• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как COVID-19 повлиял на мобильность студентов

Эпидемиологическая ситуация, связанная с распространением коронавирусной инфекции, сильно изменила весь мир. Многие города и страны объявили режимы самоизоляции или карантина на своих территориях, закрыты аэропорты и границы, но учебные заведения продолжают работу в онлайне. Мы расскажем о студентах, которые уехали в университеты других стран на программы академической мобильности, а также о стажере, который приехал к нам из Германии.

Как COVID-19 повлиял на мобильность студентов

Александр Узиков

Александр Узиков, студент 4 курса бакалаврской программы
Прикладная математика и информатика


С октября я учусь в TU Dresden, Германия. Карантин начался в самое неудачное время – в середине сессии, из-за чего часть экзаменов сначала перенесли, а затем отменили. Для немцев свойственно серьёзно беспокоиться о безопасности личных данных, поэтому университет сразу отказался от идеи использовать Zoom и другие внешние технологии для занятий и устных экзаменов. Это оказалось плохой идеей: технологические возможности университета не были рассчитаны на такую нагрузку и всё упало в первый же день, поэтому сейчас лекции выходят в записи, а семинары начнутся только после конца карантинных мер.

В моём университете дистанционное обучение организовано плохо, однако это связано с неповоротливостью администрации и нежеланием использовать внешнее ПО, а не дистанционным обучением как таковым. Я очень надеюсь, что эпидемия толкнет университеты к большей гибкости и началу использования различных форматов: от онлайн курсов и занятий в Zoom до изобретения своих подходов. 

Немцам свойственно выполнять всё по предписаниям, поэтому большинство ограничений были даны как рекомендации и их можно было нарушать при необходимости. Особенно удивительна скорость, с которой начинали выполняться рекомендации и указы. Например, в субботу 22 марта прошло совещание о необходимости дополнительной защиты работников магазинов, и уже на следующий день все они были в масках, очках, перчатках, на кассах добавили ограждения между кассирами и покупателями. Часть магазинов (например Aldi) даже стали выдавать одноразовые перчатки на входе.

Еще в начале карантина, когда число зараженных исчислялось сотнями, правительство начало объяснять людям что это пандемия, ее не остановить, и главная задача – не дать числу зараженных расти слишком быстро, позволив тем самым медицинской системе оказать помощь всем, кто в ней нуждается. Вскоре были закрыты учебные заведения, а затем все магазины кроме продуктовых и аптек. Также вышел запрет на сбор в группы больше двух человек (за исключением семей). Для того, чтобы карантин было возможно соблюдать, правительство сделало крупные выплаты бизнесу и работникам.

Сейчас число болеющих начало снижаться, поэтому с 20 апреля происходит постепенное снятие карантинных мер.

Я не прервал мобильность по нескольким причинам. Во-первых, мне негде самоизолироваться в России, а становиться причиной вспышки в университете или дома мне не хотелось. Во-вторых, было понятно, что скоро то же самое начнётся в Москве, а значит и ВШЭ перейдет на дистанционное взаимодействие и разницы, где быть, в России или Германии не будет. В-третьих, я хотел подать документы в европейские университеты, а это проще сделать, находясь в Европе.



Джон Дадзие, студент 2 курса магистерской программы
«Системная и программная инженерия»

Сейчас я учусь в Ближневосточном техническом университете в Анкаре (Турция). Здесь я нахожусь четыре месяца, с 27 января. Семестр заканчивается в последнюю неделю июня.

В Турции приняты меры против распространения инфекции, например, введен комендантский час. По выходным надзор за его соблюдением особенно строг. Кроме того, закрыта часть предприятий и действуют правила социального дистанцирования и изоляции, особенно для тех, кто плохо себя чувствует. Были введены ограничения на передвижение, некоторые места оказались закрыты, а полеты отменены. Тем не менее, передвижение не запрещено при соблюдении требований ВОЗ и местного правительства к гигиене и средствам защиты.

Часть моих занятий была переведена в онлайн. Мы получаем учебные материалы на электронную почту. Поначалу переход на удаленное обучение давался нелегко – возможно потому, что студенты не привыкли работать в таком формате.

Наши занятия проходят по большей части через Zoom, который теперь связан с системой управления обучением (LMS). Тесты проходят в LMS в обычном формате. Письменные задания мы отправляем на электронные почты преподавателей и также в LMS. Экзаменов у меня пока не было, но я предполагаю, что они будут проходить также. Учебная практика должна проходить осенью. Надеюсь, что к тому времени ситуация с вирусом прояснится.

Очное образование кажется мне более привычным, потому что оно подразумевает личное общение. Но и удаленное обучение имеет свои преимущества – например, можно смотреть запись занятия столько раз, сколько хочешь. Это помогает усвоить то, что не успеваешь понять во время занятия.

Преподаватели поддерживают нас при любой форме обучения. Я бы сказал, что при переходе на удаленное обучение они поддерживают нас даже больше. Для общения мы используем WhatsApp, электронную почту, Skype. Думаю, что теперь мы стали намного больше общаться с преподавателями.

В целом, обстановка по-прежнему оживленная. Стоит превосходная весенняя погода, я выхожу на улицу реже, чем до эпидемии. Можно встречаться с друзьями, но только небольшими группами и с соблюдением всех требований гигиены. Неожиданно для себя, теперь я много пишу, рисую и готовлю. 

Я решил остаться, чтобы закончить обучение на этой программе, ведь, чтобы попасть сюда, мне пришлось приложить немало усилий. Полагаю, что смогу вернуться в Россию к концу семестра, когда границы будут открыты.



Патрик Зенкель, магистр в Berlin University Humboldt, стажер у Дмитрия Ильвовского

Я изучаю социологию в Университете Гумбольдта в Берлине и приехал в Москву 1 марта. Хотя изоляция полностью изменила мои планы по знакомству с Москвой, я спокойно отношусь к ней. Начало изоляции не стало сюрпризом, так как я слежу за новостями и объявлениями правительства Москвы. У меня было время все спланировать и подготовиться.

Мой университет прекратил все запланированные программы обмена и попросил студентов, находящихся за рубежом, обдумать возвращение домой. Судьба академической мобильности в будущем находится под вопросом. Сейчас студенты по обмену получают очень необычный опыт. Из-за моей стажировки в НИУ ВШЭ я не участвую в онлайн-занятиях. Вместо этого, я уже несколько недель удаленно работаю. Мой академический руководитель доступен в любое время, мы общаемся, по крайней мере, раз в две недели. В целом, все работает неплохо.

В общежитии и вокруг все спокойно, хотя оно довольно сильно опустело. Я хожу в ближайший продуктовый магазин пару раз в неделю. Еще я каждый день гуляю на заднем дворе общежития.

Я продолжаю углубляться в Python и изучаю особенности обработки естественных языков. Именно это было целью моей стажировки на ФКН, поэтому это не новое хобби. К сожалению, в изоляции я не могу пользоваться преимуществами жизни (и отдыха) в большом городе, слежу за новостями в российских и немецких СМИ, а также за объявлениями правительства Москвы и посольства Германии. Я долго думал и обсуждал вопрос возвращения домой, но мой знакомый убедил меня остаться. Я не чувствую угрозы и не хочу уезжать. Изоляция одинакова что в Берлине, что в Москве.