• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
ФКН
Контакты

Адрес: 125319, г. Москва, 
Кочновский проезд, д. 3 (станция метро "Аэропорт").

Телефон: +7 (495) 772-95-90 *12332

Email: computerscience@hse.ru

 

Руководство

Декан Аржанцев Иван Владимирович

Первый заместитель декана Вознесенская Тамара Васильевна

Заместитель декана по научной работе и международному сотрудничеству Объедков Сергей Александрович

Заместитель декана по учебно-методической работе Самоненко Илья Юрьевич

Заместитель декана по развитию и административно-финансовой работе Плисецкая Ирина Александровна

Мероприятия
12 июня – 14 июня
submission: 1 May 2019 
17 июня – 22 июня
Ранняя регистрация: до 15 апреля Закрытие регистрации: 15 мая 
1 июля – 10 июля
Прием заявок — до 21 апреля 
26 августа – 6 сентября
Регистрация – до 12 мая 
26 августа – 30 августа
Registration and Poster Submission deadline — May 1, 2019 
Образовательные программы
Бакалаврская программа

Прикладная математика и информатика

4 года
Очная форма обучения
110/80/15
110 бюджетных мест
80 платных мест
15 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Программа двух дипломов НИУ ВШЭ и Лондонского университета "Прикладной анализ данных"

4 года
Очная форма обучения
70/12
70 платных мест
12 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Бакалаврская программа

Программная инженерия

4 года
Очная форма обучения
80/70/15
80 бюджетных мест
70 платных мест
15 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Анализ данных в биологии и медицине

2 года
Очная форма обучения
15/5/2
15 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Науки о данных

2 года
Очная форма обучения
55/15/6
55 бюджетных мест
15 платных мест
6 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Системная и программная инженерия

2 года
Очная форма обучения
25/5/8
25 бюджетных мест
5 платных мест
8 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Системное программирование

2 года
Очная форма обучения
15/5/2
15 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Статистическая теория обучения

2 года
Очная форма обучения
20/5/4
20 бюджетных мест
5 платных мест
4 платных места для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Финансовые технологии и анализ данных

2 года
Очная форма обучения
35/3
35 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Статья
Unconstrained and Curvature-Constrained Shortest-Path Distances and Their Approximation

Arias-Castro E., Le Gouic T.

Discrete and Computational Geometry. 2019. P. 1-28.

Статья
Relations between counting functions on free groups and free monoids

Hartnick T., Talambutsa Alexey.

Groups, Geometry, and Dynamics. 2018. Vol. 12. No. 4. P. 1485-1521.

Статья
Reduced vs. standard dose native E. coli-asparaginase therapy in childhood acute lymphoblastic leukemia: long-term results of the randomized trial Moscow–Berlin 2002

Karachunskiy A., Tallen G., Roumiantseva J. et al.

Journal of Cancer Research and Clinical Oncology. 2019.

Статья
Branching rules related to spherical actions on flag varieties
В печати

Roman Avdeev, Petukhov A.

Algebras and Representation Theory. 2019.

Статья
Minimax theorems for American options without time-consistency

Belomestny D., Kraetschmer V., Hübner T. et al.

Finance and Stochastics. 2019. Vol. 23. P. 209-238.

Статья
Separable discrete functions: Recognition and sufficient conditions

Boros E., Cepek O., Gurvich V.

Discrete Mathematics. 2019. Vol. 342. No. 5. P. 1275-1292.

«Тем, кто занимается computer science, очень повезло: мы одновременно можем чувствовать свою причастность и к теории, и к практике»

«Тем, кто занимается computer science, очень повезло: мы одновременно можем чувствовать свою причастность и к теории, и к практике»

В начале июня в Техническом университете Эйндховена состоялась защита PhD Анны Каленковой, старшего научного сотрудника лаборатории процессно-ориентированных информационных систем. В интервью Анна рассказала о своих  исследованиях, особенностях работы в программной инженерии и computer science в целом, а также поделилась тем, какими видит своих студентов и какой была сама в их возрасте.

Как складывалась область ваших научных интересов и почему вообще вы решили стать ученым?
Моя исследовательская работа началась с аспирантуры. По специальности я математик — системный программист. Я всегда хотела заниматься именно наукой в приложении, мне были интересны методы, которые можно применить в реальной жизни. Практические задачи дают импульс для развития теории, хотя она и сама по себе, безусловно, очень интересна. В каком-то смысле, нам, тем, кто занимается computer science, очень повезло: мы одновременно можем чувствовать свою причастность и к теории, и к практике. Когда ты работаешь на компанию, то в какой-то степени теряешь накопленные академические знания, связь с наукой. Я с 3 курса подрабатывала, писала небольшие программы по сбору данных, но это никогда не было моим основным занятием, учеба для меня была всегда на первом месте.

Между вами и вашими студентами разница — меньше поколения. Тем не менее чем они принципиально отличаются от вас в их возрасте, как вам кажется?
Мне кажется, что современные студенты взрослее, чем были мы. Не могу точно объяснить, с чем это связано. Они смотрят вперед дальше, чем смотрели мы. Мои однокурсники хотели доказать новую теорему или изобрести что-то значимое, перевернуть мир. Такие амбиции у наших студентов тоже, конечно, есть, но они все же чаще задумываются, куда им лучше пойти работать, в какую магистратуру поступить. Возможно, это также связано с тем, что рынок программной инженерии сейчас находится на совершенно другом уровне развития, у молодых специалистов гораздо больше возможностей. У меня ощущение, они пытаются скорее успеть добиться определенных позиций. Особенно ценно, когда студентам при всем этом удается совмещать исследовательскую деятельность с работой. Так например, программировать в научной лаборатории студентам приходится много, но они не теряют этот опыт, готовятся к тому, чем хотели бы дальше заниматься. А дальше выбор свободный: кто-то предпочтет карьеру программиста, кто-то может продолжать карьеру исследователя. 

Продолжая тему науки: вы ведете научно-исследовательский семинар у младшекурсников. Как строится эта работа и чем полезен НИС для тех, кто не пойдет в науку?
Я веду семинар у студентов 1-2 курса, поэтому мы начинаем с азов. Постепенно мы осваиваем все новые модели и уже в конце семинара подходим к тому, что прямо сейчас происходит в исследованиях. Большую часть курса я им даю базовые знания, основу, задаю темп. Потом около четверти года они сами проводят небольшое исследование: это некий обзор, сбор данных, рассказывают о некоторых алгоритмах, кто-то даже пишет свои программы. 
Для современного студента очень много сейчас есть в сети, но ему нужно уметь быстро ориентироваться и находить нужное, сопоставлять, подбирать аналогии, собирать литературу. Это очень ценный навык, чтобы не повторять уже сделанного. Не только для исследователя — хотя для него в первую очередь — но и для программиста. Для руководителя это счастье, если человек умеет быстро ориентироваться и не делать лишней работы. Нужно уметь находить свое место в пространстве, понимать, что ты можешь сделать действительно нового.


Проект Анны Каленковой "Алгоритмы и программные средства анализа бизнес-процессов предоставления государственных услуг" получил грант РФФИ-2016 для молодых ученых

Значит ли это, что программная инженерия — область, в которой необходимо творческое мышление, умение генерировать идеи?
Безусловно. Думаю, что и в исследованиях, и в программировании интеллектуальный процесс очень важен. При этом такое творческое мышление можно развивать, этому можно научиться, как мне кажется.

Нужно ли для этого именно академическое образование? Не достаточно ли природной креативности и навыков самообучения?
Конечно, чего-то достичь можно и самому, без университета. Но иногда самостоятельно можно уйти в некую локальную область. В университетской среде тебя окружают преподаватели, которые могут дать тебе ценный совет К слову, многие большие IT-проекты зарождались именно в университетской среде. Окружение играет действительно важную роль. Как раз талантливым и творческим здесь, в университете, доступно больше. 

Расскажите, пожалуйста, подробнее о своей защите в Нидерландах, в университете Эйндховена: почему именно этот университет, что для вас значит это событие?  
Начну с того, что у  меня два научных руководителя: это профессор Вил ван дер Аалст, который всю жизнь проработал в университете Эйндховена и только недавно стал профессором университета  в городе Ахен. С работами Аалста я была знакома задолго до того, как встретилась с ним лично. В своей кандидатской диссертации я ссылалась на его работы, поэтому была с ним знакома заочно. Тему кандидатской я хотела продолжать и после защиты, поэтому для меня было большой удачей встретить Ирину Александровну Ломазову, всемирно признанного специалиста в области верификации и формального анализа программ, которая является моим вторым научным руководителем. Для меня было сюрпризом, что наша лаборатория сотрудничает с Вилом ван дер Аалстом. Тогда мы и познакомились. Вторым сюрпризом для меня стало, что это очень открытый человек. Мне казалось, что если человек имеет максимальный индекс цитирования в computer science в Европе, то у него не может быть на тебя времени и разговаривать с ним невозможно. Тем не менее он оказался очень открытым к совместным исследованиям, для меня было большой радостью вместе работать. Так и получилась моя диссертационная работа. Раньше я уже ездила  в Эйндховен - раз пять или шесть, один раз надолго, на полтора месяца. Но для меня это очень важное событие, важный этап, потому как мне было очень интересно получить степень в другом государстве. Для меня важно, чтобы мою работу оценили и прочитали исследователи из разных стран. Думаю, что эта возможность открывает разные дороги и дает новые силы, новые перспективы.
 
В лаборатории вы работаете уже почти 5 лет. Какое исследование, проект стали для вас самыми значимыми за это время?
Вообще в каждой работе присутствует некоторый барьер, который нужно преодолеть, если хочешь, чтобы работа была на уровне, чтобы ее опубликовали в хорошем издании. Но, пожалуй, выделю работу, которую я доделала недавно, но длилась она дольше остальных. Специфика нашей лаборатории в том, что мы собираем логи событий, то есть историю работы системы, и у меня была “сверхмечта”: построить модели процессов. которые бы интегрировали в себя разные перспективы. Чтобы можно было сложить вместе все составляющие и получить схему, на которой есть все, которая иерархична и при этом будет понятна не только исследователю, но и бизнес-аналитику. Когда нужно учитывать столько разных аспектов, начинаешь зависеть от множества методов и технологий. Я поняла, что несколько людей работают в этой области параллельно с разных сторон, я предложила им объединиться. Дальше было очень сложно собрать весь программный код, все компоненты, после этого найти интересные журналы событий, обработать их и построить модели, провести эксперименты. Здорово, что это все не просто работало, но и было понятно бизнесу, то есть могло приносить пользу. Я в данном случае еще выступила как координатор, который все собирал и анализировал, вот это было особенно сложно, но только так я могла добиться этой цели.


На международной конференции MODELS (ACM/IEEE International Conference on Model Driven Engineering Languages and Systems), проходившей в октябре 2016 г. в городе Сен-Мало (Франция) доклад по статье “Process mining using BPMN: relating event logs and process models”, представленный Анной Каленковой, был особо отмечен комиссией, и авторы статьи были награждены дипломами «2016 Best Paper Award. Journal of Software and System Modeling»

То есть работа в лаборатории подразумевает не только командную работу, но и индивидуальную?
Да, работа в лаборатории хороша тем, что если хочешь проводить исследование вместе с кем-то из лаборатории —  делаете вместе, хочешь работать самостоятельно или, например, с внешним исследователем —пожалуйста. Думаю, это заслуга нашего руководителя Ирины Александровны, которая создала такую атмосферу, когда ты можешь работать над тем, что тебе интересно, и за счет этого получаются хорошие результаты Думаю, в исследованиях так и должно быть. Работа сама идет, просто потому что людям это очень интересно. Это как раз подходит тем самым творческим студентам, о которых мы говорили, это и есть та самая настоящая научная среда.ь.

Введение собственной степени PhD связано с появлением новых диссертационных советов. На ФКН вы являетесь ученым секретарем такого совета. Как вы сами относитесь к этой инициативе? 
В настоящее время в диссертационный совет обращается немало соискателей. Список заинтересованных в том, чтобы защищаться у нас, постоянно растет.  Тем более учитывая, что теперь есть возможность защищаться по совокупности статей, что особенно приятно тем, кто много работал и все силы потратил на публикации в высокорейтинговых изданиях. В некоторых международных университетах, как я знаю, тоже есть такая практика. На моей защите было иначе, нужно было подготовить книгу. Но издание книги тоже было важным опытом. В диссертациях объем не ограничен, и если мне какая-то тема интересна, я нахожу по ней диссертацию, скачиваю ее и получаю информацию в полном объеме. В статье такого нет, но их все же читают лучше. 
Думаю, с появлением PhD, у нас в России престиж получения степени поднимется. При этом у меня нет такого чувства обиды, что я готовила две диссертации, а теперь кто-то “сразу” получит и кандидата, и PhD. Мне было интересно посмотреть именно на западный опыт изнутри, там же многое иначе, как минимум, люди другие, а это всегда любопытно.