• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Выпуск 2022. Часть 2

Выпуск 2022. Часть 2

ФКН

Продолжаем рассказ о выпускниках 2022 года, сегодня публикуем вторую из трех частей. Студенты поделятся своим опытом обучения в бакалавриате и магистратуре, расскажут, как на них повлияло время на ФКН и помечтают о своем будущем.

Катарина Кучук
Науки о данных, магистратура

Я узнала про факультет компьютерных наук за пару лет до того, как начала здесь учиться. Случайно, читая об образовании в России, я наткнулась на сайт ФКН и изучила его программы. С первого взгляда мне понравилась магистратура «Науки о данных», которую я и закончила. Выбор предметов, областей, которые студенты изучают, а также сама учебная программа казались именно тем, что я ищу и чем хочу заниматься. В течение последнего года обучения в бакалавриате мне удалось получить квоту на поступление, которая позволила мне выбрать университет и программу, где я продолжу свое образование. Без особых сомнений я выбрала «Науки о данных» в Вышке и ни разу не пожалела об этом.

Поскольку я закончила бакалавриат в Белграде, городе, где я родилась и выросла, у меня раньше не было возможности жить в общежитии и почувствовать настоящую студенческую жизнь. Я всегда немного завидовала своим родителям, слушая их истории о том времени, когда они были студентами — как они жили, общались и дружили в общежитии.

Поступив на эту магистерскую программу, я получила возможность не только попробовать жизнь в общежитии, но и пожить в Москве — городе, в который я всегда была влюблена. Я могу сказать, что предыдущие полтора года были для меня незабываемым опытом. Я завела много друзей со всего мира, узнала много нового о других культурах и обычаях и пережила действительно замечательные моменты.

Но, к сожалению, поскольку я начала обучение в магистратуре во время пандемии, у меня почти не было возможности встретиться со своими одногруппниками кроме нескольких иностранных студентов. Многие одногруппники не могли приехать в Россию из-за закрытых границ; онлайн-занятия также не способствовали формированию близких отношений. 

Хотя была возможность участвовать в студенческой мобильности, я решила провести все свое время в Москве. Я полностью нашла себя здесь, так что у меня даже не было желания что-то менять. Я старалась использовать свое время в магистратуре, чтобы как можно лучше познакомиться с Москвой и путешествовать по России. Кроме того, я старалась улучшить свой русский язык.

В свободное время я слежу практически за всеми видами спорта, от фигурного катания до легкой атлетики и плавания. Кроме того, я люблю гулять, путешествовать и открывать новые места.

Поскольку я только что закончила магистратуру, я хотела бы найти работу и начать развиваться. Это непростой процесс для иностранца в России, но я надеюсь, что мне удастся реализовать этот план, а диплом магистра поможет мне в этом.

Мурад Омаров
Анализ данных в биологии и медицине, магистратура

Изначально я биотехнолог, закончил бакалавриат в РГАУ-МСХА им. Тимирязева. На третьем курсе я увлекся биоинформатикой – наукой на пересечении биологии, математики и информатики. Я начал работать в этой сфере, научился программировать, написал вместе со своим научным руководителем несколько научных статей. Ближе к концу бакалавриата я задумался о том, где я могу приумножить свои знания: во-первых, я мог остаться в своем вузе, поступить в магистратуру и продолжить учиться самому в процессе работы. Либо поступить в другой вуз, где учат биоинформатике. К сожалению, в Москве, кроме магистерской программы «Анализ данных биологии и медицине» ВШЭ мне ничего не удалось найти, хотя сейчас направление становится все популярнее. 

Я подал портфолио со своими научными работами, прикрепил сертификаты о прохождении курсов программирования, написал мотивационное письмо и взял у научного руководителя рекомендацию. Я очень удивился, когда прошел на бюджет. Казалось, что меня, человека без необходимого математического образования, просто не могли принять на факультет компьютерных наук. Было страшно, вдруг я не справлюсь. Но, как оказалось, главное — это желание и мотивация – ведь я окончил магистратуру с красным дипломом. 

К большому моему сожалению, студенческой жизни практически не было из-за пандемии. Но я был очень рад, когда пары проходили очно. Лично пообщаться с первоклассными преподавателями-учеными для меня было в удовольствие. К тому же мои одногруппники — очень крутые ребята. После очных пар мы часто ходили ужинать и общались на самые разные темы. Уверен, что со многими из них мы продолжим общаться и после выпуска. Мы с одногруппниками встречались отметить окончание сессий. Сейчас двое из них – мои друзья, и мы часто с ними выбираемся на прогулку.

В начале первого курса я занимался биоинформатикой в сфере эволюции растений. После первого семестра я устроился биоинформатиком в компанию «Атлас», где работаю до сих пор и успешно применяю полученные на учебе знания на практике. Я разрабатываю модели оценки рисков заболеваний с использованием данных о генетике. Моя работа приносит пользу здоровью людей, что не может не радовать. 

Помимо учебы, я люблю музыку: играю на гитаре и пианино. Обожаю ходить в караоке. В свободное от работы и учебы время я читаю книги по психологии.

В будущем я хочу стать одним из лучших в своей сфере – анализе биомедицинских данных, медицинской генетике. В планах также защитить кандидатскую диссертацию. Возможно, через год попробую себя в зарубежной лаборатории, наберусь опыта, поучусь новому. Также хочу устроиться преподавателем в ВШЭ и делиться своими знаниями. К тому же это повод задержаться в Вышке, в которой мне очень понравилось.

Софья Иволгина
Математика машинного обучения, магистратура

Я закончила бакалавриат матфака ВШЭ и сначала поступила туда же в магистратуру. Поскольку область, связанная с теорией вероятностей и статистикой, была представлена на факультете не очень обширно, я взяла курсы по стохастическим процессам. Так я познакомилась со своим будущим научным руководителем Алексеем Наумовым, и он пригласил меня поработать стажером в лаборатории. Чтобы полностью погрузится в теорию и практику, я решила перепоступить на магистратуру «Статистическая теория обучения» или, по-новому, «Математика машинного обучения». Так я попала на ФКН. 

Обучение в магистратуре вышло довольно загруженным, были постоянные дедлайны, проекты по учебным курсам, плюсом еще работа в лаборатории, было тяжело. Однако вспоминаются и хорошие моменты: летом прошлого года я вышла замуж. Помню, как в свободное от работы время выбирала себе платье, прическу и туфли.

Первый год магистратуры мы сидели на карантине, поэтому своих однокурсников я совсем не знала. Зато второй год получился насыщенным. Первый раз мы всей группой собрались на конференции SAMPLE в Геленджике. Несмотря на загруженную лекциями первую часть дня, вечером мы много гуляли, успели забраться все вместе на гору и даже посетить караоке-бар. После этого мы стали часто встречаться на выходных и праздниках, и вот сейчас организовывали свой выпускной.

На втором году магистратуры я посетила Innovation Workshop — обязательное мероприятие для студентов Сколтеха. Там нужно было за три недели создать стартап и представить его перед экспертами. Я и моя команда создали игру, которая помогает детям с расстройством аутистического спектра распознавать эмоции. Мы даже тестировали нашу программу на реальных детях, им очень понравилось. 

Помимо учебы я хожу на бально-спортивные танцы, сейчас уже как любитель, но раньше в школе я занималась серьезно, даже выигрывала общероссийские и международные соревнования.

Сейчас собираюсь попробовать себя в индустрии, и параллельно планирую переезд в Америку, поскольку там живет мой муж. Мои дальнейшие планы — хочу просто быть счастливой.

Екатерина Трухан
Программная инженерия, бакалавриат

В школе мне нравилась математика, я занималась олимпиадами и ближе к поступлению стало понятно, что нужно выбрать еще один предмет: информатику или физику, а я не интересовалась ни тем, ни другим. Так что из двух зол выбрала наименьшее, а еще в 11 классе написала олимпиаду по математике, которая тогда была первого уровня. Ближе к поступлению посмотрела все вузы, куда моя олимпиада давала возможность поступить без вступительных испытаний, и «Программная инженерия» ФКН оказалась самым приятным вариантом. До этого я хотела поступить либо на «Прикладную математику и информатику» на нашем же факультете, либо в МФТИ, но туда не получилось — и в результате я даже этому рада. 

Я подала документы на следующий же день после выпускного, было забавно: еще утром ты встречаешь рассвет с одноклассниками, а уже днем подаешь документы, и скоро тебя ждет абсолютно новая студенческая жизнь. Поначалу было сложно, почти все вокруг в отличие от меня уже имели некоторый опыт в программировании. У меня даже были пересдачи и вообще было достаточно тяжело. На первом курсе я выбрала курсовую про виртуальную реальность - ничего не поняла, но мне очень понравилось. Меня впечатлила сама технология и её возможности, хоть первая работа и была совсем простая. Потом на втором курсе я увидела в списке курсовых знакомую тему, но уже от другого руководителя — Павла Манахова. Он пригласил меня к нему в проектную группу «Пространственные интерфейсы», и это решило мою судьбу на следующие три года: я занималась исследованиями виртуальной и дополненной реальности.

Нашим первым проектом было исследование ввода текста в виртуальной реальности. Мы с однокурсником под руководством Павла Манахова сделали обзор литературы, рассмотрели много разных способов ввода. С помощью брейншторма спроектировали свой и выбрали еще несколько для сравнения. Потом реализовывали прототип для проведения эксперимента, его и сдавали в качестве курсовых, а летом проводили сам эксперимент. Нам нужно было много респондентов: они должны были физически приходить в Вышку и вводить текст в шлеме виртуальной реальности, одна сессия эксперимента длилась около 2,5 часов. Пока участник вводит текст, записываются данные о том, с какой скоростью он вводит, сколько раз ошибся, сколько раз исправил слова и так далее. Следующий эксперимент был уже весной. Если в первом мы давали участнику только один из способов ввода, чтобы найти самый быстрый и наименее ошибкоемкий, то во втором — каждый респондент пробовал все пять способов и сравнивал их, так мы искали самый удобный способ. 

Об этом исследовании я рассказывала на фестивале наук Вышки и участвовала в Научных боях — тоже отличный опыт, у меня даже получилось победить. Мне понравилось рассказывать про виртуальную реальность и о том, чем мы занимались, так что я и сейчас иногда участвую в днях открытых дверей и похожих мероприятиях.

На четвертом курсе для диплома я взяла тему «Эмпирическая оценка способов представления уведомлений для очков дополненной реальности». Мы предполагаем, что в будущем очки дополненной реальности смогут заменить смартфоны. Поэтому мы решили исследовать, как человек сможет получать уведомления в процессе работы, требующей умственной нагрузки. Диплом я уже успешно сдала, возможно, позже будет научная статья на эту тему.

Проведение исследования и вообще научная деятельность, сам опыт досконального изучения какой-то темы — довольно уникальное занятие и немного меняет взгляд на мир, понимаешь, что практически все, что нас окружает, имеет большую научную базу, к которой можно обращаться. Университет — хорошая возможность попробовать себя в исследованиях, в науке, так что я рада, что у меня это получилось.

На первом курсе я пробовала общаться с одногруппниками — они отличные ребята, и мне было с ними интересно, но крепких дружеских отношений не сложилось. Мне очень хотелось найти кого-то такого же активного, как и я, и близкого по настроению. Я знала, что на факультете есть новая студенческая организация CSTATI, которая делает мероприятия и тусовки, но как-то никогда на них не ходила. В середине второго семестра первого курса я прошла в кураторы, там же встретилась с ребятами из организации и это было лучшим временем. Ощущалось как «найти своих и успокоиться», так я попала еще и в студактив. Было по-разному, иногда прекрасно, иногда очень сложно, но это в любом случае огромный опыт и, мне кажется, я сильно выросла, пока была в организации. Мы делали разные мероприятия и у нас было много планов, хоть и из-за ковида многие из них реализовать не получилось, но мы «выжили», и все идет замечательно. Сейчас я уже не так активно участвую, но хочу сказать, что те, кто там остались — огромные молодцы, и я думаю, что студактив будет еще долго существовать.

В скором времени я переезжаю в Армению и буду продолжать работать над проектом с виртуальной реальностью в JetBrains. Может быть, когда-нибудь я пойду в магистратуру, но сначала хочу достаточно поработать, чтобы понять, в каком направлении лучше двигаться. Хотя уже сейчас настраиваюсь на образование, связанное с расширенной реальностью, интерфейсами и пользовательским взаимодействием. В свободное время я люблю ходить на концерты, в музеи, на квесты, смотреть сериалы, читать книги по философии и про то, как проектируются интерфейсы.

Юньин Пэй
Прикладной анализ данных, бакалавриат

Решение поступить на ФКН было весьма спонтанным для меня и моей семьи. Я окончила среднюю школу гуманитарного направления в Казахстане и ничего не знала о программировании до учебы в университете. После окончания 11 класса передо мной стоял сложный выбор: пойти на программу гуманитарного направления или естественных наук. Мне всегда очень нравились языки, возможно, потому что я жила в разных странах (в Китае, России и Казахстане). У меня легко получалось развивать связанные с ними навыки и это казалось очень интересным, я даже думала поступать в МГИМО. В то же время математика тоже являлась одним из моих любимых предметов. 

В итоге я выбрала программу двух дипломов «Прикладной анализ данных»: во-первых, мне очень понравился университет. Просмотрев всю информацию на сайте университета, Вышка показалась мне современной, престижной и предлагающей качественное образование. Во-вторых, я понимала, что если мне вдруг не понравится, то я смогу потом перейти на что-нибудь гуманитарное, а начинать с гуманитарного и переходить к естественным наукам гораздо сложнее. Более того, ПАД был новой программой, открывшейся в год моего поступления. Мне показалось, что это совпадение – знак судьбы, который придал мне дополнительный стимул поступить.

Моя студенческая жизнь была очень насыщенной и счастливой. Пользуясь возможностью, я бы хотела от всей души поблагодарить наших дорогих преподавателей. Я пришла на ПАД, не понимания программирование и без сильной математической базы. Честно говоря, мне было несколько напряженно и страшно в самом начале. Академический руководитель Тамара Вознесенская, менеджер программы Татьяна Пак и Наира Шахвердян много мне помогали и отвечали на все мои вопросы. Их помощь и поддержка дала мне много мотивации двигаться вперед. 

Учеба давалась мне непросто. Загруженность была большой на протяжении всех четырех лет. За это время мы изучили дисциплины разных областей. Было много курсов по математике и компьютерным наукам: линейная алгебра, статистика и машинное обучение, а также немало предметов по менеджменту, экономике и финансам. Таким образом, моя студенческая жизнь была переполнена разными домашниши заданиями, групповыми проектами, Kaggle-соревнованиями, коллоквиумами и экзаменами. Порой становилось утомительно, но негативные эмоции быстро сменялись радостью, связанной с достижением новых успехов и получением новых знаний. Мы изучали актуальные темы современной науки и развития технологий. Таким образом, я чувствую, что развиваюсь вместе с обществом, являюсь его частью и могу активно участвовать в его будущем, если постараюсь.

Нужно отметить, что все мои достижения в ВШЭ тесно связаны с признанием и поддержкой преподавателей. Каждый из них старался рассказать нам как можно больше полезных материалов и всегда был готов помочь и ответить на наши порой примитивные вопросы. Приятнее всего осознавать тот факт, что они замечают наши старания — это очень сильно мотивирует. Также хочу выразить особую благодарность моему научному руководителю на втором курсе Никите Старичкову и научному руководителю ВКР Борису Демешеву. Под их терпеливым руководством и благодаря их полезным советам, я научилась проводить исследования и лучше осознала красоту науки. 

У нас с одногруппниками хорошие отношения. Так как мы являемся первым потоком ПАД, нас изначально было немного и каждый из нас хорошо знает друг друга. Более того, у нас часто бывают групповые задания, поэтому мы регулярно занимаемся вместе и помогаем друг другу в учебе. У нас очень много ребят-интеллектуалов: до учебы на ФКН я еще не встречала так много умных людей. Если мне что-то непонятно в учебных материалах, они всегда мне помогают и объясняют, мне тоже иногда задают вопросы, и тогда объясняю я. В свободное время мы часто собираемся и делимся нашими планами и стремлениями. Хочу сказать большое спасибо всем моим друзьям, которые мне помогали на протяжении всех четырех лет, в особенности хочу выразить большую благодарность Лике Ломидзе, моей лучшей подруге. Она всегда была рядом со мной и поддерживала меня в трудные моменты. Вместе мы прошли большой путь и создали много драгоценных воспоминаний, которые я буду помнить всегда.

К сожалению, я не принимала участие в студенческой мобильности. Большая загруженность по учебе не давала возможность съездить и поучиться в других странах, а ситуация с ковидом еще сильнее уменьшила эту вероятность. Однако я была близка к такой поездке: летом 2020 года я получила грант от LSE на обучение в ее летней школе, но в связи с пандемией все было перенесено в онлайн формат. Я выбрала курс Business, International Relations and the Political Economy. На курсе мы слушали очень интересные лекции и выполняли задания – в основном, писали эссе на заданную тему каждую неделю. Я узнала много нового о международных отношениях и глобализме – тех темах, которыми я интересовалась еще до поступления.

Лично у меня нет других проектов помимо выполненных в течение учебного процесса. Немало ребят с нашего потока ушли в исследования и сейчас работают в лабораториях. Они занимаются очень актуальными и продвинутыми проектами. Я же решила, что буду поступать на магистратуру и усердно подготавливала материалы для поступления. На четвертом курсе я стажировалась в Яндексе, в отделе Дзена. Я работала в качестве дата аналитика и занималась антифродом. Главная миссия нашей группы – придумать и осуществить эвристики, которые помогут словить авторов-мошенников на платформе Дзен. Возможность поработать в крупнейшей ИТ-компании России была драгоценным опытом для меня, в процессе чего я научилась многим новым вещам. После окончания стажировки мне предложили остаться, однако я отказалась, так как уже решила поступать в магистратуру за границей. 

Помимо стажировки в индустрии, я была учебным ассистентом: по алгебре на втором курсе, по экономике на третьем курсе и по временным рядам и стохастическим процессам на четвертом курсе. 

Я поступила на программу Schwarzman Scholars Университета Цинхуа, который занимает первое место в Национальном рейтинге университетов КНР. Это полностью финансируемая программа, предназначенная для развития у студентов лидерских способностей и углубления их знаний о Китае и мировых делах. Так что совсем скоро я улетаю в Китай, поэтому в настоящее время я прощаюсь с Россией, с моими одногруппниками и близкими друзьями и потихоньку готовлюсь к моим дальнейшим планам. Буду очень скучать по теплым воспоминаниям об учебе на ФКН. 

Обучение на ПАДе углубило мое понимание о компьютерных науках и технологиях, а через учебу в Schwarzman Scholars, я хочу расширить свои знания в политике, экономике и развить свои лидерские качества. В будущем я хотела бы внести свой вклад в продвижение глобального сотрудничества и развития путем продвижения интеграции анализа данных и экономических областей.

В свое свободное время я увлекаюсь музыкой. Мне очень нравится петь и играть на пианино, а также недавно начала учиться играть на гитаре. Еще люблю заниматься спортом, особенно увлекаюсь сноубордингом, плаванием и игрой в бадминтон. Другое мое большое хобби – это писать. В 14 лет я написала сборник рассказов и прозы на китайском языке, а потом создала свой канал в приложении WeChat, где я периодически публикую свои произведения. Самая популярная публикация набрала более 1600 просмотров. Также мне нравится познавать традиционные культуры разных стран. На первом курсе я перевела книгу моего китайского учителя о традиционной китайской культуре на русский язык.