• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Интервью с "Серебряными птенцами": о науке и не только

Интервью с "Серебряными птенцами": о науке и не только

Среди студентов всех программ и всех кампусов университета 18 лучших в этом году получили премию "Золотая Вышка" в номинации "Серебряный птенец". Двое из них — студенты ФКН Мария Горденко и Антон Савостьянов. Мы поговорили об их отношении к науке, факультету, Вышке и просто о любимых занятиях и взглядах на жизнь.




Антон Савостьянов
студент 1 курса магистратуры, программа "Анализ данных в биологии и медицине”, преподаватель факультатива “Практикум по математическому анализу”

Антон сделал более десяти докладов на всероссийских и международных конференциях, на его счету полтора десятка научных работ, среди них — ВАКовская публикация и одна статья в журнале, индексируемом Scopus.

"Забег" нам привычнее

Из всего своего солидного списка достижений чем больше всего гордишься ты сам?

У меня хорошие ощущения от происходящего в текущей работе, хотя по ней пока нет статей. У меня хорошие ощущения от происходящего с преподаванием, для меня важно, что эта вещь существует относительно регулярно, без провалов в посещаемости. Ну и может еще поездка в Австрию — не то чтобы я ей горжусь, но она тоже стала важной вехой.

По приглашению известного немецкого ученого Ульфа Дикмана Антон ездил в австрийский институт IIASA.

Расскажи подробнее про Австрию. На твой взгляд, есть ли какие-то принципиальные различия в научной работе здесь и там?

Здесь в университете мы на научную работу тратим специфическое время — это постоянный забег между преподаванием, учебой и только потом уже научной деятельностью, которой занимаешься в лучшем случае регулярно по вечерам. А тут ты две недели сидишь и знаешь, что у тебя рабочее время с 10 до 18, и ты всё это время можешь делать вещи, которые привык делать “третьей ногой” в электричке. Это вообще другой ритм жизни.

Институт IIASA, в котором мы были, находится в предместье Вены, в общем-то в императорском дворце. Мы сидели в башенке с тайным ходом — всё как полагается... А над нами еще выше сидел коренной австриец Руперт. И вот по нему было заметно, насколько мы привыкли работать по-другому: “несчастные” русские до часу ночи делают какие-то презентации, подсчеты, а Руперт приходил позже нас, потом часов в 12 вел нас обедать, спокойно возвращался и часов в 6 вечера мирно уходил домой. У него настолько все это было упорядоченно, что нам было даже некомфортно, “забег” нам привычнее.

Думаешь ли ты о том, чтобы продолжать учебу за рубежом?

В чем я точно уверен, так это в том, что буду получать PhD. Останавливаться на магистратуре было бы странно и безумно, потому как научная работа не закончится, это точно. А вот где получать PhD — пока для меня вопрос, я много чего смотрю, но пока не готов сказать точно.

Антон два года участвовал в научно-учебной группе под руководством профессора Владимира Александровича Гордина, а также принимал участие в президентском гранте для поддержки молодых кандидатов наук.

Науки про много сказок

Над чем ты работаешь в настоящий момент?

Мы с Александром Борисовичем Шаповалом занимаемся одной прекрасной историей, касающейся солнечной активности. Помните, у Шерлока Холмса были часы с маятником? Представьте, что вы зачем-то поставили двое таких часов на стол, а ходят они по-разному, без всякой объяснимой причины. Физика (как и математика) вообще наука про много сказок, и здесь сказка заключается в том, что часы эти со временем начинают ходить одновременно. Волна, которая идет от них через стол, распространяется быстрее. Именно поэтому, например, индеец прикладывает ухо к земле. Два маятника начинают синхронизироваться, ходить более или менее вместе.

Вот такая же история наблюдается в других системах, которые связаны с маятниками: например, с магнитным полем. Магнитное поле у солнца живет в южном и в северном полюсах, и они будут друг на друга влиять, потому что у маятника циклическая активность, а к тому же они будут взаимодействовать. Мы занимаемся тем, что по известным измерениям солнечной активности пытаемся понять, насколько сильно эти два маятника (их не два на самом деле) друг на друга влияют. Зачем это нужно? Так мы сможем точнее сказать, как они будут вести себя дальше.

 На факультатив Антона ходят в среднем более 40 студентов.

Зачем существует факультет

Как повлиял на тебя преподавательский опыт? Что ты получаешь от своих студентов?

Это действительно меня довольно сильно изменило. Недавно заметил, что мой организм работает довольно странно. Последнюю неделю я болею, чувствую себя довольно паршиво. Но как только оказываюсь в аудитории с людьми, которые готовы слушать, спокойно “скачу” все то время, пока они слушают, а плохо мне становится уже потом. Кто-то называет это энергетическим вампиризмом, но вот такой эффект вызывает преподавание.

Преподавание — это же еще и общение. Как ты относишься к стереотипу о замкнутости “технарей”?

Стереотип есть, есть тенденция: общество вообще нас не любит. Помню, в 11 классе два моих одноклассника, которые тоже увлекались математикой и физикой,  решили пройтись по улицам Тамбова, задавая людям вопрос: “Умеете ли вы дифференцировать?” Столько ненависти они не видели в глазах человечества, вероятно, никогда. Народ не очень готов воспринимать таких людей как нормальных.

Но если смотреть на наших студентов, явно видно, что стереотип о замкнутости неверный, у нас студенты обычно готовы общаться. Вообще факультет начинает себя оправдывать, когда становится понятно, зачем мы объединяем людей. И причина как раз в том, что иначе они, возможно, были бы вынуждены замыкаться и отдаляться. К тому же мы работаем в среде с преподавателями, которые априори не имеют правила замыкаться. Когда вы приходите на 1 курс, где половина студентов приехала из других городов, нельзя замкнуться и сказать: “живите как хотите”, эти люди еще дети. Студентам создана ситуация, в которой они могут не замыкаться, и если их намеренно объединять в такие группы, им вполне себе хорошо.

Ты согласен с тем, что у людей, занимающихся IT, сегодня больше возможностей, чем у кого-либо?

У меня есть глубокое убеждение, что сейчас любая профессия дает много возможностей. Но для этого надо работать. Это такой синдром, который мы не пережили с тех времен, когда можно было на рабочем месте делать что угодно, а зарплата все равно шла. Людям не нужно выбирать работу, на которой обязательно будет много возможностей: занимайтесь тем, что вам нравится, только занимайтесь!

А опыт работы в компании у тебя уже был?

Не могу представить, что пришел работать в офис. А те полдня, когда я математику должен объяснять, куда девать? С офисом это несовместимо, он так не работает — я уточнял однажды, когда меня звали работать. И я их понимаю, но потребности в этом нет, и я надеюсь, она не появится.

Студенты ведущие, а не ведомые

Какой бы ты хотел увидеть Вышку через 10 лет?

Во-первых, хотел бы увидеть Вышку через 10 лет — с нашей жизнью ничего нельзя предсказать. Во-вторых,  хотел бы, чтобы Вышка была смелее и честнее. Смелее, чтобы “докручивать” отличные проекты, такие, как майнор. Честнее в том смысле, чтобы всегда можно было объяснить, почему что-то невозможно, не обязательно вежливо, главное по существу.  В-третьих, хотел бы видеть Вышку с сильными студентами, которые из ведомых превратятся в ведущих. Потому что сейчас студенты получают учебный план и почти никак на него не влияют. В этом смысле повезло с нашим 3 курсом. Всё то время, пока факультет существует, они “лезли” во все вопросы и очень на многое повлияли. Вот такие люди нужны.

Кто из университетских преподавателей повлиял на тебя больше всех?

Я довольно сильно сформирован школой, в университете менялся уже меньше. Однако повлияли многие курсы. Я смотрел за Александром Борисовичем, и это научило меня тому, как правильно читать материал, да и вообще отношению к жизни, к студентам. В биологическую область меня привел Алексей Антонович Никитин. Еще, конечно, Гордин Владимир Александрович. Очень харизматичный преподаватель, я бы посмотрел на человека с курса, на которого бы он не повлиял — это как ядерная бомба, в хорошем смысле.

3 самых полезных курса

3 хобби

  • фантастическая литература
  • стихи
  • игра на фортепиано (окончил музыкалку) 

3 любимых поэта

  • Андрей Вознесенский
  • Константин Арбенин
  • Яша Казанова



Мария Горденко
студентка 1 курса магистратуры, программа “Системная и программная инженерия”, преподаватель семинарских занятий по курсам «Программирование», «Дискретная математика», а также «Подготовка к вневендорной и профессиональной сертификации»”

Маша с отличием окончила бакалаврскую программу "Программная инженерия", где являлась одной из лучших студенток курса. Её средний балл – 9.1. Два года подряд — в 2016 и 2017 — Мария получала именную стипендию Правительства Москвы, а в прошлом учебном году стала лауреатом стипендии Президента.

На ПИ привела судьба

Почему ты выбрала именно ПИ? Какие еще пути образования рассматривала?

Если говорить честно и откровенно, то это дело случая. Несколько лет назад я и представить себе не могла, насколько изменится моя жизнь, насколько увлечет меня computer science. Начиналась моя история довольно просто. После активной агитации близких я хотела поступить только в Вышку и никуда более. Но тогда мой выбор пал на факультет государственного и муниципального управления. Написала несколько олимпиад, получила дипломы победителей и призеров (ох уж эти бесконечные поездки в 11 классе ради своей мечты), круто сдала ЕГЭ… Но документы я подала только в Вышку и только на отделение Программной инженерии и матфак. Что тогда двигало мною – никому не известно. Но я благодарна своей судьбе за этот, может быть и легкомысленный, но так много значащий для меня шаг, который привел меня именно сюда.

Можешь вспомнить самый яркий момент за 5 лет в Вышке?

Наверное, самое яркое впечатление было после первой лекции по курсу «Информатика, математическая логика и теория алгоритмов» с моим будущим научным руководителем Сергеем Михайловичем Авдошиным. В тот момент я не понимала ничего, что происходит на лекции, мне были непонятны многие слова и вещи. Честно сказать, у меня был сильнейший шок от того, что я – человек с золотой школьной медалью, кучей олимпиад, не понимаю ничего. Но вскоре я вникла, втянулась, стала разбираться и даже помогать другим освоить этот предмет. А спустя примерно полгода, он уже вошел в область моих научных интересов, собственно, входит и до сих пор.

Мария имеет 9 зарегистрированных в РОСПАТЕНТе результатов интеллектуальной собственности.

У тебя огромный список достижений, конференций, публикаций, программ. Чем из этого ты сама гордишься больше всего и почему?

Такой вопрос невольно ставит в тупик. Как можно гордиться одним достижением больше, а другим меньше? Ведь в каждое из них я вложила свою душу, частичку себя и своего времени. Наверное, самым большим достижением для меня является получение «Серебряного птенца». Как по мне, так это самая престижная награда внутри Вышки, которая по сути и является оценкой всех моих достижений. Для меня это огромная честь, огромная гордость, огромное счастье. И я благодарна всем за поддержку, за доверие и выбор, который был нелегким, ведь у нас очень много талантливых и целеустремленных ребят.

Можешь немного рассказать, о чем будет твоя следующая работа «О транспортных задачах»?

Рассказать в двух словах практически невозможно. Сейчас я хочу провести классификацию существующих задач маршрутизации, а также подробнее изучить задачу обобщенного коммивояжера, которая, как я показала в предыдущих работах, может помочь при решении задачи китайского почтальона.

На каких языках ты программируешь? Какой используешь чаще?

Сейчас знаю 9 языков, но чаще всего использую C++ и C#. С++ для реализации своих научных интересов, а C# в учебных и педагогических целях.

Мария — штатный преподаватель Департамента программной инженерии ФКН. Она проводит семинарские занятия по программированию и дискретной математике, а на англоязычном курсе «Подготовка к вневендорной и профессиональной сертификации» не только преподает, но еще и является соавтором.

Быть не только преподавателем, но и учителем

Что дал тебе преподавательский опыт на факультете?

На самом деле работа преподавателем в Вышке – это не первый преподавательский опыт. Хотя, безусловно, именно этот опыт самый ценный. Конечно, вначале было страшно: как примут студенты, как получится вести семинары и лекции… но все страхи напрасны. Мне безумно нравится преподавание, и я планирую дальше развиваться в этой сфере.

Безусловно, преподавать сложнее, чем самой учиться. Нужно все время держать аудиторию, быть для своих учеников не только преподавателем, который преподает материал, но и учителем, который по-настоящему учит. Каждая группа, каждая пара, каждый предмет требуют своей индивидуальной подготовки, индивидуальных материалов и индивидуального стиля преподавания. Сейчас мне еще сложно, но я уверена, что через несколько лет я об этих сложностях буду вспоминать с улыбкой, как сейчас обо всех трудностях 1 курса.

А что было сложным на первом году учебы?  И произошли ли какие-то кардинальные изменения к 1 курсу магистратуры?

Первый год чего-либо всегда похож на первый год жизни ребенка. Именно этот год самый потрясающий и одновременно самый непростой, самый важный и при этом самый необычный. Первый год обучения на ФКН (тогда еще отделении программной инженерии факультета бизнес-информатики) был, наверное, самым сложным для меня: это и новая обстановка, и новые люди, и новые правила и требования, в конце концов это новые предметы. Но одновременно со всем этим я нашла своего научного руководителя, с которым мы работаем бок о бок уже несколько лет, нашла искренних и верных друзей. И что бесценно — я приобрела огромный багаж знаний и опыт. К магистратуре изменилось одно — выросла я. Мне уже не чужды новые люди, новые предметы и новые правила. Сейчас с каждым днем я сама все больше и больше хочу развиваться, хочу достичь определенных, уже осмысленных целей, и при этом оставаться таким же отзывчивым человеком, какими являются люди, окружающие меня на протяжении моего обучения.

Маша успешно сдала экзамены на международные сертификаты IEEE и IBM.

Планируешь ли ты после магистратуры продолжать учиться? Если да, то где: в России или за границей?

Да, безусловно. Планирую продолжать обучение в стенах уже родной Вышки и родного факультета.

Второй дом

Как удавалось совмещать с учебой внеучебную деятельность, волонтерство и прочее? Почему не жалко было на это времени и сил?

Невозможно же всё время учиться! Наш факультет — это теперь мой второй дом. И я всегда рада помочь провести интересное мероприятие, побыть в гуще событий и пообщаться с интересными людьми. На такое уж точно никакого времени не жалко.

Какой бы ты хотела видеть Вышку через 10 лет?

Хотелось бы видеть Вышку таким же смелым, молодым и динамично развивающимся вузом. Сейчас мне нравятся вышкинская тяга ко всему новому и инновационному, надеюсь, эта тяга нисколько не ослабнет.

3 самых полезных предмета

3 хобби

  • рукоделие (вязание, вышивка, рисование)
  • преподавание
  • путешествия (только за последние полгода побывала в шести странах)

3 причины заниматься наукой

  • внести свой вклад в развитие науки
  • почувствовать свою причастность к великим свершениям и, возможно, даже открытиям
  • да и интересно же это!