• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ФКН на смене в «Сириусе»

ФКН на смене в «Сириусе»

Эльмира Алиева

В декабре в образовательном центре «Сириус» прошла смена Яндекса «Алгоритмы и анализ данных». Выпускники и преподаватели  ФКН приняли в ней участие в качестве менторов, и мы поговорили с некоторыми из них:

Соколов Евгений Андреевич
Руководитель программы

Мы были очень рады, когда Яндекс в первый раз предложил нам поучаствовать в этой смене, и в 2021 году мы провели ее уже в третий раз.  

Отбор проводил сам «Сириус» по составленным нами задачам, которые тестировала система Яндекс.Контест. Всего в этом году в смене поучаствовало около 50 школьников, причем половина прошла по олимпиадам, а половина - по установленному конкурсу. Смена была замечательна еще и тем, что в этот раз на нее могли приехать одиннадцатиклассники. 

Мы поделили смену на три части: первые десять дней была только подготовка к олимпиадам по информатике, за которую отвечал Михаил Густокашин. В переходной части мы давали школьникам неточные задачи на стыке алгоритмов и анализа данных. Например, мы занимались задачами комбинаторной оптимизации, вероятностными алгоритмами, решали задачи, связанные с классификацией текстов или прогнозированием. Но везде формат был ближе к олимпиадам — задачи сдавались в проверяющую систему и оценивались по наборам тестов. Эту часть проводили я и Глеб Евстропов. Третья часть смены была проектной — группы школьников по три-четыре человека занимались с менторами и готовили командные проекты. Чтобы определить лучшие, мы придумали три номинации: самый сложный проект, самая лучшая презентация и самый полезный/применимый проект. 

Одной из главных целей смены была профориентация школьников. Конечно, у участников был опыт решения олимпиад, но это не даёт понимания всех направлений и задач в компьютерных науках. Нам было важно показать участникам, что происходит в реальной работе и исследованиях, поэтому мы постарались предложить им максимально разнообразные проекты. Кажется, нам это удалось, и многие ребята отметили, что этот опыт может помочь им сделать более осознанный выбор. 

Густокашин Михаил Сергеевич
Руководитель программы

В этом году на смену приглашались ученики 10-11 классов и это создало новые вызовы для нас. Часть из них уже имеет диплом Всероссийской олимпиады школьников, который позволяет не беспокоиться о поступлении в вуз, а другая часть такого диплома не имеет и задача подготовки к олимпиадам, помогающим в поступлении, стоит перед ними очень остро.

Подобрать баланс таким образом, чтобы участие в смене было полезно и интересно для всех было нетривиальной задачей. На алгоритмической части смены мы постарались подобрать те темы, которые ближе всего к машинному обучению и другой реальной практической деятельности, но все же встречаются на олимпиадах. Эти темы почти не изучают на уроках, кружках или на учебно-тренировочных сборах. Также мы обеспечили для участников смены максимально возможную вариативность: каждый день каждый участник смены выбирал, какое из трех занятий посетить — начиная со сложных, но полезных для олимпиад и, заканчивая очень сложными, но в меньшей степени «олимпиадными».

Приятно отметить, что школьники, занимавшиеся до смены почти исключительно алгоритмическим программированием, смогли быстро освоить совершенно новые для них темы и сделать наукоемкие и в то же время практически полезные проекты с использованием новых знаний. Было бы практически невозможно добиться такого успеха, если бы участники не написали в процессе подготовки к олимпиадам десятки тысяч строк работающего кода и не разобрали сотни алгоритмов и идей.

Анастасия Табишева
Разработчик машинного обучения в Яндексе

Я много раз была в Сириусе студентом, поэтому знала про это место уже давно. На последней моей смене в качестве студента моим ментором оказался человек, который так интересно рассказывал про свою команду, что через месяц он стал моим коллегой по работе. Осенью прошлого года он предложил мне поменторить у школьников, и я подумала, что может быть интересным оказаться по другую сторону этого процесса и делиться своими знаниями со школьниками.

Наша команда делала телеграм-бота, который мог выявлять токсичные сообщения в чатах и предупреждать нарушителей. Работа состояла из нескольких частей — сбор датасета, очистка и предобработка данных, поиск лучшей модели машинного обучения для этой задачи, подсчет метрик и написание самого телеграм-бота. На смене выяснилось, что не у всех школьников есть опыт написания кода на Python, но так как они хорошо знали другие языки программирования, то быстро разобрались с основами и начали писать код. Работы было много, поэтому некоторые задачи выполнялись ребятами параллельно, двое готовят данные и обучают модель, третий — делает бота и выкатывает его в прод. Так каждый мог делать то, что ему интересно и чувствовать свой вклад в проект. Я все время была с командой, отвечала на многочисленные вопросы и искала вместе с ними ошибки в коде, если что то не получалось. Ближе к концу проектной смены они научились главному навыку разработчика — хорошо гуглить любую проблему и успешно находить ответ.  В конце недели мы несколько раз прогнали нашу презентацию, я позадавала им возможные вопросы от жюри,  поэтому на финальном выступлении все было гладко.

По отзывам ребят, проект им понравился и в будущем они думают углубиться в сферу машинного обучения. Под конец недели оставалось мало времени на доделывание проекта, поэтому тестировали нашего телеграм-бота мы не очень много. Школьники запустили этого бота в свои телеграм-чаты, и он даже неплохо выявлял слишком токсичные сообщения, но работы там все равно осталось много — он, например, совсем не справлялся с сарказмом. Думаю, проект получился довольно интересным, потому что с одной стороны, на поверхностном уровне он не требует много знаний заранее, а с другой — я сама делала что-то похожее на третьем курсе.

Я впервые попробовала себя в роли ментора, и это совсем не то же самое, что объяснять что-то однокурсникам. Важно не просто знать определения, которым нас учили, надо объяснить так, чтобы человек без нескольких лет подготовки на ФКН мог понять. Иногда это получалось сразу, иногда надо было искать другие способы объяснить сложные вещи простым языком, и в такие моменты часто возникают новые метафоры для технических понятий. Мне было интересно следить за успехом команды, как у них что-то начинает получаться, хотя на это требуется очень много сил и концентрации — вопросов становится только больше и они усложняются по мере понимания области.

Кирилл Гельван
Разработчик систем обработки естественного языка в Сбере

Меня на смену в «Сириусе» пригласил Евгений Соколов. Ему давно известно о моих интересах как к преподаванию, так и к глубинному обучению. В связи с загруженностью на работе, смена была для меня серьезным вызовом. Но из-за желания реализовать свою давнюю проектную задумку я незамедлительно решил, что надо ехать.   

На смене мы со школьниками разбирали основы машинного обучения и нейросетей в частности. А главное — мы разбирались с этим на практике. Современные инструменты для работы с глубинным обучением позволяют с небольшой теоретической базой за непродолжительное время сделать практически все что угодно. Целью нашего проекта было создать телеграм-бота для выделения главной информации из диалога на русском языке. Думаю, для многих все более серьезно стоит проблема большого количества чатов на десятки человек с сотнями не самых полезных сообщений. Мы пытались решить эту проблему, создав бота, который бы кратко пересказывал все, что было в 50-100-300 сообщениях выше. После нескольких лекций, мы с ребятами сгенерировали основные идеи и гипотезы, распределили обязанности и принялись за работу. 

У нас получилось создать рабочего бота для суммаризации сообщений в телеграмме. Его зовут Кратко бот. Мы сделали классное видео-демо — пример работы нашего бота. На сегодняшний день его используют в нескольких десятках групп. Хоть он иногда и путает факты, зачастую от этого получается только веселее. 

Мне очень понравилось работать со школьниками и открывать для них мир глубинного обучения. Было приятно смотреть на удивление ребят, когда модель начала выдавать осмысленные тексты. К концу смены у нас получилось наладить профессиональные отношения в команде и продолжить заниматься развитием продукта в свободное время.

Алексей Космачев
Разработчик в Joom

Еще в 2020 году Евгений Соколов пригласил меня поучаствовать на проектной части смены. В том году все прошло хорошо, и я изъявил желание поучаствовать и в следующем году, если будет возможность. Возможность появилась, и вот я вновь проектный ментор на смене в Сириусе. 

Я постарался подобрать проект таким образом, чтобы он был одновременно интересным и развлекательным для школьников, но при этом наукоемким и нетривиальным в реализации. В итоге наша команда реализовывала приложение, которое позволяло смотреть смешные картинки в интернете и ставить им лайк улыбкой. 

Чтобы ставить лайки улыбкой, требуется задействовать серию нейронных сетей, запущенных прямо на устройстве пользователя, а также реализовать эффективный алгоритм рекомендаций. Именно это было основным вызовом для детей. Моей задачей было рассказать им основную теорию, а дальше дети сами программировали всю систему. 

Дети блестяще справились с проектом. Вся сложная система работала как часы и позволяла ее пользователю с комфортом просматривать смешные картинки. Немаловажно, что проект был выполнен не «в стол» — ближе к концу почти все участники смены успели воспользоваться наших изобретением, а один из участников сообщил мне, что планирует уже вне Сириуса развивать идею проекта. В итоге проект занял сразу два призовых места — место за лучшую презентацию и приз зрительских симпатий!

Я в восторге от проведенной смены, кажется что на ней хорошо сложилось вообще все — умные школьники, заряженные на успех, интересные и непростые проекты, потрясающий преподавательский состав и умопомрачительная атмосфера Сочи. Надеюсь, что еще представится возможность поучаствовать в будущем.