3 (недалеко от станции метро "Аэропорт"). 

 

Руководство

Декан — Аржанцев Иван Владимирович

 

Первый заместитель декана факультета — Вознесенская Тамара Васильевна

 

Заместитель декана по научной работе и международным связям — Объедков Сергей Александрович

 

Заместитель декана по административно-финансовой работе — Плисецкая Ирина Александровна

Мероприятия
Образовательные программы
Бакалаврская программа

Прикладная математика и информатика

4 года
Очная форма обучения
100/80/15
100 бюджетных мест
80 платных мест
15 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Программа двух дипломов НИУ ВШЭ и Лондонского университета "Прикладной анализ данных"

4 года
Очная форма обучения
50/10
50 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Бакалаврская программа

Программная инженерия

4 года
Очная форма обучения
80/80/15
80 бюджетных мест
80 платных мест
15 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Анализ данных в биологии и медицине

2 года
Очная форма обучения
15/5/3
15 бюджетных мест
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Математические методы оптимизации и стохастики

2 года
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Науки о данных

2 года
Очная форма обучения
55/15/6
55 бюджетных мест
15 платных мест
6 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Системная и программная инженерия

2 года
Очная форма обучения
20/10/12
20 бюджетных мест
10 платных мест
12 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Системное программирование

2 года
Очная форма обучения
20/10/5
20 бюджетных мест
10 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Статистическая теория обучения

2 года
Очная форма обучения
20/5/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Финансовые технологии и анализ данных

2 года
Очная форма обучения
30/3
30 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Статья
Colourings of Uniform Hypergraphs with Large Girth and Applications

Shabanov D. S., Kupavskii A.

Combinatorics Probability and Computing. 2017.

Глава в книге
A Fast Scaling Algorithm for the Weighted Triangle-Free 2-Matching Problem

Artamonov S., Babenko M. A.

In bk.: Combinatorial Algorithms. 26th International Workshop, IWOCA 2015, Verona, Italy, October 5-7, 2015, Revised Selected Papers. Vol. 9538. Switzerland: Springer International Publishing, 2016. P. 25-37.

Глава в книге
Any-Angle Pathfinding for Multiple Agents Based on SIPP Algorithm

Yakovlev K., Andreychuk A.

In bk.: Proceedings of the 27th International Conference on Automated Planning and Scheduling (ICAPS 2017). Palo Alto: AAAI Press, 2017. P. 586-594.

Статья
Cohomology of toric origami manifolds with acyclic proper faces

Ayzenberg A., Masuda M., Park S. et al.

Journal of Symplectic Geometry. 2017. Vol. 15. No. 3. P. 645-685.

Лауреаты стипендии Ильи Сегаловича рассказали, почему они выбрали компьютерные науки

12 сентября в Библиотеке имени Н.А. Некрасова прошел первый в этом учебном году “Я-Айтишник”. Студенты факультета рассказали школьникам о том, что мотивировало их заняться компьютерными науками, почему программирование – это магия, и как выбрать дело для души. Мероприятие было приурочено ко Дню программиста и Дню рождения одного из со-основателей Яндекса Ильи Сегаловича, лауреатами стипендии которого являются выступавшие студенты.

 

Полина Святокум,

студентка 3 курса образовательной программы “Прикладная математика и информатика”

Программированием я начала заниматься, когда передо мной встал вопрос о выборе вуза и направления, по которому я буду обучаться. Я не хотела заниматься чистой математикой и исследованиями: не всем интересно двигать науку вперед и не все на это способны. Пришлось смешивать интерес к математике с интересом к другим предметам. Выбор был между физикой и информатикой, и колебалась я недолго, так как физику не любила. 
Так я стала заниматься олимпиадами – я не знаю, как по-другому влиться в предмет. Вот такое тяжелое детство: не знаешь как учиться, когда нет олимпиад. Последние два года до поступления выглядели примерно так: я проверяю онлайн-список предстоящих олимпиад, контестов, и выбираю из них то, что мне хочется писать. В определенный день я выпадаю из жизни на 2-5 часов, потом выхожу из комнаты с грустным или веселым лицом, и от этого мои соседи или родители решают, стоит со мной сегодня общаться или нет. 
На самом деле со стороны олимпиады выглядят не очень впечатляюще. Кто-то пытается из этого сделать шоу: например, финал командного чемпионата мира по спортивному программированию транслируют по всему миру. Но на самом деле выглядит это так: в течение 5 часов вам показывают, как люди сидят за монитором и что-то пишут, иногда комкают бумажки и выбрасывают их, а еще у некоторых есть плюшевые игрушки, которые они подносят к камере – вот это интересно. В остальном ничего интересного не происходит – все самое захватывающее в головах у тех, кто решает задачи. 
Есть олимпиады, которые ты пишешь онлайн, например, из дома, а есть те, ради которых приходится летать в Новосибирск или оформлять визу в Америку. В последний раз я летала в Болгарию на олимпиаду по математике (прим.: на ICM 2016 Полина завоевала золотую медаль). Она длилась 7 дней, из которых мы писали всего два, а остальные дни была развлекательная программа. Есть олимпиады, которые проходят в более короткие сроки. Олимпиады по программированию почти всегда такие – нет времени повеселиться или пообщаться с людьми на отвлеченные темы. А еще на олимпиадах дают призы – футболки или что-то покруче. 
В последнее время я решила заняться не только участием в олимпиадах, но и преподаванием олимпиадной математики. Рассказывать другим людям что-то – это в принципе интересно, но самый замечательный момент случается тогда, когда ты сначала объяснил какой-то материал, а потом школьник сдает тебе задачи и ты понимаешь, что он тебя действительно услышал. Ощущение, что ты смог что-то вложить в чужую голову, будто бы ты оставил след в чужой жизни, оно похоже на то ощущение, которое я испытала от решения олимпиадных задач: я что-то сделала, а у других это не получилось. В Высшей школе экономики у меня есть возможность работать учебным ассистентом, помогать студентам на курс или два младше справляться с “домашками”, объяснять им непонятный материал, и помогать преподавателю проверять эти самые “домашки”. 
Я считаю, что у каждого есть возможность заниматься тем, чем он хочет. Если вам нравится программирование – занимайтесь им, если вам не нравится – не занимайтесь, даже если вам говорят: “Это перспективная отрасль”. Конечно, я не могу представить мир, в котором программисты будут не нужны. Возможно, это потому что я молодая и  родилась тогда, когда уже появился интернет. Но главное, мне нравится учиться алгоритмам и учиться программировать, и именно поэтому я это делаю.

 



Антон Савостьянов,

студент 4 курса образовательной программы “Прикладная математика и информатика”

Я горжусь тем, что ношу звание лауреата стипендии Сегаловича. В некотором смысле Илья Сегалович повлиял на то, что я начал серьезно заниматься математикой и программированием. Если я правильно помню, в 7 классе в Костромской области, в лагере Берендеевы Поляны, в котором традиционно проводится множество программистских, математических и других мероприятий для школьников. В первый раз имя Ильи Сегаловича я услышал там – Яндекс спонсировал эти школы. 
Для меня занятие математикой и сопряженным с ней программированием – это скорее об ощущениях. Вовсе не о том, ради чего ты сидел три дня, считал что-то на компьютере, построил модель, которая помогает предсказать действие нового лекарства. Это все полезно, но не объясняет главного. “Людям надо” – для меня не ответ на вопрос, почему это надо мне. 
Я периодически занимаюсь со школьниками. В родном Тамбове и здесь, в Москве, мне посчастливилось работать и со школьниками, и со студентами. И каждый раз мне задают вопрос: “Почему ты решил всем этим заниматься?” Обычно я отвечаю так. В детстве все собирали пазлы, и вот момент, когда два кусочка друг к другу подходят – он довольно специфический. Это момент локального счастья: вы взяли набор из 2000 кусочков и каким-то непонятным образом, складывая их, вы получаете разумную картинку. 
Математика для меня – это когда из набора кусочков получается красивый, понятный правильный рисунок. Только вот набор из кусочков здесь бесконечный, и это немного разочаровывает, потому что поиск может продолжаться неограниченное время. Эта идеальность момента, когда у тебя нет ничего лишнего и ничего недостающего, и твоя картинка сошлась, – она бесценна.
Периодически у меня бывают стажировки в Венском университете. Там ведутся исследования по экологии, биологии, решаются задачи для ООН о выживаемости планктона в Гольфстриме и распространению вирусов в Африке. Компьютерные науки – это не только то, что связано с интернетом, приложениями под iOS, или машиной Тьюринга – это не так. На самом деле, это еще и исследования, связанные с эпидемиологией, демографией, экологией и, в частности, у нас на факультете они успешно ведутся. 
С одной стороны, вы можете этим заниматься, приносить пользу и получать соответствующую зарплату. С другой стороны, в исследованиях много рутины, как и в любом другом занятии. Идея о зарплате не должна становиться аргументом, которым вы объясняете выбор того или иного университета и деятельности. Главный вопрос, которым стоит руководствоваться при выборе профессии: “Если я от этого получаю удовольствие, я готов этим заниматься серьезно?” 
У меня есть знакомые, которые говорят: “Гарри Поттер в 11 лет получил письмо из Хогвартса, а у меня срок прошел уже, письма из Хогвартса нет, поэтому я начал заниматься программированием”. Но для большинства, и для меня в том числе, программирование – это именно магия, которая позволяет творить невероятные вещи.

 

Исмаил Хамитов,

студент 3 курса образовательной программы “Программная инженерия”

Пришло время, когда я могу сказать себе: “Да, я программист”. На самом деле человек становится программистом, когда пишет свою первую строчку кода. Но дальше уже возникает вопрос – насколько он хороший или плохой программист. Сейчас “программист” –  настолько обширное понятие, что в эту категорию можно записать очень многих.
В 9 классе я пришел на школьный этап олимпиады по информатике и набрал на нем 0 баллов. Тогда это меня не очень расстроило, мне это было неинтересно. На тот момент я участвовал в олимпиадах по математике и занимал призовые места. Потом, когда у меня появился первый телефон на Андроиде, я стал все больше увлекаться этой сферой: было интересно получать на нем root-права, “перепрошивать” и т.д.
В 10 классе на уроке информатики я писал код и поймал себя на мысли: “А что, если я пишу этот код в реальном проекте? Это будет некрасиво, надо следить за стилем, может быть, комментарии какие-то добавить”. И тогда я понял, что это дело мне интересно, я могу в нем развиваться и связать с ним свою жизнь. В программировании ведь одни плюсы: это перспективно, увлекательно, дает огромный простор для развития, и программисты сейчас нужны везде.
Тогда же я осознал, что программистом могут стать не только те, кто имеют способность к техническим наукам с детства, но и те, кто просто стараются и что-то делают в этом направлении. Например, после 10 класса я приехал в параллель B в Летнюю Компьютерную школу. Самым ценным там была рабочая атмосфера. Каждый день с утра мы программировали по 4 часа, после обеда можно было идти играть в футбол, но все оставались программировать дальше и это было очень здорово, мы все постепенно учились. Благодаря этой атмосфере, мне удалось оказаться наверху рейтинга по задачам. Тогда и пришло понимание, что старание и работа над собой – самое важное в достижении цели.

 

Также в Некрасовке был анонсирован “День информатики” – большое мероприятие для школьников, которое пройдет на факультете компьютерных наук НИУ ВШЭ 4 декабря 2016. Преподаватели и сотрудники факультета, специалисты из ИТ-компаний, банков и операторов сотовой связи расскажут о том, как информатика и компьютерные науки меняют мир. Участников ждут лекции, мастер-классы, решение задач, конкурсы и подарки. Программа Дня информатики пока готовится, но уже сейчас можно зарегистрироваться на праздник для будущих специалистов по компьютерным наукам. Регистрация доступна по ссылке.