• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 109028, г. Москва, Покровский бульвар, д. 11

Телефон: +7 (495) 531-00-00 *27254

Email: computerscience@hse.ru

 

Руководство
Первый заместитель декана Вознесенская Тамара Васильевна
Заместитель декана по научной работе и международному сотрудничеству Объедков Сергей Александрович
Заместитель декана по учебно-методической работе Самоненко Илья Юрьевич
Заместитель декана по развитию и административно-финансовой работе Плисецкая Ирина Александровна
Образовательные программы
Бакалаврская программа

Компьютерные науки и анализ данных

4 года
Очная форма обучения
75/5
75 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Прикладная математика и информатика

4 года
Очная форма обучения
125/60/30
125 бюджетных мест
60 платных мест
30 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Программа двух дипломов НИУ ВШЭ и Лондонского университета «Прикладной анализ данных»

4 года
Очная форма обучения
90/12
90 платных мест
12 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Бакалаврская программа

Программная инженерия

4 года
Очная форма обучения
120/80/30
120 бюджетных мест
80 платных мест
30 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Анализ данных в биологии и медицине

2 года
Очная форма обучения
25/5/1
25 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Магистр по наукам о данных

2 года
Заочная
63/27
63 платных мест
27 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Математика машинного обучения

2 года
Очная форма обучения
15/5/1
15 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Машинное обучение и высоконагруженные системы

2 года
Очная форма обучения
28/2
28 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Науки о данных (Data Science)

2 года
Очная форма обучения
65/15/20
65 бюджетных мест
15 платных мест
20 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Системная и программная инженерия

2 года
Очная форма обучения
25/5/10
25 бюджетных мест
5 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Системное программирование

2 года
Очная форма обучения
15/5/2
15 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Финансовые технологии и анализ данных

2 года
Очная форма обучения
50/1
50 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Глава в книге
Black-Box Optimization with Local Generative Surrogates

Belavin V., Ustyuzhanin A., Широбоков С. К. et al.

In bk.: Advances in Neural Information Processing Systems 33 (NeurIPS 2020). Curran Associates, Inc., 2020. P. 14650-14662.

Статья
The multiplicative-additive Lambek calculus with subexponential and bracket modalities

Kanovich M., Kuznetsov S., Scedrov A.

Journal of Logic, Language and Information. 2021. Vol. 30. No. 1. P. 31-88.

Выпуск 2021: часть 3

В 2021 году факультет выпустил более 400 человек. При этом выпускники бакалавриата получили 29 красных дипломов, а выпускники магистратуры — 62. В этот раз мы поговорили с выпускниками многочисленных магистратур ФКН.

Выпуск 2021: часть 3

Даниил Прокофьев // Высшая школа экономики

Анель Курмашева
«Наука о данных»

Я никогда не планировала стать программистом. Мне хотелось помогать людям, нравились химия и биология, поэтому я думала поступать либо на медицинский, либо на психологический, но родители очень хотели, чтобы я пошла в экономику. Они говорили, что экономистам много платят, и что все богатые и успешные люди непременно экономисты, либо они хорошо разбираются в экономике. Я послушалась и промучилась четыре года бакалавриата в нелюбимой профессии. Я получила уверенное владение академическим английским языком и два престижных диплома экономиста и математика-экономиста Лондонской школы экономики. Конечно, мне есть, чем гордиться, но я ни дня не хотела работать по профессии, и в последний год обучения только и думала, что мне делать со своей жизнью, которая свернула куда-то далеко моих ценностей, желаний и вообще от меня. 
 
Профессора предыдущего университета в последний год обучения много говорили о том, что все скоро будет в науке о данных, которая поглотит все прочие науки и профессии. Мой факультет даже хотел открыть магистратуру Data Science, но эта идея быстро свернулась, так как ресурсов явно было недостаточно, да и составление программы наверняка было проблематичным: никто не понимал толком что это за профессия, тем более не понимали как ее преподавать. В общем, я решила поинтересоваться, что за Data Science такая. Узнавая больше, я поняла, что это то, что мне нужно. Профессия новая, изучает она буквально все, где есть данные, в том числе и медицинские, и даже 11 лет медицинского не нужно, чтобы помогать людям своими знаниями. Здесь оказалось больше нужны математика, аналитические навыки, английский язык и программирование на Python. Мне по большей части не хватало только последнего пункта. Тем не менее, я решилась перейти в науку о данных. Это было одно из моих лучших решений в жизни, которое еще и подразумевало переезд в Москву и поступление в ВШЭ, которая по слухам была жутким местом с дикой конкуренцией и жестким образованием. Все это оказалось неправдой, по крайней мере на ФКН.
 
Как иностранка я заселилась в общежитие. Мне повезло, оно оказалось в пяти минутах от проспекта Мира, и в 15 минутах от метро «Проспект Мира». Там жило много иностранцев, так что можно было узнать, чем и как живут самые разные люди почти со всего мира. Мы много общались в учебных комнатах, узнавали разные культуры, профессии. 
 
А потом наступила пандемия и с ней самоизоляция. Студенческая жизнь мгновенно сузилась до небольшого круга людей, которые, как и я, не могли по тем или иным причинам вернуться домой. Думаю, для нас это тоже было важным событием, которое очень сблизило людей. Но отныне уроки велись онлайн, и видеться с однокурсниками можно было только по записи в библиотеке. Зато мне на второй год обучения мне предложили стать учебным консультантом для первокурсников нашей магистратуры, и я имела удовольствие общаться с пятью иностранцами, которые, каждый из своей страны, проходил нашу программу.
 
С группой мне очень повезло. Я пришла в магистратуру «Наука о данных» почти с нулевым опытом программирования и знанием Python. До пандемии после занятий мы почти всегда шли в библиотеку или находили пустой кабинет и занимались вместе. Меня учили всяким мелочам в Python, и, если честно, до сих пор учат. Я тоже делилась какими-то своими знаниями, которые получила на экономическом. Понимание сложности взаимодействия с данными, которое прививается на экономическом факультете, действительно оказалось полезным в новой профессии. Помимо учебы мы вместе ходили в бары и кальянные, один раз ходили на квест, несколько раз посещали профессиональные конференции от X5 и других организаторов. 
 
Помимо учебы я устроилась стажером в лабораторию, изучающую имитацию зрительных реакций. Я вообще взяла в магистратуре курс на нейронауку:  курсовая и диплом были в области анализа мозга, маголего — нейроэкономика (один из лучших курсов за время магистратуры). Я посещала доклады лаборатории, сама читала какие-то статьи и рассказывала о новых технологиях, даже немного поработала в стартапе на проекте. На дипломный проект мы с другом выставили свой проект по анализу фотографии дневника-трекера и анализу настроения текста с прикрученной рекомендательной системой. Все это, конечно, очень детские и малоработающие штуки, но они помогли мне развить навыки в профессии и получить опыт. 
 
Мне до сих пор нравятся психология и медицина, с некоторых пор — и нейробиология, и я читаю о них, когда еду в метро. Зимой я катаюсь на коньках, особенно если получается вернуться в родной Алматы, мы с друзьями обязательно поднимаемся на Медео покататься. Здесь, в Москве, почему-то катание на коньках не вызывает столько эмоций, думаю, потому что не хватает горного пейзажа и воздуха. Кроме того, сейчас я работаю по специальности в страховой индустрии, а в планах есть поступление в аспирантуру. 

Дмитрий Родионов
«Системное программирование»

До ФКН я учился в МИРЭА на направлении «Информационные системы и технологии». В какой-то момент я заинтересовался более низкоуровневыми деталями, которым на бакалаврской программе не уделялось много внимания и решил пойти в магистратуру «Системное программирование». Привлекала и известность ФКН. Мне очень понравился процесс поступления, в других университетах были странные тесты, экзамен по математике, а на ФКН устный экзамен — собеседование с вопросами, которые можно встретить и на собеседованиях при устройстве на работу. Подход индивидуальный, есть возможность поговорить, абитуриент может лучше понять, подойдет ли ему направление с таким экзаменом, и преподаватель может вглядеться в студента. В других университетах, куда я поступал в магистратуру, на тесте или экзамене по математике никто не будет с вами разговаривать и выяснять, о чем был ваш дипломный проект в бакалавриате, и почему вас заинтересовало именно это направление.

В целом мне очень понравился уровень моей группы, практически все ребята были заинтересованы в учебе, с каждым можно было поговорить об области их интересов. Атмосфера получилась очень приятная, всегда можно было обсудить какие-то вопросы по текущим предметам, если кто-то разобрался лучше, то мог подсказать, если вместе чего-то не поняли, то сформулировать вопрос преподавателю. Активности помимо учебы были и есть: с кем-то просто периодически можем сходить куда-то в бар или кафе обсудить новости. Также я в качестве спортивной активности хожу на скалодром, и некоторых ребят получилось заинтересовать этим видом спорта, мы вместе ходим на тренировки. Много теплых воспоминаний осталось от общения с преподавателями, все легко идут на контакт, являются настоящими профессионалами и учеными, всегда рады вопросам и могут заинтересовать практически любого в своем предмете. К сожалению, большая часть учебы выпала на время, связанное с карантинными ограничениями, возможно отчасти поэтому запомнившихся событий не так много. 

Помимо учебы я работал: совмещать не всегда было просто, но, как мне кажется, это в целом положительный опыт. Я начал работать после второго курса и потом всегда совмещал учебу с полноценной 40-часовой рабочей неделей. Мое направление магистратуры в основном базируется в Институте системного программирования РАН, и до учебы я не знал об этом месте. Я был очень приятно удивлен уровнем экспертизы и качеством преподавания, и для тех, кто заинтересован в начале карьеры, там есть возможность присоединиться к работе над проектами института. Это всегда что-то крутое и достаточно уникальное, и этим вряд ли занимаются где-то еще в нашей стране (или таких мест очень мало).

Что касается меня, то практически одновременно с окончанием магистратуры у меня получилось сменить работу на область, близкую по теме к моему дипломному проекту. Соответственно, продолжаю работать, всегда есть что-то новое, что нужно узнать и освоить. Кроме того, я собираюсь в аспирантуру при ИСП РАН, чтобы продолжить работу по своей теме. Теперь направление моих научных интересов совпадает с направлением работы, чему я очень рад. Посмотрим, как получится все совместить. Я уверен, что будет интересно!

Если говорить о свободном времени, то я занимаюсь скалолазанием, чтобы соблюдать некоторый баланс физической активности. Большая часть дня всегда проходит за компьютером, это надо чем-то разбавлять. Еще я немного увлекаюсь фотографией.

Надежда Калмыкова
«Финансовые технологии и анализ данных»

Я закончила факультет физической и квантовой электроники МФТИ и к концу обучения понимала, что хочу сменить направление деятельности. Выбор пал на ФЭН Вышки, но довольно быстро стало ясно, что мои ожидания и реальность не совпали. На тот момент я трудилась аналитиком в страховой компании, и мне очень нравилось работать с данными, находить закономерности, объяснения для каких-то явлений несмотря на то, что методов анализа данных в моем арсенале на тот момент было не так много. Примерно в то же время в моем круге общения стало появляться все больше людей, развивающихся в области машинного обучения. Так по своим предпочтениям и интересам в работе и рассказам людей из отрасли я поняла, что это то, что мне нужно, и начала искать подходящую магистратуру. Программа «Финансовые технологии и анализ данных» показалась мне отвечающей всем моим пожеланиям: прикладная направленность, сильная база в анализе данных с преподавателями из отрасли, возможность погрузиться в интересную мне область финансов. Кроме того, привлекательной казалась возможность совмещать магистратуру с работой фултайм: мне хотелось сразу применять полученные знания и навыки в моей профессиональной деятельности. Так что сомнений у меня не было, и эта программа была единственной, которую я рассматривала.
 
На первом курсе основной моей деятельностью была учеба — я уволилась в октябре, чтобы иметь возможность освоить новую для меня профессию, ничего не упуская. Вернулась к работе в сентябре на втором курсе, уже в роли data scientist-a, и сразу ощутила, насколько сильно выросла за первый год обучения.
 
Уже сейчас я вспоминаю время в магистратуре с большой теплотой, но особенно меня впечатлило то, с каким энтузиазмом наши преподаватели вели свои предметы! Для меня было очень важно не только получить знания, но и видеть пример увлеченности и любви к своему делу. И наши групповые проекты — мы собирались в библиотеке и часами пытались решить поставленные перед нами задачи. Может быть, это было не всегда эффективно, но уж точно весело!
 
В нашей группе оказались люди очень разного уровня подготовки: кто-то впервые столкнулся с программированием и машинным обучением, а некоторые ребята уже довольно долго работали в этих сферах и успешно участвовали в соревнованиях и хакатонах. Поначалу казалось, что это может стать проблемой, но довольно быстро сформировалась атмосфера взаимопомощи, и это стало очень вдохновляющей и поддерживающей историей: ты видишь результаты, которых достигают люди, с которыми ты сидишь за одной партой, и понимаешь, что у тебя есть все, чтобы делать так же. Вообще, мне кажется, что сообщество, в котором ты оказываешься — едва ли не самое ценное в высшем образовании. Возможностей получить знания и навыки довольно много, но очное обучение дает шанс сделать это в подходящем окружении. К счастью, мы успели провести вместе большую часть первого курса до того, как началась пандемия, и здорово сплотились. Даже после окончания учебы мы можем обсудить какие-то интересные задачи и исследования, поделиться карьерными историями и возможностями (и мемами)). А еще стараемся встречаться хотя бы пару раз в год в неформальной обстановке.
 
На первом курсе мне удалось пройти конкурс на программу обмена с университетом Гюстава Эйфеля в Париже, а еще на стажировку в École polytechnique. Я планировала совместить эти две активности и успеть попутешествовать по Европе за те девять месяцев, которые я должна была провести во Франции. Однако, сначала отменилась стажировка из-за ограничений, связанных с пандемией, а незадолго до планируемой даты моего отъезда во Франции начался резкий скачок заболеваемости коронавирусом, и я приняла решение не ехать — мне было бы сложно оказаться в условиях строгого локдауна в другой стране.
 
В свободное от работы и обучения время я регулярно занимаюсь спортом: в теплое время года предпочитаю бег и вейксерф, а когда погода меньше располагает к пребыванию на свежем воздухе — тренируюсь в зале или бассейне. Для меня это отличный способ давать отдых голове. Еще очень люблю театр, художественную литературу 19-20 веков. Ну и большая моя страсть — путешествия, надеюсь, их снова станет больше. В ближайшем будущем я планирую развиваться в области машинного обучения и анализа данных, это очень стремительно развивающееся направление и думаю, мой интерес иссякнет не скоро или не иссякнет вовсе. А через несколько лет, вероятно, попробую запустить свой стартап.
 
Сейчас я работаю в Первой грузовой компании главным специалистом по анализу данных и машинному обучению — мы с командой внедряем предиктивные модели и алгоритмы в бизнес-процессы компании. Железнодорожные перевозки, особенно грузовые — пока не слишком технологичная отрасль, поэтому мы первыми решаем многие задачи. Кроме того, в этом учебном году я вернулась на ФТиАД уже в качестве преподавателя — веду лекции и семинары по машинному обучению. Ну и конечно же продолжаю учиться сама!

Андрей Сизов
«Системная и программная инженерия»

Я люблю планировать всё заранее и начал думать о магистратуре в конце второго курса бакалавриата. Уже тогда я активно занимался мобильной разработкой и профессионально развивался как iOS-разработчик. На тот момент внутри магистратуры «Системная и программная инженерия» была специализация «Проектирование и разработка мобильных приложений». Это меня заинтересовало, но позже на Дне открытых дверей я узнал, что ее больше нет. Несмотря на это, программа СПИ все еще интересовала меня больше, чем другие магистратуры. Поэтому, окончив бакалавриат по бизнес-информатике, я решил расширить свои знания в области программной инженерии и подал документы.

Из-за пандемии часть мероприятий отменилась, часть переехала в онлайн формат, поэтому, к сожалению, не все удалось посетить. Магистратура получилась скорее про людей, очень запомнилась открытость некоторых преподавателей. Константин Дегтярев просто великолепный и преподаватель, и руководитель программы. Большое спасибо ему за помощь и отзывчивость! Было приятно познакомиться с ребятами, наладить контакты, поработать над разными проектами — например, мы разрабатывали дизайн приложения для раздельного сбора и утилизации отходов, программировали приложение для подкастов.

Мне понравилось, как проводились курсы, хотя, конечно, были всякие сложности связанные с тем, что часть курсов читалась офлайн, потом перешла в онлайн —  некоторые связки между этими двумя моментами проходили не всегда гладко,  но в целом справились. Некоторым преподавателям онлайн даже пошел на пользу. Из интересных курсов могу отметить курс по созданию цифровых интерактивных продуктов Павла Манахова, этот курс помог мне и расширил мои знания.

У меня свой стартап, я со своей командой из Вышки, Сергеем Коробиным и Николаем Мишакиным, разрабатываем мобильное приложение для подготовки школьников к ЕГЭ по математике. Мы предлагаем адаптивную технологию обучения, когда машина не просто дает тебе готовые решения, а вместе с тобой пошагово пытается нащупать слабые стороны в знаниях и их исправить. Сейчас техническая часть почти завершена, мы доделываем контент и решаем вопросы защиты авторских прав и возможного оформления патента. 

Я долгое время занимался вокалом, пишу стихи и хочу освоить музыкальный инструмент: попробовать гитару. Я совмещаю творческое и инженерное начала,  думаю, что именно это помогло мне развиться также в дизайне мобильных приложений.

Сейчас моя главная задача — запуск нашего приложения. Про аспирантуру я пока не думал. Во время учебы приходилось уделять ей много времени, я из тех людей, которые не могут оставлять что-то недоделанным. Теперь же все свободное время уходит на запуск продукта. Я надеюсь, что он реально поможет школьникам, предварительные тестирования нас очень обнадеживают. 

Когда я поступал в Вышку в бакалавриат, я не решился пойти на ФКН, думал, что мне не хватит знаний, к тому же хотелось изучить не только программирование, но и бизнес, поэтому я выбрал «Бизнес-информатику». Пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить студенческую организацию «Бизнес в стиле .RU» за то, что она существует и что делает, их помощь была мне очень важна.

Надеюсь, что СПИ будет расширяться и развиваться, как и все в Вышке!

Бекназаров Назар Сохибжонович
«Анализ данных в биологии и медицине»

Я закончил бакалавриат «Прикладная математика и информатика» ФКН. Когда я закончил бакалавриат, я посчитал, что мне было бы интересно связать свое будущее именно с биоинформатикой. Я стал искать места, где можно ею заниматься, было несколько хороших вариантов, например Институт биоинформатики в Санкт-Петербурге или биоинформатика в МГУ, но они все были немножко не моего профиля, скорее, про «мокрую», лабораторную биоинформатику. Применение машинного обучения в биоинформатике было только на ФКН, поэтому я выбрал его. 

В целом магистратура мне понравилась, были очень интересные предметы, которые заставили меня посмотреть на многие вещи по-новому. Студенческая жизнь магистратуры достаточно сильно для меня отличалась от бакалавриата. Студенческая жизнь в бакалавриате была очень интересна, потом этого, к сожалению, уже не было, потому что я начал работать. Мы в основном занимались вечером, это очень сильно меняет атмосферу, получается учеба как будто бы для работающих людей, которые хотят улучшить свои знания. 

Отношения в группе были хорошие, доверительные, у меня было ощущение, что я всегда могу получить помощь и пообщаться. У нас был очень разный бэкграунд, у половины биологический, у половины информатический, поэтому мы часто просили друг у друга помощи. У нас были курсы, которые требовали понимания то одной части, то другой. Я после пар объяснял ребятам статистику, они рассказывали нам кучу интересных вещей о биологии. Благодаря взаимопомощи атмосфера в группе была очень приятная. Были у нас и совместные посиделки.

Мне было несложно совмещать учебу и работу. Конечно, я уставал, но я ведь учился в бакалавриате ФКН. Я считаю, что если во время сессии в бакалавриате ФКН у вас не было нескольких нервных срывов, то это была очень легкая сессия. А вот мои однокурсники говорили, что это очень тяжелая программа, что безумно сложно там учиться. Я этого не видел, мне было несложно. Правда, после работы и учебы почти ни на что не оставалось времени. Это изматывало, но мне подошло.

У меня были дополнительные проекты. Я запланировал параллельно учиться в Школе анализа данных Яндекса, но выдержал только первые полгода, там была слишком высокая нагрузка, полноценная вторая магистратура. Еще мы с моим научным руководителем Марией Попцовой писали научную статью, она вышла в журнале Scientific Reports. 

Сейчас я работаю в Яндексе и параллельно преподаю в Вышке майнор «Биоинформатика». Я поступил в аспирантуру по компьютерным наукам. Я хочу ещё немножко поразвиваться в научной среде, писать статьи, делать проекты, но потом хочу уйти в индустрию, связанную с биоинформатикой и машинным обучением. Сейчас моя работа связана только с машинным обучением, а я вижу своё будущее именно в индустрии биоинформатики.

Дмитрий Сморчков
«Математика машинного обучения»

До магистратуры ФКН я учился в бакалавриате факультета математики НИУ ВШЭ. Ближе к последнему курсу мои интересы сгустились вокруг приложений математики в компьютерным наукам. К тому же я тогда занимался вероятностной комбинаторикой и мой научный руководитель, Дмитрий Шабанов, был с ФКН. Более того, ещё раньше, на третьем курсе мне посчастливилось быть ассистентом по алгебре на ПМИ и я понял, что математика на ФКН находится на серьезном уровне и, на мой взгляд, даже в некоторых областях (дискретная математика, вероятность) лучше развита, чем на матфаке. Также на четвертом курсе я брал курсы по программированию и алгоритмам, и они очень мне понравились. 
 
Таким образом, после окончания бакалавриата у меня не было других альтернатив, кроме как идти в магистратуру на ФКН. Оставалось выбрать направление: будучи победителем олимпиады ПМИ и олимпиады «Я — Профессионал», я мог зачислиться на любую из предложенных тогда программ. Думал выбрать что-нибудь сбалансированное между теорией и практикой (при этом я держал в голове, что машинное обучение тогда было hot topic), но при этом не хотелось совсем покидать математическую деятельность, поэтому я выбрал направление исходя из названия: «Статистическая теория обучения» (сейчас «Математика машинного обучения»). Ещё в пользу этого выбора сыграло то, что программа была реализована совместно со Сколтехом, что давало бонусы в стипендии и в обучении на английском языке. К тому же классно, что с одной стороны ты не бросил родную Вышку, но при этом встретил новых людей из других мест.
 
Основные студенческие мероприятия были со стороны Сколтеха. Теплые воспоминания оставил «Инновационный курс», на котором мы разбились на команды совершенно незнакомых сначала людей и в сжатые сроки должны были сделать какой-нибудь технологичный полезный проект и максимально эффектно его презентовать. Мы с командой разработали сортировщик гнилых яблок на конвейере, основанный на классификации с помощью нейронной сети. Лично я работал с механической частью: как результат работы программы передать на робот-руку, чтобы смахнуть испорченное яблоко. На удивление всё заработало и мы выиграли приз в номинации «лучший прототип». Со стороны ВШЭ запомнился концерт Валерия Меладзе для выпускников — это было очень классно! Также в последнюю неделю перед вручением дипломов у меня произошло не менее важное событие: я женился и был очень рад.
 
На нашей программе было немного студентов, 17-19 человек. Они все были довольно толковые ребята, имеющие профессиональные навыки в разных областях. Мы разбились на группы по интересам, хоть и выделялась немаленькая группа студентов с бакалавриата ПМИ, конечно, они друг друга знали, но общались не только между собой, что было приятно. Я же близко познакомился с новенькими на ФКН ребятами, с которыми частенько играл в настольный футбол в Сколтехе: это были Вова Гогорян, Ваня Вовк и Гриша Сотников. Мы похожи по чувству юмора и поэтому нам никогда не было скучно. К тому же мы очень сильно друг другу помогали: я был неплох в математике, а ребята имели огромный опыт в программировании. Консультируя друг друга по непонятным вопросам, нам удалось успешно закрыть все курсы. С этими же ребятами мы иногда ходили в кино, кафе и лазертаг — это такая безопасная альтернатива пейнтболу.
 
Что касается научной жизни: в самом начале первого курса наш академический руководитель Алексей Наумов взял меня под крыло, устроив в международную лабораторию стохастических алгоритмов и анализа многомерных данных, которая как раз и специализируется на математическом обосновании методов машинного обучения. Научная жизнь там кипит не по-детски, и я тоже участвовал в проекте, который стал связан с моей дипломной работой «Снижение дисперсии с помощью нейронных сетей». Также лаборатория проводила различные научные школы, я поучаствовал в паре, которые проводились в Сириусе. Заниматься наукой на курорте, что может быть лучше? Кроме того, на первом курсе, до пандемии, мне удалось получить бронзовую медаль «Я — Профессионал» по математике, наконец-то получив денежный приз.
 
В свободное время я играю в баскетбол, во время магистратуры даже удавалось играть в лиге ВШЭ. Я, конечно, не суперспортсмен, но участие давало неплохую игровую практику и физическую форму. Также в последнем семестре я освоил вождение мотоцикла и получил права. С детства у меня есть тяга к различным транспортам, и я мечтаю получить лицензию пилота воздушного судна (надеюсь, что это скоро станет не мечтой, а целью).
 
Закончив магистратуру, я простажировался летом на позиции data scientist’a в Ozon и теперь поехал на PhD в University of Florida, а также поступил в аспирантуру ВШЭ по математике. Хоть меня и привлекают компьютерные науки, но мне кажется, что учёная степень по математике престижнее. Тем не менее, я стараюсь не забывать знания, полученные на ФКН: посещаю местный кружок по программированию, также тут есть различные проекты по искусственному интеллекту, в частности, машинное обучение.
 
В мои дальнейшие планы входит успешно защититься, не посрамив русскую математическую школу в Америке. В идеале было бы хорошо смочь совместить академическую карьеру и индустрию, а спустя какое-то время было бы классно пойти преподавать в ВШЭ.