Мне кажется, что важно уметь говорить о своем исследовании научно-популярным языком
Григорий Буклей — третьекурсник ПМИ. Недавно он участвовал в «Научных боях» — его выступление называлось «Свайп вправо: самый честный мэтчинг при поступлении в вузы». Мы поговорили с Григорием о возможных применениях его исследования.
Почему ФКН?
Я родился и вырос в Москве. До девятого класса ходил в самую обыкновенную школу, которую даже можно назвать гуманитарной. В восьмом классе я стал посещать разные математические кружки и вечерние школы. После этого я поступил в математический класс 57-й школы, которую и закончил.
Уже в начале 11 класса я точно знал, что хочу поступать в Вышку. В ней меня привлекла большая вариативность курсов и возможность построения индивидуальной траектории обучения. Кроме того, все мои знакомые постарше очень положительно о ней отзывались.
Я думал, поступать ли мне на матфак или ФКН, но понял, что от чистой математики я немного устал в школе. Кроме того, мне казались более интересными такие прикладные направления как биоинформатика или компьютерная лингвистика. При этом заниматься чистой разработкой мне не хотелось. Все эти факторы привели к тому, что я захотел поступить именно на ПМИ и никуда больше. У меня даже не было запасного варианта: оглядываясь назад, можно сказать, что так делать достаточно рискованно.
Об исследовании и Научных боях
Я занимаюсь применением алгоритма Гэйла-Шепли, который учитывает иерархию предпочтений обеих сторон. Алгоритм Гэйла-Шепли используется для разбиения на пары в двусторонних рынках — это могут быть совершенно разные истории от рынка вакансий и безработных, рынка доноров и акцепторов почек, до университетов и абитуриенток. Разбиение, полученное в результате работы алгоритма, обладает свойствами справедливости и невыгодности теневых соглашений. А ещё алгоритм Гэйла-Шепли очень простой. Из-за этого он и получил такое широкое распространение.
С 1950-х годов его использовали для распределения выпускников медицинских колледжей по больницам для прохождения практик. Это не было обязательно, но им пользовалось около 95% студентов. При этом Дэвид Гэйл и Ллойд Шепли опубликовали алгоритм с доказательством всех полезных свойств только в 1962 году. А позже Элвин Рот придумал много механизмов для его применения. В 2012 году Рот и Шепли получили Нобелевскую премию по экономике «за теорию стабильного распределения и практики устройства рынков» (к сожалению, Гэйл умер в 2008 году).
В своих исследованиях я сосредоточился на анализе недостатков и преимуществ системы поступления в школы в трёх городах США: Чикаго, Бостоне и Нью-Йорке. Распределение учеников в этих городах происходит по похожему алгоритму, но везде есть свои особенности. Они появляются не всегда на пустом месте: исходная версия алгоритма не учитывала случая, когда в семье два ребёнка и нужно, чтобы их определили в одно место; не учитывала квоты для разных категорий поступающих или необходимость получения общежития. Однако иногда власти этих городов шли путём упрощения и из-за этого изменяли исходный алгоритм, который в результате преобразований терял желаемые свойства. Моей задачей является как раз сравнить эти три системы, и, по возможности, предложить, какие реформы нужно провести, чтобы наименьшими изменениями вернуть полученному распределению все хорошие свойства.
Для Научных боев я выбрал более близкую для Вышки тему — отборы на майноры. Здесь хотелось бы сказать отдельное спасибо дирекции основных образовательных программ Вышки за предоставление анонимизированных приоритетов студентов по майнорам, которые я смог использовать в своем исследовании.
При этом важно отметить, что когда мы исследуем механизмы, в которых агентам выгодно манипулировать своими приоритетами (например, при поступлении в университеты), видимые данные не отражают реальности. Мы не можем оценить сколько людей на самом деле не поступило в самый желанный университет или майнор. Число мест, куда можно подать заявку, ограничено, а это побуждает ставить абитуриентов выше не те университеты куда больше хотят, а те, в которые они скорее всего пройдут.
Участие в Научных боях — это очень крутой опыт. Мне кажется, что важно уметь говорить о своем исследовании научно-популярным языком. До этого у меня никогда не было выступлений на таких крупных мероприятиях, и было интересно посмотреть на процесс изнутри. Оказалось, что подготовкой боев занимается большая команда, и помимо видимого результата происходит ещё много внутренней работы с тренерами по тексту, PR-командой, подготовкой реквизита и репетициями.
О себе
В свободное время мы с друзьями ходим на квизы, в театр или просто погулять. Еще мне нравится иногда проводить время одному, и тогда я читаю или смотрю сериалы. Недавно я закончил читать «Разговоры с друзьями» Салли Руни, а сейчас читаю «Мисс Исландия» писательницы со сложным именем Эйдюр Ава Оулафсдоуттир. Для меня эти книги в первую очередь про свободу, поэтому, когда особенно тревожно, я ухожу в них целиком. Ещё в такие моменты всем советую читать детективы, например, Ю Несбё, потому что на книги этого жанра можно легко отвлечься. И, главное, как бы сложно ни было бы в середине, в конце книги Харри Холе всё равно раскроет дело, и всё закончится хорошо.
Еще я люблю преподавать, и сейчас веду занятия в 57-й школе, которую сам закончил. Иногда меня зовут на сборы ко Всеросу или на выездные смены. Кроме того, я сейчас активно занимаюсь проектом научных кураторов Вышки. Это такие же студенты, как и обычные кураторы, но которые могут дополнительно помочь адаптироваться в академической сфере университета, выбрать научника или расскажут про лаборатории на факультете.
О будущем
Обычно я не строю планы на далёкое будущее, а сейчас это стало ещё сложнее. Из ближайших крупных событий: я планирую закончить обучение в Институте биоинформатики, где я сейчас учусь параллельно с Вышкой, и где мне осталось завершить последний семестр. Летом хотелось бы отдохнуть и лучше понять, чем я хочу заниматься дальше.
Я думаю о продолжении академического трека, и могу сказать, что пока мои планы ограничиваются поступлением в магистратуру. Уже через полгода мне нужно будет подавать документы - на данный момент я склоняюсь к более экономическому направлению, но пока ничего не решил точно.
Буклей Григорий Александрович