Выпуск 2022. Часть 1
Начинаем рассказ о выпускниках 2022 года: всего в материале будет три части. Студенты поделятся своим опытом обучения в бакалавриате и магистратуре, расскажут, как на них повлияло время на ФКН и помечтают о своем будущем.
Корней Томащук
Прикладной анализ данных, бакалавриат
Не могу сказать, что я с детства планировал связать свою жизнь с математикой. Хоть из школьных предметов алгебра и геометрия были моими любимыми, решение поступить на бакалаврскую программу с уклоном на прикладную математику и информатику было довольно спонтанным. Все началось с вводного курса по программированию на языке Python (как раз от Вышки), на который я наткнулся на последнем году обучения в школе. Далее познакомился поближе с машинным обучением и понял, что хочу двигаться в этом направлении. ФКН ВШЭ мне посоветовал мой учитель по математике. В тот год как раз был первый набор на «Прикладной анализ данных». А возможность совмещения обучения на ФКН с получением двойного диплома была крайне заманчива, поэтому, недолго думая, я решил поступать именно туда.
К сожалению, довольно большая часть обучения проходила в онлайн режиме в связи с пандемией, но все равно осталось много теплых воспоминаний. Если не затрагивать внеуниверситетскую активность с одногруппниками, вспоминаются совместные подготовки к экзаменам. Когда вы собираетесь с друзьями, допоздна сидите в универе, чтобы хорошо подготовится к экзамену. А по сути, как минимум половина времени уходит на разговоры ни о чем, шутки и возмущения по поводу сложности предстоящего экзамена. В итоге все потом уходят домой и готовятся уже самостоятельно. Было круто.
Помимо учебы я активно занимался исследованиями. На втором курсе я делал исследовательский проект под руководством Василия Громова и довольно быстро понял, что наука – это то, чем я хочу заниматься, что мне поистине интересно. С конца третьего курса я работаю стажером в лаборатории и занимаюсь различными исследовательскими проектами.
Из хобби я могу отметить спорт. Отличный способ избавиться от стресса и привести мозги в порядок между занятиями по учебе и исследовательскими проектами. Также свободное время люблю уделять игре на фортепьяно. В школе занимался с репетитором, а сейчас просто играю в свое удовольствие.
В данный момент я продолжаю заниматься исследовательскими проектами, а также готовлюсь к вступительным в магистратуру. Хочу поступить на программу «Науки о данных» ФКН. Я планирую продолжать двигаться и дальше в научной сфере: магистратура, аспирантура, защита кандидатской.
Александра Сендерович
Прикладная математика и информатика, бакалавриат
В последних классах школы я каждое лето ездила на Летнюю компьютерную школу и участвовала в олимпиадах по информатике. Мои результаты на олимпиадах были не очень высокими по меркам олимпиадной тусовки, однако они позволили мне выбрать университет на свое усмотрение. Я стояла перед дилеммой: идти в ВШЭ или в МГУ. У ВШЭ гораздо лучше была организована маркетинговая кампания: например, к нам в школу приходили преподаватели, чтобы рассказать об учебном процессе (Михаил Густокашин и Александр Шаповал). Кроме того, большинство моих знакомых собирались учиться в ВШЭ — все эти факторы привели к тому, что в итоге я выбрала этот университет.
В конце второго курса мне снова пришлось выбирать, на этот раз между специализациями. Теоретическая информатика казалась мне слишком сложной и не очень интересной, поэтому мне надо было выбирать из машинного обучения и распределенных систем. Я подумала, что с распределенными системами мне рано или поздно придется встретиться на работе, так что с ними я еще успею разобраться. К тому же заниматься машинным обучением сейчас очень модно. Так что в итоге я выбрала специализацию «Машинное обучение».
Из-за выбора специализации на втором курсе каждый студент учится как минимум в двух различных группах (до и после второго курса). Я помню, что в первые два года мы больше общались с одногруппниками: в групповом чате часто обсуждались какие-то интересные вещи помимо учебы, а перед экзаменами мы иногда обсуждали вопросы внутри сравнительно больших компаний. На первом курсе наш староста организовал небольшую встречу в честь своего дня рождения, а после летней сессии мы ходили все вместе в антикафе.
Однако после второго курса мой круг общения сузился до нескольких друзей, с которыми мы обсуждали домашку и иногда посещали какие-то внеучебные мероприятия. Безусловно, коронавирус сыграл большую роль в том, что с новой группой общения было гораздо меньше, однако, скорее всего, проблема не только в том, что мы редко видели друг друга. Мне кажется, к третьему курсу у людей уже сложился круг друзей, а времени резко становится меньше из-за сложности новых курсов (а кто-то уже начинает работать). Поэтому я думаю, что со второй группой и без коронавируса отношения у меня были бы более прохладными. При этом во второй группе у нас было несколько активных людей, организовывающих походы в бар, однако эти мероприятия были менее масштабными, чем на первом курсе, и привлекали обычно только какую-то часть группы.
После защиты дипломов мои подруги организовали командную «Угадай мелодию» для нашей группы – на мой взгляд, это было одно из самых интересных мероприятий, однако все равно пришли далеко не все. Кроме того, наши преподаватели по машинному обучению несколько раз давали нам бонусные баллы за поход в музей (любой) – и один раз мы даже сходили почти всей группой вместе с Евгением Соколовым. Таким образом, можно наблюдать, что только жадность к хорошим оценкам собрала всю группу вместе…
Наш курс был последним, у кого проходили занятия в здании на Кочновском проезде. Из-за того, что там мы были единственным факультетом, это здание казалось мне гораздо более уютным, чем огромный и пафосный корпус на Покровке, в котором за три оставшиеся года мне так и не удалось обжиться. Возможно, это связано с тем, что из них два с половиной года пришлись на время коронавируса и постоянных локдаунов, во время которых студенческая жизнь вне учебы почти совсем остановилась. Однако до коронавируса мы с друзьями успели поучаствовать в нескольких университетских турнирах по «Что? Где? Когда?» и даже ходили на тренировки от ассоциации интеллектуальных клубов НИУ ВШЭ. Наверное, это были самые интересные студенческие активности, в которых я участвовала.
В студенческой мобильности, к сожалению, принять участие у меня не получилось. Однако летом после третьего курса меня взяли на научную стажировку в швейцарский университет EPFL. Там я занималась распределенным машинным обучением: нужно было создать децентрализованный алгоритм построения топологии машин для распределенного обучения. Я придумала один алгоритм и сравнила его с алгоритмами, предложенными другими участниками проекта. Я работала вместе с девочкой из Эквадора, а наш научный руководитель был из Канады.
В рамках курсовой на третьем курсе и ВКР на четвертом мы с моей подругой Екатериной Булатовой работали над одной и той же темой. Интересно, что, работая над этим проектом, я постепенно освоила все вычислительные ресурсы Вышки: оба кластера с видеокартами и большой суперкомпьютер. Наш научный руководитель, Максим Рахуба, предложил опубликовать эту работу на конференции по машинному обучению. С его помощью мы подготовили статью к публикации и подали на NeurIPS, сейчас ждем результатов. Каким бы ни было решение рецензентов по поводу нашей статьи, мы всё равно можем гордиться нашей работой, так как с ней мы заняли первое место на вышкинском конкурсе НИРС. Мы благодарны нашему руководителю за помощь с теоретической частью работы и за то, что он всегда с готовностью помогал нам исправить ошибки. Если не знаете, какой проект выбрать, берите тот, который ведет Максим Владимирович.
Последний учебный год я изучала немецкий, летом я люблю кататься на велосипеде, а зимой – на коньках. Всегда люблю гулять с друзьями. Также хочу прорекламировать секцию ушу в ВШЭ: мне там очень понравилось, хотя сначала из-за ситуации с коронавирусом, а потом из-за недостатка времени я ходила туда всего несколько раз. Может, удастся наверстать в будущем.
Сейчас в основном я отдыхаю от учебы. Кроме этого, нам нужно продолжать работу над нашей научной статьей и провести еще несколько экспериментов, чтобы быстро ответить на вопросы, которые могут возникнуть у рецензентов. Скоро я поеду на летнюю школу по машинному обучению, которую проводит ВШЭ в Пушкине. После школы я пойду на летнюю стажировку в Яндекс, там буду заниматься машинным обучением в звуке.
Также этим летом я поступаю в совместную магистратуру ВШЭ и Сколтеха «Математика машинного обучения».
Ренат Нуртдинов
Программная инженерия, бакалавриат
Мой бэкграунд – это две обычные школы с английским уклоном, тройка по геометрии, непереваривание точных наук и призерство на олимпиаде по биологии. Но в 9 классе все перевернулось вверх дном. В моей жизни появился первый язык программирования – формулы в Excel и командные блоки в Minecraft.
На ФКН я попал практически случайно. Всегда думал, что сюда невозможно поступить, и готовился к подаче в другие топовые вузы. Когда развозил документы, по пути домой решил заскочить на Лубянку, и как-то закрутилось. «Программная инженерия» привлекала концентрацией на процессе создания программных продуктов с минимумом математики и отсутствием физики. Изучая содержание программы и отзывы, я стал больше и больше склоняться к Вышке. Позже знакомые рассказали, что мечтали поступить на это направление. В результате я сдал оригинал аттестата и уехал из Москвы, чтобы точно не передумать.
В студенческой жизни больше всего запомнился первый курс и внеучебка. Первый курс – самобытный Кочновский переулок, сложные лекции, пугающие проценты отчислений, куча умных ребят вокруг, ботанье сутками напролет весь декабрь и кажущееся вечным ожидание оценок за программирование. Было очень атмосферно и захватывающе.
Второй момент – внеучебная жизнь, и в Вышке она просто сказочная: есть миллион возможностей для самореализации! Есть миллион возможностей самореализации. Еще на организации последнего звонка в школе я понял, что хочу делать мероприятия, и вот оно – на первом курсе мы с ребятами собрали первый студактив ФКН (aka CSTATI) и стали делать наш первый ивент, который бы понравился программистам. Дальше – больше, сейчас CSTATI – это бренд, который живет благодаря энтузиазму следующих поколений студентов и неугасающей идее. Помимо учебы и организации самых крутых мероприятий на ФКН, я волонтерил, саморазвивался, работал, зарабатывал на путешествия – и путешествовал.
Еще я схожу с ума по авиации: самолетам, аэропортам и всем, что вокруг этого. Обожаю заполнять анкеты на визы, искать авиабилеты, планировать путешествия, знакомиться с новыми городами и людьми. Мечтаю полетать на королеве неба Boeing 747 и самыми экзотичными авиакомпаниями всего мира.
Сейчас я работаю разработчиком в Сбере, продолжаю участвовать в жизни CSTATI и планирую развиваться в своей области. Чувствую, что мне не хватает академического опыта, и есть желание что-то поисследовать, возможно, в магистратуре.
Дмитрий Горбецкий
Финансовые технологии и анализ данных, магистратура
После окончания бакалавриата по корпоративным финансам я сделал достаточно большой перерыв прежде чем поступить в магистратуру. Мне нужно было время чтобы осознать, действительно ли мне нравится заниматься тем, чему я обучался на протяжении четырех лет? Через некоторое время я все-таки понял, что это не совсем то, к чему у меня лежит душа.
В какой-то момент меня заинтересовал анализ данных и data science. Некоторое время я посвятил самостоятельному изучению материала и в какой-то момент задумался: «А неплохо бы получить высшее образование в данной отрасли, такое, чтобы все эти знания были структурированы». Тогда я начал рассматривать различные программы и университеты. Наибольший интерес на тот момент для меня представляли программы «Науки о данных» и «Финансовые технологии и анализ данных». Несмотря на то, что работа по первоначальному образованию у меня не вызывала радости, мне не хотелось просто так оставлять свои экономические знания без использования. Тогда я решил направить уже имеющиеся знания в немного другое русло – финтех, превосходный симбиоз экономики и компьютерных наук.
Моя программа — ФТиАД — как оказалось, очень грамотно и умело сочетает эти два направления и со своим выбором я точно не прогадал. ФТиАД — именно та программа, которая позволяет совмещать работу и учебу за счет грамотно выстроенного расписания, когда все пары начинаются не раньше 18:00. Скорее всего, если бы я поступил на другую программу, у меня не получилось бы так хорошо справляться с учебой и работой.
Во время учебы произошло очень много событий, все они прекрасны по-своему. Но, пожалуй, есть такое, которое запомнилось больше других и сейчас вызывает только положительные воспоминания. Был у нас достаточно объемный коллективный проект, который мы выполняли впятером. Так произошло, что, хотя немалую часть проекта мы сделали своевременно, перед дедлайном у нас еще оставалось много работы. В итоге выполнение проекта нам стоило три бессонные ночи. В последние дни мы все делали свою часть работы часов до пяти утра, спали часа два, шли на работу и цикл повторялся. Как думаете, что-то изменилось ко второму проекту? Нет, все прошло приблизительно по тем же рельсам, только мы уже были подготовлены к такому развитию событий. На самом деле, такого рода трудности очень сильно объединяют и сплачивают. Хоть и проекты уже давно позади, мы поддерживаем связь и часто видимся друг с другом.
Большая часть студенческой жизни у нас пришлась на ковидные времена. Так получилось, что очно за два года мы учились около трех-четырех месяцев. Но это никак не навредило общению внутри коллектива. Группа у нас очень дружная и каждый готов помочь по мере своих сил. Помимо учебы мы регулярно стараемся встречаться по общим праздничным событиям: закрытие сессии, защита курсовых, проектов, диссертаций. Также есть два отличительных мероприятия совместной программы со Сбером. Это летний коллективный выезд, на который приглашаются как студенты первого курса и текущие выпускники, так и выпускники прошлых лет и преподаватели. Также существует сбор в корпоративном университете Сбера, который приурочен к Татьяниному дню. Там собирается не только наша программа ВШЭ, но и все совместные программы с других вузов. В этом году на такой встрече я встретил много энергичных и талантливых ребят со всей России, с которыми было приятно общаться и делиться опытом тогда в стенах СберУниверситета и теперь за его пределами, когда я могу их назвать друзьями и коллегами.
Помимо учебы у меня есть полноценная работа, которая занимает почти все свободное время, и на сторонние проекты с учетом учебы не было много времени. Иногда поступают различные предложения типа стартапов, но пока никаких стоящих идей не было, которые могли бы серьезно меня заинтересовать.
Сейчас я работаю в Сбере в управлении валидации. Мы занимаемся всесторонним анализом моделей машинного обучения со всего банка и выявлением модельного риска. О своей работе я могу очень много и долго рассказывать, так как мне, действительно, нравится то, чем я занимаюсь. И у меня никогда не возникало мысли, что я иду утром туда, где плохо и занимаюсь тем, от чего меня тошнит. Поэтому я планирую развиваться и совершенствоваться в текущем направлении. В аспирантуру я пока не собираюсь, возможно, в дальнейшем туда поступлю, такого развития событий я не исключаю. Освободившееся свободное время сейчас я хотел бы посвятить своим увлечениям и дополнительным курсам, на которые у меня не хватало времени во время учебы.
У меня достаточно много разных увлечений, но, к сожалению, на все сейчас просто не хватает времени. К основным, наверное, можно отнести: гитару, настольные игры, роликовые коньки. Из новых увлечений - походы. Здесь мне предстоит еще многое узнать и изучить. Кстати, у Вышки есть отличный Турклуб, который активно помогает новичкам осваиваться. Очень рекомендую к ознакомлению.
Павел Соколов
Прикладная математика и информатика, бакалавриат
В 10-11 классе я учился в СУНЦ МГУ в информатическом классе, так что с направлением я более-менее определился еще за два года до поступления. А вот выбор учебного заведения давался мне с трудом; в первую очередь я рассматривал ВМК МГУ и ФКН ВШЭ. На ФКН меня заинтересовало то, что потом можно было поступить на магистерскую программу «Анализ данных в биологии и медицине» — я собирался удариться в биоинформатику. Разница между ПМИ и ПИ для меня тогда состояла в том, что, по словам знакомых, с ПМИ на ПИ перейти было легче, чем наоборот.
Самые теплые воспоминания, несомненно, у меня останутся о моих друзьях и хороших знакомых, с которыми мы вместе играли в ЧГК и «Угадай мелодию», смотрели аниме, катались на велосипедах, ездили по дачам, тусили до утра, шутили и спамили в околоучебных чатах. Что касается учебы, то не могу не упомянуть Дмитрия Трушина, Глеба Евстропова, Дмитрия Шабанова, Евгения Соколова и Максима Рахубу как авторов и лекторов первоклассных курсов, доставивших мне больше всего бессонных ночей. А также Алексея Милованова, который по сути присматривал за нашей 183-й группой специализации «Теоретическая информатика».
На первых двух курсах моя группа наполовину состояла из моих бывших одноклассников. Конечно, к нашей компании добавилось еще несколько человек. С группой после выбора специализации особо перезнакомиться не удалось из-за ковида, но парочку новых знакомств завести удалось. Вдобавок, социализация на факультете не заканчивается на группе и на потоке.
Помимо учебы я занимался самообразованием. На первых курсах самостоятельно изучал веб-технологии и чистый код, но на втором курсе с наводки тогдашнего преподавателя АКОСа открыл Rust Book, и завертелось... После выполнения нескольких «игрушечных» проектов на Rust во мне проснулся интерес к дизайну языков программирования. Отсюда вытекает необходимость изучать связанные дисциплины: статический анализ, компиляторы, функциональное программирование, теорию типов. Дошло до того, что мой passion project — дизайн нового функционального языка программирования — я оформил в качестве ВКР.
Когда-то давно я читал комиксы и мангу, играл в настолки и Nintendo Switch. А теперь так получилось, что все свои оставшиеся силы я трачу на теорию типов, изучение паттернов функционального программирования и формальную верификацию. Не знаю, можно ли это называть своим хобби, но от хорошей статьи я получаю не меньше кайфа, чем от хорошего трая в Dead Cells. Ну и, каюсь, «меломаню» с 11 лет.
Прямо сейчас я радуюсь успешной защите диплома, помогаю развитию стандартной библиотеки языка Arend и готовлюсь к поступлению в магистратуру. Чуть позже вернусь к работе над собственным языком, в том числе хочу изложить придуманные мной инновации в форме двух статей. Моя среднесрочная цель — получение ученой степени. Для этого как минимум нужны публикации, о которых я позабочусь в магистратуре. Параллельно буду притворяться преподавателем (синдром самозванца никто не отменял) и заражать бакалавров интересом к функциональщине.
Евстропов Глеб Олегович
Милованов Алексей Сергеевич