• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
ФКН
Контакты

Адрес: 109028, г. Москва, Покровский бульвар, д. 11

Телефон: +7 (495) 531-00-00 *27254

Email: computerscience@hse.ru

 

Руководство
Первый заместитель декана Вознесенская Тамара Васильевна
Заместитель декана по научной работе и международному сотрудничеству Объедков Сергей Александрович
Заместитель декана по учебно-методической работе Самоненко Илья Юрьевич
Заместитель декана по развитию и административно-финансовой работе Плисецкая Ирина Александровна
Мероприятия
19 ноября – 20 ноября
26 ноября – 30 ноября
30 ноября, 10:00
19 февраля 2020 – 22 февраля 2020
Образовательные программы
Бакалаврская программа

Прикладная математика и информатика

4 года
Очная форма обучения
117/80/30
117 бюджетных мест
80 платных мест
30 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Программа двух дипломов НИУ ВШЭ и Лондонского университета "Прикладной анализ данных"

4 года
Очная форма обучения
80/12
80 платных мест
12 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Бакалаврская программа

Программная инженерия

4 года
Очная форма обучения
110/70/30
110 бюджетных мест
70 платных мест
30 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Анализ данных в биологии и медицине

2 года
Очная форма обучения
20/5/1
20 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Магистр по наукам о данных

2 года
Заочная
100
100 платных мест
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Науки о данных

2 года
Очная форма обучения
60/15/20
60 бюджетных мест
15 платных мест
20 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Системная и программная инженерия

2 года
Очная форма обучения
25/5/15
25 бюджетных мест
5 платных мест
15 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Системное программирование

2 года
Очная форма обучения
15/5/2
15 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Статистическая теория обучения

2 года
Очная форма обучения
15/5/2
15 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Финансовые технологии и анализ данных

2 года
Очная форма обучения
35/1
35 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Статья
Sparse covariance matrix estimation in high-dimensional deconvolution

Belomestny D., Trabs M., Tsybakov A.

Bernoulli: a journal of mathematical statistics and probability. 2019. Vol. 25. No. 3. P. 1901-1938.

Статья
Axiomatization of provable n-provability

Beklemishev L. D., Kolmakov E.

Journal of Symbolic Logic. 2019. Vol. Volume 84. No. Issue 2. P. 849-869.

Глава в книге
ChronosDB in Action: Manage, Process, and Visualize Big Geospatial Arrays in the Cloud

Rodriges Zalipynis R. A.

In bk.: Proceedings of the ACM SIGMOD International Conference on Management of Data. NY: ACM, 2019. P. 1985-1988.

«Тем, кто занимается computer science, очень повезло: мы одновременно можем чувствовать свою причастность и к теории, и к практике»

«Тем, кто занимается computer science, очень повезло: мы одновременно можем чувствовать свою причастность и к теории, и к практике»

В начале июня в Техническом университете Эйндховена состоялась защита PhD Анны Каленковой, старшего научного сотрудника лаборатории процессно-ориентированных информационных систем. В интервью Анна рассказала о своих  исследованиях, особенностях работы в программной инженерии и computer science в целом, а также поделилась тем, какими видит своих студентов и какой была сама в их возрасте.

Как складывалась область ваших научных интересов и почему вообще вы решили стать ученым?
Моя исследовательская работа началась с аспирантуры. По специальности я математик — системный программист. Я всегда хотела заниматься именно наукой в приложении, мне были интересны методы, которые можно применить в реальной жизни. Практические задачи дают импульс для развития теории, хотя она и сама по себе, безусловно, очень интересна. В каком-то смысле, нам, тем, кто занимается computer science, очень повезло: мы одновременно можем чувствовать свою причастность и к теории, и к практике. Когда ты работаешь на компанию, то в какой-то степени теряешь накопленные академические знания, связь с наукой. Я с 3 курса подрабатывала, писала небольшие программы по сбору данных, но это никогда не было моим основным занятием, учеба для меня была всегда на первом месте.

Между вами и вашими студентами разница — меньше поколения. Тем не менее чем они принципиально отличаются от вас в их возрасте, как вам кажется?
Мне кажется, что современные студенты взрослее, чем были мы. Не могу точно объяснить, с чем это связано. Они смотрят вперед дальше, чем смотрели мы. Мои однокурсники хотели доказать новую теорему или изобрести что-то значимое, перевернуть мир. Такие амбиции у наших студентов тоже, конечно, есть, но они все же чаще задумываются, куда им лучше пойти работать, в какую магистратуру поступить. Возможно, это также связано с тем, что рынок программной инженерии сейчас находится на совершенно другом уровне развития, у молодых специалистов гораздо больше возможностей. У меня ощущение, они пытаются скорее успеть добиться определенных позиций. Особенно ценно, когда студентам при всем этом удается совмещать исследовательскую деятельность с работой. Так например, программировать в научной лаборатории студентам приходится много, но они не теряют этот опыт, готовятся к тому, чем хотели бы дальше заниматься. А дальше выбор свободный: кто-то предпочтет карьеру программиста, кто-то может продолжать карьеру исследователя. 

Продолжая тему науки: вы ведете научно-исследовательский семинар у младшекурсников. Как строится эта работа и чем полезен НИС для тех, кто не пойдет в науку?
Я веду семинар у студентов 1-2 курса, поэтому мы начинаем с азов. Постепенно мы осваиваем все новые модели и уже в конце семинара подходим к тому, что прямо сейчас происходит в исследованиях. Большую часть курса я им даю базовые знания, основу, задаю темп. Потом около четверти года они сами проводят небольшое исследование: это некий обзор, сбор данных, рассказывают о некоторых алгоритмах, кто-то даже пишет свои программы. 
Для современного студента очень много сейчас есть в сети, но ему нужно уметь быстро ориентироваться и находить нужное, сопоставлять, подбирать аналогии, собирать литературу. Это очень ценный навык, чтобы не повторять уже сделанного. Не только для исследователя — хотя для него в первую очередь — но и для программиста. Для руководителя это счастье, если человек умеет быстро ориентироваться и не делать лишней работы. Нужно уметь находить свое место в пространстве, понимать, что ты можешь сделать действительно нового.


Проект Анны Каленковой "Алгоритмы и программные средства анализа бизнес-процессов предоставления государственных услуг" получил грант РФФИ-2016 для молодых ученых

Значит ли это, что программная инженерия — область, в которой необходимо творческое мышление, умение генерировать идеи?
Безусловно. Думаю, что и в исследованиях, и в программировании интеллектуальный процесс очень важен. При этом такое творческое мышление можно развивать, этому можно научиться, как мне кажется.

Нужно ли для этого именно академическое образование? Не достаточно ли природной креативности и навыков самообучения?
Конечно, чего-то достичь можно и самому, без университета. Но иногда самостоятельно можно уйти в некую локальную область. В университетской среде тебя окружают преподаватели, которые могут дать тебе ценный совет К слову, многие большие IT-проекты зарождались именно в университетской среде. Окружение играет действительно важную роль. Как раз талантливым и творческим здесь, в университете, доступно больше. 

Расскажите, пожалуйста, подробнее о своей защите в Нидерландах, в университете Эйндховена: почему именно этот университет, что для вас значит это событие?  
Начну с того, что у  меня два научных руководителя: это профессор Вил ван дер Аалст, который всю жизнь проработал в университете Эйндховена и только недавно стал профессором университета  в городе Ахен. С работами Аалста я была знакома задолго до того, как встретилась с ним лично. В своей кандидатской диссертации я ссылалась на его работы, поэтому была с ним знакома заочно. Тему кандидатской я хотела продолжать и после защиты, поэтому для меня было большой удачей встретить Ирину Александровну Ломазову, всемирно признанного специалиста в области верификации и формального анализа программ, которая является моим вторым научным руководителем. Для меня было сюрпризом, что наша лаборатория сотрудничает с Вилом ван дер Аалстом. Тогда мы и познакомились. Вторым сюрпризом для меня стало, что это очень открытый человек. Мне казалось, что если человек имеет максимальный индекс цитирования в computer science в Европе, то у него не может быть на тебя времени и разговаривать с ним невозможно. Тем не менее он оказался очень открытым к совместным исследованиям, для меня было большой радостью вместе работать. Так и получилась моя диссертационная работа. Раньше я уже ездила  в Эйндховен - раз пять или шесть, один раз надолго, на полтора месяца. Но для меня это очень важное событие, важный этап, потому как мне было очень интересно получить степень в другом государстве. Для меня важно, чтобы мою работу оценили и прочитали исследователи из разных стран. Думаю, что эта возможность открывает разные дороги и дает новые силы, новые перспективы.
 
В лаборатории вы работаете уже почти 5 лет. Какое исследование, проект стали для вас самыми значимыми за это время?
Вообще в каждой работе присутствует некоторый барьер, который нужно преодолеть, если хочешь, чтобы работа была на уровне, чтобы ее опубликовали в хорошем издании. Но, пожалуй, выделю работу, которую я доделала недавно, но длилась она дольше остальных. Специфика нашей лаборатории в том, что мы собираем логи событий, то есть историю работы системы, и у меня была “сверхмечта”: построить модели процессов. которые бы интегрировали в себя разные перспективы. Чтобы можно было сложить вместе все составляющие и получить схему, на которой есть все, которая иерархична и при этом будет понятна не только исследователю, но и бизнес-аналитику. Когда нужно учитывать столько разных аспектов, начинаешь зависеть от множества методов и технологий. Я поняла, что несколько людей работают в этой области параллельно с разных сторон, я предложила им объединиться. Дальше было очень сложно собрать весь программный код, все компоненты, после этого найти интересные журналы событий, обработать их и построить модели, провести эксперименты. Здорово, что это все не просто работало, но и было понятно бизнесу, то есть могло приносить пользу. Я в данном случае еще выступила как координатор, который все собирал и анализировал, вот это было особенно сложно, но только так я могла добиться этой цели.


На международной конференции MODELS (ACM/IEEE International Conference on Model Driven Engineering Languages and Systems), проходившей в октябре 2016 г. в городе Сен-Мало (Франция) доклад по статье “Process mining using BPMN: relating event logs and process models”, представленный Анной Каленковой, был особо отмечен комиссией, и авторы статьи были награждены дипломами «2016 Best Paper Award. Journal of Software and System Modeling»

То есть работа в лаборатории подразумевает не только командную работу, но и индивидуальную?
Да, работа в лаборатории хороша тем, что если хочешь проводить исследование вместе с кем-то из лаборатории —  делаете вместе, хочешь работать самостоятельно или, например, с внешним исследователем —пожалуйста. Думаю, это заслуга нашего руководителя Ирины Александровны, которая создала такую атмосферу, когда ты можешь работать над тем, что тебе интересно, и за счет этого получаются хорошие результаты Думаю, в исследованиях так и должно быть. Работа сама идет, просто потому что людям это очень интересно. Это как раз подходит тем самым творческим студентам, о которых мы говорили, это и есть та самая настоящая научная среда.ь.

Введение собственной степени PhD связано с появлением новых диссертационных советов. На ФКН вы являетесь ученым секретарем такого совета. Как вы сами относитесь к этой инициативе? 
В настоящее время в диссертационный совет обращается немало соискателей. Список заинтересованных в том, чтобы защищаться у нас, постоянно растет.  Тем более учитывая, что теперь есть возможность защищаться по совокупности статей, что особенно приятно тем, кто много работал и все силы потратил на публикации в высокорейтинговых изданиях. В некоторых международных университетах, как я знаю, тоже есть такая практика. На моей защите было иначе, нужно было подготовить книгу. Но издание книги тоже было важным опытом. В диссертациях объем не ограничен, и если мне какая-то тема интересна, я нахожу по ней диссертацию, скачиваю ее и получаю информацию в полном объеме. В статье такого нет, но их все же читают лучше. 
Думаю, с появлением PhD, у нас в России престиж получения степени поднимется. При этом у меня нет такого чувства обиды, что я готовила две диссертации, а теперь кто-то “сразу” получит и кандидата, и PhD. Мне было интересно посмотреть именно на западный опыт изнутри, там же многое иначе, как минимум, люди другие, а это всегда любопытно.