• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Я работаю в Вышке уже десять лет — треть ее жизни и больше трети моей

Я работаю в Вышке уже десять лет — треть ее жизни и больше трети моей

Высшая школа экономики

Маргарита Бурова — выпускница бакалавриата психфака Вышки и магистратуры ФКН «Математика машинного обучения». В июне Маргарита возглавила онлайн-программу «Магистр по наукам о данных». Мы поговорили с ней об этой работе, пути в преподавании и о планах на аспирантуру

Путь на ФКН

Изначально я поступала на психфак с представлением, что буду кем-то вроде HR-специалиста или консультирующего психолога, хотя до этого училась в физмат лицее. На первом курсе у нас был совершенно потрясающий преподаватель математики Петр Панов — тогда ее достаточно подробно преподавали психологам, потому что многие уходили в нейронауки. Этот преподаватель позвал меня ассистентом на следующий год, и я очень втянулась. На втором курсе мы изучали статистику, и вот это было уже неинтересно: мы обсчитывали цены на бензин в SPSS, мне показалось, что это бесполезно для психолога. У меня появилась мечта, что было бы круто выучиться, вернуться на психфак и преподавать этот предмет по-другому, полезно и предметно. Тогда еще не было связки между социальными науками и анализом данных, математикой. Сейчас я преподаю в том числе на психфаке, так что моя мечта в какой-то мере исполнилась. 

Сначала у меня была идея поступить на ФКН в магистратуру и изучать математическое моделирование, но к моему третьему курсу бакалавриата она закрылась.  На экономе я нашла магистратуру про статистический анализ в социальных и экономических процессах, но на моем четвертом курсе закрылась уже она. В итоге я поступила в Институт образования на «Измерения психологии в образовании». Было очень интересно, но после года там я поняла, что все-таки хочу в математику и программирование. Я бросила эту магистратуру в конце первого курса и перепоступила уже на ФКН, на «Математические методы оптимизации и стохастики», это сейчас «Математика машинного обучения». 

Когда я училась на первом курсе магистратуры, всех магистров факультета позвали присоединиться к проекту Data Culture, который тогда только открылся. На нем мы могли преподавать математику и программирование на гуманитарных направлениях. Я поняла, что всегда этого хотела, и сразу отозвалась. Уже во втором семестре я вела два курса: Excel у политологов и программирование и анализ данных на международных отношениях. На МО я веду этот курс уже в шестой раз. 

Когда я начинала, мне казалось, что я знаю, как все должно быть, но в реальности это оказалось совершенно не так. Первая итерация курса была ужасной, у меня были разгромные СОПы, студенты часто писали, что я слишком быстро даю материал, и они за мной не успевают. Ко второму году преподавания я полностью переработала свою программу, к тому же мне дали больше часов, студенты тоже втянулись. В этом году я уже преподаю вместе со своей студенткой с международных отношений. Еще бывают случаи, когда под влиянием моего курса студенты меняют свой профессиональный путь: например, у нас есть студентка, которая после международных отношений стала работать аналитиком — ей так понравилось, что она решила связать свою жизнь с этим. 

О новой роли 

Со временем я начала вести все больше курсов Data Culture: в прошлом году их было уже десять. Мне стали предлагать коммерческие проекты, вести повышение квалификации, и вообще меня все больше вовлекали, да и мне хотелось преподавать. Евгений Соколов в начале февраля позвал меня немного помочь с магистратурой, но в итоге предложил возглавить уже весь проект. Я верю, что сложности развивают нас, и это было круто, хотя и очень нервно. Тем более магистратура у нас англоязычная, а у меня на тот момент был не очень хороший английский. Я ничего не веду на этом языке, но отвечаю студентам на какие-то вопросы. Первое время я боялась, что, например, употреблю не то время, но оказалось, что это такие детали не имеют особого значения — главное просто передать нужную информацию. 

Сейчас у меня несколько ролей: с одной стороны я старший преподаватель департамента больших данных информационного поиска, а с другой стороны — академический руководитель программы Master of Data Science. Формально я на этой должности с июня, но начинала заниматься магистратурой уже с начала февраля.

Master of Data Science — первая в России англоязычная магистерская программа по компьютерным наукам, реализуемая полностью онлайн. Сейчас на программе учится почти сто человек, в основном из стран СНГ. В 2022 году программа вышла в финал премии Digital Learning 2022. 

Обязанности у меня самые разные. Я бы сказала, что работа делится на два направления: во-первых, это большие стратегические вещи: как программа будет развиваться, какие делать курсы, как распределять бюджет, какую делать рекламу, кого звать преподавать. Во-вторых, часто возникают более мелкие, но срочные проблемы. Например, преподаватель не может изменить дедлайн в системе Smart LMS, и я должна помочь. Или какие-то видео не загружаются, нужно связаться с дирекцией по онлайн-образованию и решить эту проблему. И в целом, коммуникация с дирекцией по онлайн-образованию — моя задача. Также у нас есть учебный отдел, которым руководит Иван Боднарук, есть преподаватели — они все достаточно самостоятельные, но я все равно формулирую им некоторые задания.

У меня нет какого-то «типичного» расписания, каждый рабочий день проходит по-своему. Во-первых, я веду свои пары в бакалавриате и в Центре непрерывного образования, периодически веду курсы повышения квалификации для вузов, в том числе региональных. Иногда просто я сижу целый день и настраиваю курсы: проверяю, что там ничего не потерялось и их можно запускать. И, конечно, хожу на встречи и совещания. Я не занимаюсь исключительно магистратурой или своими курсами каждый день — все дни очень разные. 

При этом я очень рада, что у меня появилась эта новая часть работы. В прошлые годы я вела огромное количество курсов. Я очень люблю преподавать, и даже воспринимаю себя скорее как преподавателя, чем как руководителя. Но очень круто, что теперь я решаю гораздо более широкий спектр задач. Кроме того, когда я переключаюсь с задачи на задачу, то меньше устаю — получается смена деятельности как отдых. 

Мы сейчас все еще стараемся полностью уйти с платформы Coursera. Наверное, с другими предметами было бы проще, но у нас много задач на программирование, и при смене платформы мы все еще беспокоимся о том, что может пойти не по плану. Но скоро мы все починим. Вообще подключения курсов — это забюрократизированный и долгий процесс. Наша магистратура растянута на три семестра, и у нас свой тайминг относительно остального университета. Всегда очень волнуемся, когда ждем, что для наших курсов подготовят все оболочки (обычно это происходит в последний момент), и тогда мы стараемся быстро все заполнить. Обычно новые курсы выкладываем каждые шесть недель. 

О преподавании


В этом учебном году я преподаю курс по цифровой грамотности и курс по программированию и анализу данных. В этом семестре их не очень много - всего три курса, в следующем семестре будет больше — восемь. В общем, я стала таким многостаночником, который ведет абсолютно все, что есть. В прошлом году у меня над рабочим столом висело детальное расписание, по которому я постоянно сверялась, не забыла ли я что-нибудь. В этом плане были особенно удобны онлайн-занятия — они записываются, и легко проследить, на чем закончилось последнее.

Высшая школа экономики

Преподавательская деятельность очень сильно прокачивает софт-скиллы. После преподавания ты можешь все: и выбивать долги как коллектор, и общаться с родителями студентов как психолог, потому что постоянно происходят нестандартные ситуации. Один раз мне звонил отец студентки и спрашивал, какая у нее накопленная оценка и ходит ли она на занятия. У нас не ведется учет посещений, и я даже не знала, что ему ответить. 

При этом студенты у меня самые лучшие! Иногда с ними бывает сложно, например, когда они только сдали задание и уже просят за него оценки. Я мысленно вернулась к каждой тройке, которую я ставила своим преподавателям в СОП, и подумала: «Простите меня, я не знала, как это тяжело». Но в то же время я знаю, что студентам сложно понять, какая у меня загрузка. А кроме этого — все котики. 

Я считаю, что на ФКН очень комфортно работать: здесь все молодые, все на ты, легко можно написать кому угодно. Ощущение, что нет субординации — это очень комфортно. Если бы тут была жесткая иерархия с письмами «Евгений Андреевич, не могли бы вы обсудить со мной…», то, думаю, я бы здесь столько не работала (смеется). Коммуникация часто идет в телеграме, и помимо рабочих вопросов все переписываются стикерами сердечками — это очень мило и  по-домашнему. Кроме того, у меня есть ощущение, что коллеги поддержат любую мою безумную идею. 

Вообще, интересно отметить, что с 2012 по 2015 я была учебным ассистентом на психфаке. С 2015 по 2016 я была стажером в институте образования, а в 2017 пришла в Data Culture. Получается, что с небольшими перерывами я работаю в Вышке уже десять лет — треть ее жизни и больше трети моей. 

О себе

Все мои дедушки и бабушки спрашивают, когда у меня наконец будет кандидатская. Мой папа — кандидат наук, и все бабушки и дедушки тоже доктора и кандидаты. Я очень хочу защитить диссертацию, и она обязательно будет, но пока я на стадии выбора темы и поиска научного руководителя. В магистратуре моей руководительницей была Юлия Додонова из ИППИ РАН, сектор анализа данных в нейронауках. Кстати, она в свое время тоже после психфака МГУ пошла в магистратуру ФКН, на «Науки о данных». Вместе с ней мы решали задачу классификации по снимкам МРТ мозга, где нужно было отличать мозг в норме и мозг с особенностями (шизофрения, аутизм). В аспирантуре мне хотелось бы вернуться к биологии, медицине и нейропсихологии. Мне это безумно нравится, и, кажется, что в этой теме проще всего принести пользу людям.

Если говорить о хобби, то это, наверное, работа (смеется). Я тот человек, который начинает разные хобби и бросает. В прошлом году это были танцы, но они не совместились с учебным расписанием. Вообще я люблю что-нибудь поделать своими руками: чуть-чуть повязать, чуть-чуть повышивать крестиком, пособирать пазлы, сейчас мне подарили алмазную мозаику, которую я собираю уже четыре месяца по пять минут вечером. Недавно я сходила на мастер-класс по гончарному мастерству, слепила какую-то крайне кривую вазу, была безумно довольна и просто сияла.