• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
ФКН
Контакты

Адрес: 109028, г. Москва, Покровский бульвар, д. 11

Телефон: +7 (495) 531-00-00 *27254

Email: computerscience@hse.ru

 

Руководство
Первый заместитель декана Вознесенская Тамара Васильевна
Заместитель декана по научной работе и международному сотрудничеству Объедков Сергей Александрович
Заместитель декана по учебно-методической работе Самоненко Илья Юрьевич
Заместитель декана по развитию и административно-финансовой работе Плисецкая Ирина Александровна
Образовательные программы
Бакалаврская программа

Компьютерные науки и анализ данных

4 года
Очная форма обучения
40/5
40 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Прикладная математика и информатика

4 года
Очная форма обучения
145/70/20
145 бюджетных мест
70 платных мест
20 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Прикладной анализ данных

4 года
Очная форма обучения
90/12
90 платных мест
12 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Бакалаврская программа

Программная инженерия

4 года
Очная форма обучения
135/100/20
135 бюджетных мест
100 платных мест
20 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Экономика и анализ данных

4 года
Очная форма обучения
205/160/20
205 бюджетных мест
160 платных мест
20 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Анализ данных в биологии и медицине

2 года
Очная форма обучения
27/5/1
27 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Магистр по наукам о данных

2 года
Очная форма обучения
21/9
21 платное место
9 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Математика машинного обучения

2 года
Очная форма обучения
18/5/1
18 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Машинное обучение и высоконагруженные системы

2 года
Очная форма обучения
28/2
28 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Науки о данных (Data Science)

2 года
Очная форма обучения
32/10/10
32 бюджетных места
10 платных мест
10 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведется на русском или английском языках
Магистерская программа

Системная и программная инженерия

2 года
Очная форма обучения
35/5/5
35 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Системное программирование

2 года
Очная форма обучения
25/5/1
25 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Современные компьютерные науки

2 года
Очная форма обучения
35/5
35 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Финансовые технологии и анализ данных

2 года
Очная форма обучения
50/1
50 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Статья
Sampling discretization and related problems

Kashin B. S., Kosov E., Limonova I. V. et al.

Journal of Complexity. 2022. Vol. 71.

Статья
Fast parametric curve matching (FPCM) for automatic spike detection

Kleeva D., Soghoyan G., Komoltsev I. et al.

Journal of Neural Engineering. 2022. Vol. 19. No. 3.

Статья
On free semigroups of affine maps on the real line

Kolpakov A., Talambutsa A.

Proceedings of the American Mathematical Society. 2022. Vol. 150. No. 6. P. 2301-2307.

Глава в книге
Empirical Study of Transformers for Source Code

Chirkova N., Troshin S.

In bk.: ESEC/FSE 2021: Proceedings of the 29th ACM Joint Meeting on European Software Engineering Conference and Symposium on the Foundations of Software Engineering. Association for Computing Machinery (ACM), 2021. P. 703-715.

Впечатления о Вышке у меня самые положительные: все очень оперативно решается, все понятно и прозрачно

Впечатления о Вышке у меня самые положительные: все очень оперативно решается, все понятно и прозрачно

Алия Шарипова

Алия Шарипова, постдок лаборатории научно-учебной лаборатории процессно-ориентированных информационных систем (ПОИС), рассказала о моделировании образовательных процессов и о работе в постдокторантуре. 

Я окончила факультет «Информатика и робототехника» Уфимского государственного авиационного технического университета, моя специальность — прикладная информатика в экономике. До поступления в аспирантуру я была соискателем на кафедре автоматизированных систем управления, по совету заведующего нашей кафедры профессора Геннадия Григорьевича Куликова поступила в аспирантуру. Во время работы над диссертацией дважды участвовала в программе академической мобильности DAAD в Техническом университете Карлсруэ, выступала с докладами на международных конференциях. Там я впервые подумала о постдокторантуре как о возможности продолжения научной работы.

Целью моей диссертационной работы являлось повышение эффективности управления коллективными инвестициями с использованием оценок робастности (устойчивости). Мы с моим научным руководителем профессором Валентином Юльевичем Арьковым исследовали, насколько различные торговые системы могут быть устойчивы, и как можно это оценивать количественно. Основным показателем эффективности стратегии является доходность, полученная в процессе инвестирования. В большинстве случаев доходность является единственным видом информации, предоставляемым управляющими компаниями своим клиентам. На практике результаты инвестирования могут существенно отличаться на различных трендах. Нам было интересно разработать именно количественные критерии оценки устойчивости торговой стратегии. Кроме того, тема диссертации составляет и мой личный интерес — сейчас очень актуальны индивидуальные пенсионные планы и инвестиционные счета, и я продолжаю инвестировать на фондовом рынке. 

Я защитила диссертацию через две недели после первых родов, в 2014 году — надеялась, что успею до, но изменились требования к срокам публикаций автореферата. После второго декрета, я подумала, что пришло время возвращаться к научной работе, так как очень хотелось продолжать исследовать и преподавать. Я искала разные программы постдоков за рубежом, помня о своих планах, и увидела информацию по программе российских постдоков в НИУ ВШЭ. Сейчас я живу в Москве, с детьми меня очень поддерживают супруг и родители.

В Вышке я продолжаю заниматься моделированием бизнес-процессов, но уже в образовании. В лаборатории ПОИС все очень доброжелательно настроены, это очень приятно и помогает мне в работе. Я постдок второго года, и сейчас продолжаю исследовать модель массовых открытых онлайн курсов (MOOC) с применением методов process mining. При определении плана работ постдока на год, профессор Ирина Александровна Ломазова предложила мне тему моделирования MOOC, так как эта тема сегодня актуальна и может быть полезна в реальном процессе. В первый год задача исследования состояла в разработке модели образовательного процесса MOOC. Ее основой должны были стать сети Петри и возможности process mining — извлечения данных для того, чтобы смоделировать и проанализировать процесс обучения студентов MOOC. Наша группа — сотрудники лаборатории, в частности, Ирина Александровна и Алексей Мицюк. В результате мы разработали модель образовательного процесса MOOC с аспектами, которые не были освещены в других работах, например, групповая работа студентов над проектом. Сочетание разработанной модели образовательного процесса на основе сетей Петри с интеллектуальным анализом процессов предоставляет новые возможности для визуализации, мониторинга, соответствия и проверки соответствия в средах электронного обучения.

Чтобы модель не была перегружена, мы решили использовать ссылочный механизм, который позволяет избежать дублирования информации. Если запись о студенте уже можно найти в портфолио по идентификатору студента, то зачем записывать его каждый раз заново? При желании в модели можно отобразить все, но тогда она будет перегружена и сложно читаема. Мы работали над тем, как представить модель в более удобной и наглядной форме и отразить ранее не затронутые в исследованиях аспекты.

Сейчас на эту тему мы подготовили статью в журнал первого квартиля. Наша исследовательская задача — применение теоретического формализма сетей Петри к тому, как можно моделировать образовательный процесс онлайн-курсов в условиях, когда используются информационные системы обучения и образуется очень много логов журналов событий. Моя задача на второй год более прикладная — использовать реальные данные логов информационных систем обучения для того чтобы проверить, насколько наша модель применима для реализации учебного процесса. Результат анализа активности пользователей систем электронного обучения может использоваться для проектирования образовательной среды, разработки образовательных ресурсов, а также в управлении учебного процесса МООС.  Все это может быть полезно для того, чтобы оптимизировать образовательный процесс, исправить узкие места. 

Честно говоря, до этого у меня не было опыта групповой работы над проектом в рамках научно-исследовательских программ. А тут с первых дней мы работаем группой, и для меня это новый опыт. Я чувствую, что мне стало легче работать, несмотря на более высокие требования Вышки к исследованиям и публикациям. Реальный проект, над которым мы работаем, общение с ведущими специалистами, которые не бросают тебя одного — все это очень мне помогает, даже по сравнению с зарубежными стажировками.

Впечатления о Вышке у меня самые положительные: все очень оперативно решается, все понятно и прозрачно. Я сразу начала участвовать во всех тематических и просто интересных мне семинарах, в том числе и научных семинарах нашей лаборатории. Большой плюс — доступ ко всем базам, журналам и статьям — не нужно тратить время на поиск нужного материала. Также очень полезным для меня оказался центр академического письма — я брала там курс и консультировалась с носителем английского языка. Стоит отметить, что даже сама подача заявки на постдок была очень понятной и не перегруженной излишней документацией. 

Также по совету Ирины Александровны я прошла курс повышения квалификации в Вышке по программированию на Python. До этого я обучалась на C++, и в моей работе не было упора на программирование — задачей было скорее моделирование, чем реализация системы. Здесь же курсы по Python оказались очень полезны в работе.

Мы тесно общаемся с другими постдоками, как на семинарах, где мы рассказываем о своем опыте, так и в общежитии, в чате — все очень участливые и готовы помочь, делиться информацией. Очень много поддержки приходит и от кураторов программы — Юлии Фалькович, Анны Правдюк.

Независимо от того, чем я буду заниматься после постдокдорантуры, я рада, что продолжаю заниматься научной деятельностью, и имею возможность работать и приобретать опыт в одном из ведущих вузов.